Управление муниципальным социально-экономическим развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

В рамках изменения принципов управления общественным развитием экономикой и реструктуризации ее отраслевой и территориальной структуры трансформируется и комплекс политических и экономических механизмов управления территориальным развитием.
Можно выделить несколько общих причин повышения актуальности проблем территориального управления и исследований регионального развития:
потребности формирования единого, нового экономического пространства страны при объективном сохранении экономической самостоятельности регионов возводят проблему комплексного развития регионов в ранг приоритетной, требуют изучения новых, объективных закономерностей регионального развития, формирующихся в условиях трансформирующейся экономики;

Файлы: 1 файл

Муниципальное развитие.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Под территориально-производственным комплексом региона понимается обособленная территориально-организованная совокупность взаимосвязанных, пропорционально развивающихся предприятий различных отраслей, сфер и направлений деятельности, созданная для совместного решения одной или нескольких хозяйственных проблем и выделяющаяся размерами производств, специализацией и территориальным единством, взаимодействующая как внутри, так и за пределами этой совокупности в рамках единой хозяйственной политики.

Организационные формы объединения компаний, значительно различающиеся по степени интеграции их участников, эволюционно развиваются от концернов и семейных групп до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. Примечательно, что вновь появляющиеся организационные формы не вытесняют предшествующие типы интеграции компаний, а дополняют их, приводя к расширению многообразия форм и усложнению институционального пространства экономики региона. Вместе с тем, до настоящего времени отсутствует общепринятый термин для обозначения подобных объединений.

Следует отметить, что стратегические альянсы считаются  самой перспективной формой объединенной деятельности предприятий и именно они из всех возможных организационных  интегрированных форм оказались  в центре внимания развитых государств в 90-х годах. Прогнозируется, что в XXI веке они превратятся в важнейшее орудие конкурентной борьбы.

Стратегический  альянс – соглашение о кооперации деятельности двух или более независимых  фирм для достижения определенных коммерческих целей, для получения синергии объединенных и взаимодополняющих ресурсов предприятий.

Под территориально-производственным комплексом региона на основе стратегического  альянса понимается организационная  форма интегрированного взаимодействия группы хозяйствующих субъектов  для осуществления совместной координации деятельности участников, позволяющая согласовать долгосрочные партнерские отношения с учетом интересов каждого.

Выделим сущностные особенности организационной формы  создания и функционирования территориально-производственного  комплекса региона на основе стратегического альянса:

  • территориально-производственный комплекс региона на основе стратегического альянса представляет собой особую форму сотрудничества между фирмами, идущими дальше обычных договорных взаимодействий, но не доводящие дело до слияния и поглощения. При этом сам комплекс, как правило, самостоятельным юридическим лицом не является;
  • в рамках комплекса осуществляется совместная координация деятельности участников, что позволяет им согласовать долгосрочные партнерские отношения с выгодой для каждого, консолидировать ресурсы на приоритетных направлениях деятельности, достигать синергического эффекта:
  • территориально-производственный комплекс региона на основе стратегического альянса создается на основе горизонтальной межфирменной кооперации, а также между предприятиями, занятыми в смежных сферах деятельности и обладающими взаимодополняющими технологиями;
  • данный тип объединения основан на заключении среднесрочных или долгосрочных, двусторонних или многосторонних соглашений. При этом в комплекс могут вступать не только поставщики, производители и потребители, но и предприятия инфраструктуры, конкуренты, объединившие свои усилия для достижения взаимовыгодного результата;
  • хозяйствующие субъекты подобного комплекса сохраняют свободу действий и вполне могут быть участниками множества других стратегических альянсов, союзов, ассоциаций и т.д.;
  • территориально-производственный комплекс региона на основе стратегического альянса создается на определенный срок, для достижения стратегической цели12.

Для сегодняшнего уровня социально-экономического развития страны, и особенно северных регионов, можно использовать для оценки и  разработки стратегии социально-экономического развития страны и особенно северных комбинированной модели, составленное из: кумулятивного направления – «полюса роста», неоклассического – сходимость или конвергенция, новой теории – пространственные эффекты и новой формы территориальной организации производства – промышленных и региональных кластеров и инноваций. При этом необходимо учитывать особенности функционирования экономики и социальной сферы страны или региона.

3.2. Механизмы регионального и муниципального регулирования экономики

 

Необходимость государственного управления региональным социально-экономическим развитием  во многом обусловлена несовершенством  рыночного механизма и его  неспособностью решать современные проблемы развития как на общегосударственном уровне, так и на региональном уровне . Одной из главных проблем управления на всех уровня в условиях рыночной экономики является создание системы общественного контроля - на внутрифирменном, муниципальном, региональном и общегосударственном.

Идеальная институциональная  среда (система) регионального управления социально-экономическим развитием  должна соответствовать следующим  критериям: быть демократичной, направленной на достижение желаемых результатов; обладать достаточной силой воздействия; быть достаточно простой для понимания; использовать систему социально-психологических мотиваций; быть адаптивной; стимулировать прогрессивное развитие.

Главное требование, которое предъявляется к институтам механизма управления регионом в условиях его экономической самостоятельности, состоит в том, что все составляющие элементы механизма в совокупности должны содействовать формированию рыночной системы, обеспечивающей рост эффективности производства, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг.

Становление институтов механизма регионального управления, обеспечивающих становление рыночной системы, происходит в условиях, активно  противодействующих этому процессу.

Во-первых, рыночная система Росси характеризуется несформировавшимися рынками труда, капитала, земли, что ведет к целому ряду последствий:

  • невозможно заимствование механизмов управления, используемые в странах с равновесными рынками, где соотношение между спросом и предложением устанавливаются преимущественно с помощью механизма саморегу<span cl

Информация о работе Управление муниципальным социально-экономическим развитием