Управление муниципальным социально-экономическим развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

В рамках изменения принципов управления общественным развитием экономикой и реструктуризации ее отраслевой и территориальной структуры трансформируется и комплекс политических и экономических механизмов управления территориальным развитием.
Можно выделить несколько общих причин повышения актуальности проблем территориального управления и исследований регионального развития:
потребности формирования единого, нового экономического пространства страны при объективном сохранении экономической самостоятельности регионов возводят проблему комплексного развития регионов в ранг приоритетной, требуют изучения новых, объективных закономерностей регионального развития, формирующихся в условиях трансформирующейся экономики;

Файлы: 1 файл

Муниципальное развитие.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Основные факторы, влияющие на специализацию хозяйства  территории:

  • особенности природных условий и обеспеченность природными ресурсами;
  • особенности географического положения;
  • количество и качество трудовых ресурсов;
  • исторические сложившиеся отросли хозяйства;
  • возможность выпуска продукции в размерах превышающих собственные потребности;
  • себестоимость продукции должна быть ниже, чем в других районах;
  • в выпуске данной продукции должно быть заинтересовано государство4.

Но, несмотря на экономическую выгоду территориальной  специализации, нельзя забывать и о  комплексном развитии хозяйства  района, отраслей нематериальной сферы, инфраструктуры и др.

Учитывая наличие  факторов специализации, а также  природных, экономических и социальных особенностей различных территорий в России проведено экономическое районирование (деление) территории на более мелкие экономические районы:

  • Северный: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Мурманская области, Ненецкий автономный округ;
  • Северо-Западный: Ленинградская, Новгородская, Псковская области, г. Санкт-Петербург;
  • Центральный: Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области, г. Москва;
  • Волго-Вятский: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская области;
  • Центрально-Черноземный: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области;
  • Поволжский: Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области;
  • Северо-Кавказский: Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания, Чеченская Республика, Краснодарский, Ставропольский края, Ростовская область;
  • Уральский: Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Курганская, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская области, Коми-Пермяцкий автономный округ;
  • Западно-Сибирский: Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа;
  • Восточно-Сибирский: Республика Бурятия, Республика Тува, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Читинская области, Агинский Бурятский, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Эвенкийский автономные округа;
  • Дальневосточный: Республика Саха (Якутия), Приморский, Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Еврейская автономная область, Чукотский, Корякский автономные округа;
  • Калининградская область5.

На территории России выделяют около 30 промышленных районов, из которых 2/3 расположены  в Западной зоне страны. Наиболее высокая концентрация промышленных районов наблюдается на Урале — 7 (Тагильско-Качканарский, Екатеринбургский, Челябинский, Пермский, Верхне-Камский, Южно-Башкирский и Орско-Халиловский), в Центре — 4 (Московский, Тульско-Новомосковский, Брянско-Людиновский и Ивановский) и на севере Поволжья (Самарский, Нижнекамский, Южно-Татарский). На востоке страны промышленные районы в основном расположены в зоне Транссибирской магистрали — Кузнецкий в Западной Сибири, Иркутско-Черемховский в Восточной Сибири, Южно-Якутский и Южно-Приморский на Дальнем Востоке. Для Крайнего Севера характерно очаговое размещение промышленных районов — Кольский на Европейском Севере, Среднеобский и Нижнеобский в Западной Сибири, Норильский в Восточной Сибири. Специализация хозяйства каждого промышленного района отражает направление развития экономики района, на территории которого он находится.

В стране имеются  также крупные промышленные агломерации: Московская, Нижегородская, Санкт-Петербургская, Ярославская и др. Однако чрезмерное развитие и концентрация производства за известными пределами оказывают негативное воздействие, значительно сокращающее экономический эффект. В первую очередь это связано с вопросами охраны окружающей среды и развитием социальной сферы.

Промышленный узел рассматривается как группа производств, компактно размещенных на небольшой территории. Главным его признаком является участие в системе территориального разделения труда страны, наличие производственных связей между предприятиями, общность системы расселения, социальной и технической инфраструктуры. Промышленные узлы планируются и развиваются как элементы расчлененных пространственных структур территориально-производственных комплексов и представляют собой качественно новое явление в регулируемом процессе развития территориальной структуры хозяйства. Подобные формы территориальной организации хозяйства получают развитие не только в старопромышленных районах (например, в Железногорском, связанном с добычей и обогащением железных руд Курской магнитной аномалии, и в Чебоксарском, развитию которого способствовали Чебоксарская ГЭС, тракторный завод и химический комбинат с сопутствующими производствами), но и в районах нового освоения (Саяногорском, формирующемся на базе электроэнергетики, вырабатываемой Саяно-Шушенской и Майнской ГЭС, и энергоемких производств).

Промышленные  центры в большинстве своем не имеют между собой технологических  связей, поэтому такое размещение снижает возможности развития кооперации, следовательно, и их эффективность  роста. Примером служат областные центры.

В последние  десятилетия в России получили свое развитие и такие формы промышленной организации, как технополисы и  технопарки, которые могут быть использованы для перестройки производства на новой технологической основе, сохранения научно-технического потенциала и финансирования науки, привлечения инвестиций.

В России технополисы  и технопарки создаются на базе учебных  и научно-исследовательских институтов, поддерживающих тесные связи с промышленностью. Они существуют в форме совместных предприятий (СП), акционерных обществ (АО), ассоциаций и т. д. Такие формы территориальной организации хозяйства получают развитие в Москве, Санкт-Петербурге, Томске. Проектируется создание технопарков в Самаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Челябинске (закрытые города ВПК).

2.2. Место региональной и местной политики в экономической стратегии

 

Россия –  страна с федеративным устройством, поэтому, в отличие от унитарных  государств, полномочия регионов-субъектов  Федерации шире, и проводимая региональными властями политика оказывает более существенное воздействие на развитие территорий. Власти регионов активно привлекаются к реализации федеральной региональной экономической политики в форме софинансирования тех или иных расходов, а также совместного принятия решений в отношении выбора поддерживаемых территорий (или конкретных объектов) и используемых для этого инструментов.

Все инструменты  региональной политики делятся на:

  • ограничительные, направленные, в основном, на сдерживание роста крупнейших городских агломераций;
  • поощрительные, направленные на стимулирование экономического роста в отстающих по уровню своего экономического развития регионах6.

Поощрительные инструменты включают следующие  четыре группы мер:

  • финансирование выезда населения из проблемных районов;
  • размещение государственных предприятий;
  • улучшение свойств территории;
  • оказание помощи отдельным предприятиям7.

Вопрос о  соотношении государственных и  местных интересов имеет многоплановое  значение и при определении генезиса региональной экономической политики (РЭП). Различные социальные группы, слои, трудовые коллективы и регионы в настоящее время все активнее и жестче формируют социальные, экономические, а иногда и идеологические требования к обществу. Эти интересы, с одной стороны, являются специфическим срезом общественных интересов, потребностей и ценностей, а с другой, - выражают специфику интересов той или иной социальной группы региона. Наличие современных, четко оформленных территориальных интересов обязательно формируют группы давления, обеспечивающие учет этих интересов на общегосударственном уровне.

При выборе инструментов и направлений региональной и  муниципальной политики необходимо делать акцент на стимулировании высокотехнологичных  производств, а также согласовании государственного регулирования экономического развития региона с другими направлениями государственного вмешательства в экономику (структурная, промышленная, социальная политика и проч.). Важнейшим комплексным инструментом региональной политики являются федеральные целевые программы.

Структура экономики  регионов и муниципальных образований  определяется их особенностями: уровнем  развития общественного производства, его специализацией и формами  организации, ресурсным обеспечением, уровнем освоения потенциала территории, местоположением и т.д.

Несомненно, что  в условиях рынка особую значимость приобретают такие стратегические функции государства, как установление общеэкономических, межотраслевых  и межрегиональных пропорций  общественного производства на основе выделения приоритетных направлений структурной, инвестиционной, научно-технической, социальной политики. Именно экономика государства, как система общественного производства, в целом должна определять содержание его структурной перестройки, динамику, пропорции и темпы экономического роста. Однако результаты реализации данных требований зависят от конкретных условий каждого региона, его интересы могут с ними не совпадать, а иногда даже полностью либо частично вступать в противоречие.  
       Наличие организационно-экономической самостоятельности каждого региона усиливает возможности разногласий при несовпадении их интересов с интересами центра, что приводит к негативным явлениям в экономическом развитии. Данные обстоятельства требуют разработки механизма согласования интересов с учётом сложившейся структуры общественного производства, уровня его развития и т.д.

Главной целью  развития региональной экономики является материальное обеспечение высокого уровня и качества жизни населения. Достижение этой цели возможно лишь при решении следующих задач:

  • обеспечение устойчивого развития региональных экономик в структуре общероссийского пространства.
  • повышение сбалансированности и комплексности регионального хозяйства.
  • организация общероссийского и региональных рынков.
  • формирование самодостаточных профицитных региональных бюджетов и др.8

Для решения  этих и других задач в каждом регионе  и муниципальном образовании  необходимо осуществлять совокупность мероприятий. Среди них наиболее приоритетными являются следующие:

  • динамический рост, предполагающий увеличение масштабов производства, улучшение качества товаров и услуг и, в конечном счёте, обеспечивающий повышение уровня жизни населения;
  • рациональная занятость, то есть обеспечение работой всех, кто желает и способен работать;
  • экономическая и социальная эффективность – стремление к достижению максимальной отдачи от использования территориальных ресурсов;
  • стабилизация цен, то есть отсутствие существенного роста или падения цен (инфляции и дефляции);
  • социальная ориентация экономики, направленная на удовлетворение потребностей населения;
  • экологическая безопасность – деятельность предприятий всех форм собственности должна осуществляться с постоянной минимизацией ущерба, наносимого окружающей среде и здоровью человека9.

Эта совокупность мероприятий характерна для всех регионов и муниципальных образований РФ. Различия возникают лишь на стадии их реализации, поскольку регионы располагают разными возможностями.

Регионы и муниципальные  образования различаются стадиальностью развития, мощностью природно-ресурсного и социально-экономического потенциалов, уровнем инфраструктурного обустройства, геополитическим и геоэкономическим положением, количеством и качеством трудовых ресурсов.

 

 

ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

3.1. Основы территориальной организации национального хозяйства

 

Период формирования рыночных отношений в Российской Федерации сопровождался интенсивным  процессом кардинальных структурных  изменений как в государственно-территориальном устройстве, так и в экономике.

Структурные преобразования в государственно-территориальном  устройстве были связаны с образованием новых регионов и субъектов государства.10

В настоящее  время государственно-территориальное  устройство и экономика Российской Федерации представлены значительным многообразием объектов, субъектов деятельности, которое может быть классифицировано по различным признакам: природно-географическому, размеру, виду деятельности, формам собственности, организационно-правовым и организационно-экономическим формам и др.11

Менее исследованы  процессы комплексообразования на региональном уровне – предпосылки и закономерности, лежащие в основе формирования совокупностей хозяйствующих субъектов, расположенных и реализующих свои экономические интересы на уровне территориального образования.

Информация о работе Управление муниципальным социально-экономическим развитием