Управление муниципальным социально-экономическим развитием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

В рамках изменения принципов управления общественным развитием экономикой и реструктуризации ее отраслевой и территориальной структуры трансформируется и комплекс политических и экономических механизмов управления территориальным развитием.
Можно выделить несколько общих причин повышения актуальности проблем территориального управления и исследований регионального развития:
потребности формирования единого, нового экономического пространства страны при объективном сохранении экономической самостоятельности регионов возводят проблему комплексного развития регионов в ранг приоритетной, требуют изучения новых, объективных закономерностей регионального развития, формирующихся в условиях трансформирующейся экономики;

Файлы: 1 файл

Муниципальное развитие.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Государственное и муниципальное управление»

на тему: «Управление муниципальным  социально-экономическим развитием»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Необходимость обеспечения высоких темпов роста  экономики регионов России и повышения  конкурентоспособности хозяйствующих  субъектов актуализируют проблему современных интегрированных форм организации территориально-производственных комплексов.

В современных  условиях, формирование территориально-организованных экономических систем осуществляется в разнообразных  формах, имеющих  различную степень адаптированности интеграционного потенциала, конкурентных преимуществ  и устойчивости функционирования во внешней среде хозяйствования.

Проблема совершенствования  управления общественным развитием - одна из основных в современных исследованиях  по региональной проблематике. В свою очередь, в этих исследованиях в  последнее время выходит на первый план изучение региональной политики. Вопросы совершенство вания механизмов региональной политики изучены существенно меньше.

Важно понять, что  государственная региональная политика России в условиях перехода к рынку  не сводится только к решению проблемы федерализма или формальным и неформальным договоренностям, заключаемым между Центром и республиками в составе России, а также состоит не только из мероприятий по решению национальных взаимоотношений внутри России.

В рамках изменения  принципов управления общественным развитием экономикой и реструктуризации ее отраслевой и территориальной структуры трансформируется и комплекс политических и экономических механизмов управления территориальным развитием.

Можно выделить несколько общих причин повышения  актуальности проблем территориального управления и исследований регионального развития:

  • потребности формирования единого, нового экономического пространства страны при объективном сохранении экономической самостоятельности регионов возводят проблему комплексного развития регионов в ранг приоритетной, требуют изучения новых, объективных закономерностей регионального развития, формирующихся в условиях трансформирующейся экономики;
  • осуществляемые экономические реформы приводят к существен ному изменению территориальной структуры экономики, при этом механиз мы экономического управления территориальным развитием, адекватные новым условиям, в достаточной степени не выявлены;
  • не сложилась целостная система управления региональным развитием;
  • традиционные и новые механизмы региональной политики существуют в различном правовом поле и в рамках реструктурируемого экономического пространства. Их нерегулируемое взаимодействие приводит к углублению экономической дифференциации.

В этих условиях анализ новых механизмов регионального экономического развития приобретает большое значение для страны в целом и каждого региона - субъекта РФ - в отдельности.

Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность и особенности управления социально-экономическим развитием муниципальных образований.

Для достижения цели были намечены и последовательно  решены следующие задачи:

  • охарактеризовать управление муниципальным социально-экономическим развитием как объект исследования;
  • составить краткий обзор основных направлений исследований проблем управления муниципальным социально-экономическим развитием;
  • установить, каковы территориально-производственные факторы экономики;
  • выяснить, каково место региональной и местной политики в экономической стратегии;
  • рассмотреть основы территориальной организации национального хозяйства;
  • установить, каковы механизмы регионального и муниципального регулирования экономики.

Объект исследования является муниципальное социально-экономическое  развитие. Предмет исследования –  особенности управления процессом  муниципального социально-экономического развития.

При подготовке курсовой работы был использован  широкий круг различных источников: учебные пособия, публикации в отраслевых периодических изданиях, нормативно-правовые акты в пределах исследуемой проблематики.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

1.1. Управление  муниципальным социально-экономическим  развитием как объект исследования

 

Муниципальное образование (МО) следует рассматривать  как социально-экономический объект, который состоит из совокупности компонентов и элементов, входящих в этот объект и системы  связей, взаимосвязей, взаимозависимости с внутренней и внешней средой, объединенных целями, задачами и единым процессом целесообразной деятельности, направленным на достижение оптимального конечного результата местного самоуправления1.

Социально-экономический  объект любого типа в философском  плане имеет свою форму и содержание. Форма — это конструкция социально-экономического объекта, т. е. то, из чего состоит объект управления, а содержание ― это, прежде всего процессы, протекающие в социально-экономическом объекте, во время планово-бюджетной, административно-хозяйственной, или иной деятельности хозяйствующего субъекта с целью получения планируемого или прогнозируемого конечного результата. Содержание деятельности муниципального образования, ― это обеспечение жизнедеятельности населения и развития его территории.

Федеральный закон  за №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Кроме того, этот закон дает классификацию муниципальных  образований как социально-экономических  объектов, и на основании этого  закона образуются различные типы муниципальных  образований. Такой  тип социально-экономических объектов рассматривается как «совокупность субъектов, объектов, компонентов и элементов, систем и подсистем, объединенных единой целью, выделенных из окружающей среды для осуществления целесообразной деятельности - муниципального управления социально-экономической средой на вверенной территории»2. Такие типы объектов имеют единую организационную систему, которая обеспечивает функционирование и развитие самоуправления, а также выполняет дополнительные функции в обществе по социальной организации жизни и социальной защите населения.

Федеральным законом  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в РФ, а также определены государственные гарантии для осуществления процесса местного самоуправления.

Таким образом, муниципальные образования ―  это особый тип социально-экономических  объектов, в которых социально-экономическая, организационная и иная деятельность регулируется нормативно-правовыми актами, формируемыми на уровне государства, субъекта РФ и местном уровне3.

Реализация  закона №131-ФЗ от 6.10.2003 «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ» должна обеспечить функционирование и развитие вновь образованных муниципальных образований (МО) как объектов управления. Этот закон с 1.01. 2009 года  вступил в полную силу, а это значит, что муниципальные образования формируют самостоятельно собственный бюджет, градостроительную политику и развивают собственную налогооблагаемую базу, разрабатывают  муниципальную программу развития малого и среднего предпринимательства.

1.2. Краткий  обзор основных направлений исследований  проблем управления муниципальным  социально-экономическим развитием

 

С середины 80-х  годов ХХ в. началось переосмысление с новых позиций советского периода отечественной истории государственного устройства, взаимоотношений между органами местной власти и населением. Процесс становления местного самоуправления в России на современном этапе анализируется в работах Г.В. Атаманчука, A.B. Новокрещенова, Д.М. Карапетяна, Ж.Т. Тощенко, Г.П. Зинченко, В.Г. Попова, А.И. Кузьмина, Н.В. Иванчука, В.А. Костина, Г.Е. Зборовского, Н.Б. Костиной и других.

Вопросам деятельности государственных и муниципальных  органов власти, государственной  и муниципальной службы посвящены  работы В.Г. Игнатова, А.Н. Митина, A.B. Оболонского, Е.В. Охотского.

Широко и  всесторонне исследуются деятельность и профессионализм служащих многими авторами, в частности В.Э. Бойковым, В.И. Лукьяненко, В.А. Мальцевым. Роли общественного мнения в социальном управлении посвящены работы М. К. Горшкова, Б.А. Грушина, В.Б. Житенева, Ю.А. Левады.

Теоретические разработки, посвященные проблеме оценки эффективности местного самоуправления, немногочисленны. Основополагающими по этой теме являются работы Г. Саймона, а из отечественных авторов можно назвать работы Дж.К. Лафта, И.И. Мазура, В.Д. Шапиро, С.Б. Мельникова. Г. Саймон связывает эффективность социального управления на государственном и местном уровне в первую очередь с проблемами выбора социальных альтернатив, с разработкой и принятием управленческих решений. Заслуга его состоит в том, что он одним из первых в западной науке управления обратился к анализу социальной эффективности управления, тесно увязывая ее с экономической эффективностью. Однако он не дошел до анализа институциональной эффективности управления, которая, по нашему мнению, позволяет всестороннее, полнее и глубже оценить успешность управления.

Исследованием проблемы эффективности управления и власти занимались многие ученые. В конце XX в. попытки объяснить  причины неэффективности власти, выявить неиспользованные ресурсы  предпринимали П. Бурдье, М. Крозье, В. Ф. Халипов.

Большое число работ посвящено истории развития отдельных регионов, городов и поселений, с описанием особенностей их инфраструктуры на различных исторических этапах, специфике функционирования производственных объектов и объектов отдельных социальных отраслей, разработке критериев эффективности деятельности этих объектов.

В ряде работ  рассматриваются вопросы, касающиеся развития в целом инфраструктуры городов и поселений в контексте  понятий “экономика инновационного типа”, “человеческий капитал”, “доступная среда». В частности данная проблематика отражена в публикациях Л.И.Абалкина, А.И.Анчишкина, С.Ю.Глазьева, Д.С.Львова, Й.Шумпетера, А.Вагнера и других авторов.

Анализ большого массива источников и литературы позволяет автору утверждать, что  проблема развития социальной инфраструктуры рассматривается преимущественно в контексте проблем социальных отраслей и отдельных объектов сферы услуг.

Научных исследований, отражающих взаимосвязь приоритетов  социальной политики с направленностью  управления развитием социальной инфраструктуры муниципальных образований мало, они отражают отдельные тематические аспекты. Проблематика деятельности органов местного самоуправления, ориентированных на совершенствование управления развитием социальной инфраструктуры как безопасной среды жизнеобеспечения в публикациях не освещена. Весьма мало научных разработок, касающихся организационного и экономического обеспечения развития социальной инфраструктуры муниципальных образований в рыночных условиях.

Проблемам, связанным  с управлением на муниципальном уровне посвящены многочисленные научные публикации как отечественных, так и зарубежных специалистов. Однако, теоретические разработки, посвященные проблемам оценки эффективности управления местных органов власти, немногочисленны.

Вопросам управления социально-экономическим развитием муниципального образования посвящены научные труды A.Л. Гапоненко, Г.В. Гутмана, В. Б. Зотова, А.Е. Илларионова, В.А. Кретинина, Ю.Н. Лапыгина, А.И. Муратова, В.Г. Старовойтова, К.В. Хартановича, B.C. Чекалина и некоторых других ученых.

Исследованием проблемы эффективности управления и власти занимались ученые П. Бурдье, М. Крозье, Г. Саймон. Из отечественных  авторов можно назвать работы В. Ф. Халипова, Дж.К. Лафта, И.И. Мазура, В.Д. Шапиро.

Каплан Роберт С. и Нортон Дейвид П. предложили в начале 90-х годов 20-го века концепцию стратегических карт, в рамках которых вырабатываются показатели, сбалансированные как в части количественных, так и качественных оценок результатов деятельности субъектов управления организацией. В работах зарубежных авторов Пола Нивена, Ольве Нильс-Горана, Роя Жана, Ветера Магнуса, Рамперсада К. Хьюберта получили развитие идеи Дейвида Нортона и Роберта Каплана. Что касается изучения методов и проблем построения сбалансированной системы показателей применительно на уровне муниципальных образований, то в российском научном обществе они практически не изучены.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ

2.1. Территориально-производственные факторы экономики

 

Отдельные части  территории России различаются природными условиями и ресурсами, давностью  и степенью освоения, обеспеченностью  и составом трудовых ресурсов и т. д. Эти различия приводят к географическому  разделению труда между отдельными районами страны и их специализации на производстве определенного вида продукции. Например. Западная Сибирь снабжает страну нефтью и газом, Северный Кавказ специализируется на сельском и курортном хозяйстве, Центральная Россия — лидер в выпуске наукоемкой продукции, Поволжье называют автомобильным “цехом” страны и т. д. Такое разделение труда между различными районами называется территориальной специализацией хозяйства.

Условия, которые  необходимо учитывать, определяя специализацию  района в хозяйстве страны называют, факторами специализации территории.

Информация о работе Управление муниципальным социально-экономическим развитием