Управление муниципальной собственностью в МО «Город Южно-Сахалинск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
дать понятие муниципальной собственности;
проанализировать возникновение и управление муниципальной собственностью
изучить законодательное регулирование муниципальной собственностью;
рассмотреть опыт управления муниципальной собственностью в МО «Город Южно-Сахалинск»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления
«муниципальной собственностью»
Понятие муниципальной собственности…………………………5
Возникновение и управление муниципальной
собственностью…………………………………………………………….12
Законодательное регулирование муниципального
имущества………………………………………………………………….19
Глава 2. Управление муниципальной собственностью в
МО «Город Южно-Сахалинск»
2.1. Общая характеристика муниципальной собственности
МО «Город Южно-Сахалинск»…………………………………………26
2.2. Муниципальная имущественная политика
МО «Город Южно-Сахалинск»…………………………………………31
Заключение……………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………………………………41

Файлы: 1 файл

управление собственностью.docx

— 142.53 Кб (Скачать файл)

Таким образом, под муниципальной  собственностью принято понимать все  имущество, находящееся в собственности  муниципального образования. Например, Бюджетный кодекс Российской Федерации  в статье 215, пункт 1 определяет, что  «имущество, принадлежащее на праве  собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным  образованиям, является муниципальной  собственностью».

Основными способами формирования муниципального имущества являются:

 

 

Рис. 1 Структура муниципальной собственности

 

 

 

 

 

 

1.2. Возникновение  и управление муниципальной собственностью

С учетом особой роли муниципальной  собственности в жизнедеятельности  территории законодательство часто  обращалось к данному вопросу. Так, в 1990г в законе " Об общих началах  местного самоуправления и местного хозяйства в СССР" впервые появилось  понятие "коммунальная собственность", в состав которой включалось имущество, создаваемое или приобретаемое  органами местного самоуправления за счет принадлежащих им средств, а  также имущество, передаваемое им безвозмездно другими уровнями власти и хозяйствующими субъектами1. В 1991г. В законе "О местном самоуправлении в РСФСР" было закреплено понятие "муниципальная собственность", и одновременно был расширен ее состав, так началось формирование муниципальной собственности еще до принятия новой Конституции Российской Федерации в 1993г.2.

27 декабря 1991 года Верховный  Совет РСФСР принял Постановление  № 3020-1 "О разграничении государственной  собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность,  государственную собственность  республик в составе Российской  Федерации, краев, областей, автономной  области, автономных округов,  городов Москвы и Санкт-Петербурга  и муниципальную собственность"  О разграничении государственной  собственности в Российской Федерации  на федеральную собственность3…

Это постановление было одним  из наиболее существенных документов на этапе становления права муниципальной  собственности. Постановление разграничило государственную собственность  на три самостоятельных вида:

объекты, относящиеся исключительно  к федеральной собственности;

объекты, относящиеся к  федеральной собственности, которые  могут передаваться в государственную  собственность республик в составе  Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

объекты, относящиеся к  муниципальной собственности.

В приложении №3 к этому  Постановлению содержался перечень объектов, относящихся к муниципальной  собственности и подлежащих передаче в муниципальную собственность  городов и районов. Так, из объектов недвижимости в муниципальную собственность  передавались жилищный и нежилой  фонд (здания и строения).

Также передавались:

встроенно-пристроенные нежилые  помещения, построенные за счет 5 - и 7 - процентных отчислений на строительство  объектов социально-культурного и  бытового назначения;

объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в  состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства,

предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

жилищно-эксплуатационные предприятия  и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные  в данном приложении.

Таким образом, передаче в собственность  муниципального образования подлежат объекты, необходимые для решения  вопросов местного значения.

Механизм передачи и порядок  внесения в реестр муниципальной  собственности определяются представительным органом с учетом особенностей правового  режима соответствующих объектов.

При возникновении спора о принадлежности объектов, переданных ранее из государственной  собственности, отмена акта местного самоуправления о включении соответствующих объектов в реестр муниципальной собственности возможна лишь в судебном порядке.

Коммерческая деятельность муниципальных  предприятий осуществляется на праве  хозяйственного ведения в пределах, установленных действующим законодательством  и допускающих возможность более  детального регулирования соответствующих  полномочий представительного органа и главы администрации. Существующее, создаваемое и приобретенное  имущество, полученная прибыль, иные объекты, находящиеся в хозяйственном  ведении предприятий, являются одновременно объектами муниципальной собственности.

Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (паям, долям), в том числе между работниками  предприятия.

Имущество муниципальных учреждений, закрепленное за ними на праве оперативного управления, вновь создаваемое имущество, возможные доходы от разрешенной  им предпринимательской деятельности, иные объекты, поступающие в их оперативное  управление, становятся одновременно объектами муниципальной собственности. Представительный орган или глава  администрации могут устанавливать  дополнительные правила, связанные  с обеспечением большей самостоятельности  учреждениям при осуществлении  ими права оперативного управления отдельными объектами муниципальной  собственности, в особенности вновь  приобретенными самими учреждениями.

Имущество муниципальной собственности  может быть приобретено на основании  договоров купли-продажи, дарения, иных сделок об отчуждении этого имущества.

В соответствии с действующим законодательством  право муниципальной собственности  может возникнуть также на имущество  при самовольной постройке в  черте муниципального образования, существовании на территории МС бесхозных объектов, в силу приобретательской давности и по другим основаниям.

Бесхозные недвижимые объекты принимаются  на учет муниципальным учреждением  технической инвентаризации на основании  распоряжения главы администрации  и вносятся комитетом по управлению имуществом в реестр муниципальной  собственности. По истечении года со дня постановки бесхозного недвижимого  объекта на учет администрация МО может обратиться в суд с требованием  о признании права муниципальной  собственности на него.

При отказе в иске этот объект может  быть приобретен в муниципальную  собственность в силу приобретательской  давности. На этом же основании в  муниципальную собственность могут  перейти и движимые бесхозные  объекты.

Следует отметить, что хозяйственные  отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в составе муниципальной  собственности, строятся на договорной основе.

Органы местного самоуправления в  пределах своих полномочий вправе:

а) координировать участие предприятий  и организаций в комплексном  социально-экономическом развитии муниципального образования;

б) объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан  и местного бюджета для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственной и социальной инфраструктуры;

в) привлекать в установленном законодательством  порядке предприятия и организации  к строительству и содержанию местных дорог, объектов природоохранного и другого назначения.

Анализ показывает, что существенно  выигрывают те муниципальные образования, где серьезное внимание уделяется  выработке новых методических и  организационных основ повышения  эффективности управления собственностью. Это обусловлено тем, что в масштабах страны процесс определения политики в сфере управления государственной собственностью неоправданно затянулся. В этих условиях местные органы власти должны взять на себя инициативу пересмотра идеологии дальнейшего развития процесса преобразования отношений собственности, поиска новых управленческих решений в этой сфере.

Развитие рыночных отношений, острая нехватка средств для развития муниципальных образований заставляет власти на местах заниматься поисками дополнительных источников пополнения бюджета, более эффективно использовать муниципальную собственность, и в первую очередь, земельные ресурсы.

Рассматривая муниципальное имущество  как комплекс, в нем можно выделить движимое и недвижимое имущество, связанные между собой финансовыми потоками. Представляется целесообразным в структуре муниципальной собственности выделить следующие составляющие: муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне; муниципальное имущество, находящееся в муниципальной казне и передаваемое в аренду; муниципальное имущество, переданное на правах хозяйственного ведения, оперативного управления, безвозмездного пользования. Подобное деление позволяет систематизировать затраты на воспроизводство, дотации и т. п., а также имущественные доходы. Не на все муниципальное имущество могут быть распространены рыночные отношения. Если сдача в аренду нежилых помещений полностью подвержена конъюнктуре, то жилищный фонд до ликвидации своей убыточности мало подвержен рыночному воздействию как выполняющий социальные функции. Для установления рыночных отношений в жилищной сфере необходимо, чтобы аренда жилья приносила прибыль, а предложение жилья перекрывало платежеспособный спрос населения. Встраиванию муниципального жилья в рыночные отношения способствует создание кондоминиумов и товариществ собственников жилья.

Важной составляющей имущественного комплекса муниципального образования, определяющей его функционирование, является инфраструктура, в первую очередь инженерная. Хроническое  недофинансирование обусловило целый  ряд проблем в сфере ее эксплуатации и воспроизводства. Изменения существующих имущественно-правовых отношений, проходящие в хозяйствах муниципальных образований, дают возможность привлечь для их решений дополнительные внебюджетные источники. При переходе прав собственности (приватизации) договор купли-продажи может обязать покупателя провести соответствующие работы. Аналогично могут обременяться и договоры аренды, например, целевыми отчислениями на развитие инженерной инфраструктуры. На арендаторов может быть возложена часть общих эксплуатационных расходов. Инвесторы, вкладывающие средства на территории муниципальных образований, могут привлекаться к строительству головных инженерных сооружений.

Снижение бюджетных затрат на содержание недвижимости, используемой в социальной сфере, может быть достигнуто за счет увеличения объемов платных услуг, оказываемых в сфере здравоохранения, образования и культуры, что дает возможность перевести муниципальные  учреждения на частичную самоокупаемость.

В настоящее время коллективная собственность в виде имущества, переданного муниципальным унитарным  предприятиям на правах хозяйственного ведения, сохраняется в ограниченном количестве и имеет тенденцию  к сокращению. В то же время более  половины промышленного производства осуществляется на предприятиях смешанной  формы собственности. Для муниципальных  предприятий характерен низкий уровень  использования переданного им имущества, незначительное обновление основных фондов. При комплексном подходе к  таким предприятиям со стороны местной  администрации возможно значительное повышение их эффективности, что  дает за счет отчислений от прибыли  дополнительные доходы в муниципальный бюджет. Действенным механизмом для этого является разработка и реализация краткосрочных организационно-хозяйственных программ реструктуризации унитарных предприятий, включающих формирование рациональной структуры их активов. Кроме бюджетных источников для этих целей могут быть привлечены средства от продажи выводимых активов и кредиты под залог муниципального имущества.

Среди всех составляющих элементов  муниципальной собственности (имущества), управление которыми одним органом  нереально, необходимо выделить приоритетные. Например, средства местного бюджета, земля, жилищный фонд, являясь объектами муниципальной собственности, требуют в силу своей специфики совершенно различных субъектов управления — финансового, жилищного, земельного комитетов (управлений, отделов и т. д.).

Аналогично можно рассматривать  и муниципальную собственность, переданную учреждениям образования, здравоохранения, культуры и т. д. на правах оперативного управления. Все  эти учреждения управляются различными специальными органами управления —  отделами, комитетами и т. п.

В сфере использования собственности  муниципального образования должна сочетаться максимально свободная  конкуренция между ее пользователями с адекватной организацией, регламентацией и контролем со стороны местных  органов власти.

Управление муниципальной собственностью должно строиться в соответствии с сутью рыночных отношений и  условиями рынка. В отношении  ряда объектов своей собственности  муниципальное образование может  являться на рынке монополистом. Так, если местные органы самоуправления, действуя от лица своего муниципального образования, не приватизировали инженерные сети и коммуникации, монополизм в  этой области обеспечен. То же самое можно сказать и о других системах жизнеобеспечения.

Одним из условий, определяющих управление муниципальной собственностью с  применением административных методов, является обеспечение выполнения законов  и других нормативно-правовых и методических документов, принятых на всех трех уровнях  управления в Российской Федерации. Область применения административных методов управления муниципальной  собственностью определяется степенью свободы объекта управления в  связи с воздействием на него субъекта.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью в МО «Город Южно-Сахалинск»