Управление муниципальной собственностью в МО «Город Южно-Сахалинск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим целью работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления.
Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:
дать понятие муниципальной собственности;
проанализировать возникновение и управление муниципальной собственностью
изучить законодательное регулирование муниципальной собственностью;
рассмотреть опыт управления муниципальной собственностью в МО «Город Южно-Сахалинск»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления
«муниципальной собственностью»
Понятие муниципальной собственности…………………………5
Возникновение и управление муниципальной
собственностью…………………………………………………………….12
Законодательное регулирование муниципального
имущества………………………………………………………………….19
Глава 2. Управление муниципальной собственностью в
МО «Город Южно-Сахалинск»
2.1. Общая характеристика муниципальной собственности
МО «Город Южно-Сахалинск»…………………………………………26
2.2. Муниципальная имущественная политика
МО «Город Южно-Сахалинск»…………………………………………31
Заключение……………………………………………………………….39
Список использованной литературы……………………………………41

Файлы: 1 файл

управление собственностью.docx

— 142.53 Кб (Скачать файл)


Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы управления

«муниципальной собственностью» 

    1. Понятие муниципальной собственности…………………………5
    2. Возникновение и управление муниципальной

собственностью…………………………………………………………….12

    1. Законодательное регулирование муниципального

имущества………………………………………………………………….19

Глава 2. Управление муниципальной  собственностью в

МО «Город Южно-Сахалинск»

2.1. Общая характеристика муниципальной  собственности 

МО «Город Южно-Сахалинск»…………………………………………26

2.2. Муниципальная имущественная  политика 

МО «Город Южно-Сахалинск»…………………………………………31

Заключение……………………………………………………………….39

Список использованной литературы……………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Местное самоуправление один из самых мощных факторов реализации потенциала человека и включения  его в общественные процессы, которые  необходимы в любом демократическом  государстве.

Право населения на местное  самоуправление, т.е. право низовых  территориальных коллективов самостоятельно и независимо от государственных  органов решать вопросы местного значения, является неотъемлемым атрибутом  демократического государства. Именно с целью обеспечения самостоятельности  местного самоуправления законодательно создан специальный субъект права - муниципальное образование, за которым  государством признана способность  иметь, приобретать и реализовывать  гражданские права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность1.

Однако самостоятельность  местного самоуправления немыслима  без его финансово-экономической  основы, включающей муниципальную собственность. В соответствие с Конституцией РФ и Законом об общих принципах  организации местного самоуправления, муниципальное образование самостоятельно осуществляет все правомочия собственника в отношении, принадлежащего ему  имущества.

Тема управления муниципальной  собственностью в современной России одна из самых актуальных. Во-первых, ещё несколько лет назад такой  формы собственности на территории Российской Федерации не было.

Процесс её становления продолжается и сегодня. Во-вторых, эффективность  деятельности властных структур обусловлена  жизнеспособной структурой местного самоуправления: "ведь почти все государственные  решения, касающиеся интересов граждан, так или иначе проходят через  местные органы, реализуются в  жизнедеятельности местных сообществ". Люди ощущают результаты государственной политики и оценивают её сквозь призму удовлетворения своих жизненных нужд и интересов. Именно этим нуждам и интересам местного сообщества и призвана служить муниципальная собственность.

Поэтому, главным требованием  к использованию муниципальной  собственности при таком подходе  является максимально сбалансированное сочетание принципов экономической  эффективности и социальной ответственности  органов местного самоуправлении

В связи с этим целью  работы является изучение деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью: их компетенция, практика управления.

Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:

дать понятие муниципальной  собственности;

проанализировать возникновение  и управление муниципальной собственностью

изучить законодательное  регулирование муниципальной собственностью;

рассмотреть опыт управления муниципальной собственностью в  МО «Город Южно-Сахалинск»

Предметом данной работы являются управление муниципальной собственностью в МО «Город Южно-Сахалинск». Объект исследования - система управления муниципальной собственностью.

При выполнении работы использовались общенаучные методы - аналогия, сравнение, описание, и анализ документов (законов, других нормативных правовых актов).

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы управления «муниципальной собственностью»

    1. Понятие муниципальной собственности

Муниципальное образование в лице органов местного самоуправления призвано осуществлять свою деятельность по решению  вопросов местного значения, «исходя  из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». Очевидно, что защищать интересы местного сообщества органы МСУ могут, не только осуществляя  законотворческую деятельность, представляя  интересы местного населения на вышестоящем (государственном) уровне или иными  действиями, но и во многом за счет использования  муниципальной собственности, составляющей экономическую основу местного самоуправления2.

Можно утверждать, что вопросы местного значения, решаемые посредством пользования  и распоряжения собственностью, относятся  к самым разным сферам («интересы  населения» довольно широки): не только экономической или правовой.

Само понятие «собственность»  является, прежде всего, экономической  категорией, а юридическое закрепление  объектов собственности является значительным фактором в межсубъектных взаимоотношениях. Тем не менее, отношения собственности (на местном уровне это видно лучше) присутствуют и в духовной, и в социально-политической сферах жизни общества. Таким образом, «собственность носит общесоциальный характер» как одна из её содержательных черт.

Попробуем обосновать данное утверждение. Во-первых, в перечисленных выше сферах складываются присвоение и отчуждение – основы отношений собственности. В социально-политической сфере  жизни общества неизбежно распределение  власти, привилегий, возможностей и  гарантий. Духовная сфера включает в себя присвоение и отчуждение (даже элементарное использование) идей, знаний, информации, художественных произведений и др. Данные явления в этих сферах должны существовать в определённой общественной форме, то есть в виде собственности. В то же время стоит отметить, что, например, одной из функциональных статей расходов местных бюджетов является «организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления»1. Этот пункт показывает участие отношений собственности в социально-политической и духовной сферах жизни населения (в данном случае органы МСУ через отношения собственности участвуют в жизни общества).

Общесоциальный характер собственности доказывается также тем обстоятельством, что все участники общественной жизни (всех её сфер) могут быть субъектами каких-либо отношений собственности. К примеру, объектами социальной сферы, такими как кинотеатры, различные развлекательные комплексы, могут владеть частные и юридические лица. Как участники общественной жизни могут стать субъектами отношений собственности, так и любые жизненные блага могут выступать в качестве объекта таких отношений.

Таким образом, видно, что отношения  собственности проникают во все  сферы жизни человека и общества в целом.

В соответствии со статьёй 7 Конституции  Российской Федерации, в нашей стране «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности»2. Фактически в современной России существует большое разнообразие типов собственности, что допускается законодательством и, соответственно, получило своё развитие в последнее десятилетие прошлого века.

Наиболее крупными разновидностями  собственности являются следующие:

- частная;

- государственная;

- муниципальная;

- коллективная;

- общественная;

- смешанная.

Частную собственность можно определить как «собственность отдельных, обособленных лиц, направленную главным образом  на получение и умножение их доходов». Отношения частной собственности  представляют собой, по сути, отношения  по поводу присвоения-отчуждения названными лицами определённых жизненных благ в целях обогащения.

Частными собственниками могут  быть индивиды или группа людей, обособленных друг от друга в силу глубокого  различия их приобретательских потребностей и интересов (владельцы частных  состояний).

«Государственная собственность  всегда выступает одним из факторов ускорения развития экономики». Без  надлежащей государственной помощи в снабжении предприятий современными средствами производства, без организации  производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.

Существуют разные подходы к  определению государственной собственности. Одно из определений гласит: «государственная собственность – это система  отношений по поводу присвоения благ в целях реализации государственных, публичных интересов».

Муниципальная собственность –  это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество  городских и сельских поселений, а также их финансы, которые –  в то же время – выделены в  отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и  используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий). В настоящее время муниципальная собственность закреплена в качестве одной из форм собственности – наряду с частной, государственной и иными.

Если круг субъектов государственной  собственности очерчен в российском законодательстве достаточно четко, то этого нельзя сказать о субъектах  муниципальной собственности, в  отношении которых «употреблена расплывчатая формулировка» – городские и сельские поселения, а также другие муниципальные образования.

На территории муниципального образования  проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования. Понятие  «местное сообщество» в российском законодательстве не встречается. Однако закон гласит, что местное самоуправление в Российской Федерации – это  «деятельность населения по решению  непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных традиций» (ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 28). Здесь главными моментами являются, во-первых, то, что  это «деятельность населения», и, во-вторых, что данная деятельность осуществляется в соответствии с  интересами населения. В пункте 2 статьи 28 закона говорится, что местное  самоуправление выступает в качестве выражения «власти народа» и  составляет тем самым «одну из основ конституционного строя Российской Федерации», то есть население России – источник власти на всей её территории.

Таким образом, из выше сказанного следует, что население муниципального образования  также является источником власти на соответствующей территории. А так  как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.

Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной  собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью»1. И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

  • глава муниципального образования;
  • представительный орган муниципального образования;
  • структурные органы и подразделения местной администрации;
  • орган управления муниципальным хозяйством;
  • муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;
  • другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

К муниципальной собственности  закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной  собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов  местного самоуправления, муниципальные  земли и природные ресурсы, находящиеся  в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и  организации, муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые  помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований  находятся те объекты, которые имеют  особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

Информация о работе Управление муниципальной собственностью в МО «Город Южно-Сахалинск»