Управление государственным и муниципальным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 18:14, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы управления государственной и муниципальной собственностью.
Тема 2. Система управления государственной собственностью.
Тема 3. Система управления муниципальной собственностью
Тема 4. Управление имущественными комплексами организаций и предприятий
Тема 5. Оценка недвижимости

Файлы: 1 файл

ЛекцииУправГосМунСоб.doc

— 756.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.4. Образование государственного портфеля акций при приватизации в России.

 

 

Акция – особое экономическое  отношение между участниками  рынка (эмитентом и инвестором), т.е. отношение по поводу капитала, наряду с многочисленными другими видами взаимоотношений между ними как участниками рынка по поводу капитала, как, например, отношений купли – продажи, отношений кредитования, отношений залога и т.д.

Акция есть связующее  отношение между ее эмитентом  и инвестором. Она соединяет участников рынка в целое, но при этом сохраняя обособленность каждого из участников.

Для инвестора как  владельца акций данное отношение  означает, что он отдает свой капитал эмитенту, а взамен получает (на время владения акций) доходы с них (в виде дивидендов) и право на управление эмитентом взамен права управления капиталом как таковым, которым теперь управляет уже непосредственно эмитент.

Для эмитента выпуск акций  означает привлечение капитала в свой уставный капитал с передачей власти над собой акционерам и выплатой им части своих доходов в виде дивидендов.


 

 

 

 

 


 

 

 

 

Рис.2.5. Акция как инструмент привлечения инвестиций и управления предприятием.

 

 

Управление государственным портфелем акций должно включать основные объекты (блоки) управления, представленные на рис.2.6.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.6. Объекты управления государственным портфелям акций.

 

 

 

 

В условиях рынка стратегический подход к управлению собственностью приобретает исключительно важное значение. Стратегический подход охватывает не только такие сферы деятельности предприятия, как финансы, инвестиции, технологии, менеджмент, но и деятельность по управлению имуществом.

Управление имуществом – это комплексная система мероприятий (решений, действий, проектов и т.д.) по воспроизводству, обновлению, совершенствованию и организации наиболее рационального использования имущества предприятия.

Таким образом, управление имуществом включает в себя как операционную деятельность по содержанию, восстановлению и развитию имущественных комплексов, так и управленческую деятельность по учету, контролю, планированию, мотивации и функционированию этой операционной деятельности.

Теория управления имуществом находится в стадии формирования. Большое влияние на ее развитие оказала теория и практика оценок стоимости имущества. Понятно, что оценка имущества и управление имуществом тесно взаимосвязаны. Цель оценки – получить значение конкретного вида стоимости оцениваемого имущества. Но оценка не является самоцелью, она нужна для того, чтобы принять то или иное управленческое решение в отношении имущества. Таким образом, управление имуществом невозможно без результатов оценки этого имущества. Однако, неверно думать, что для управления имуществом нужна только оценка его стоимости. Стоимость, конечно, - важный показатель имущества, но не единственный. Для принятия управленческих решений в отношении имущества нужно привлечь многие другие его характеристики: назначение, качественные свойства, производственная мощность (производительность), эксплуатационные издержки, износ и др.

С развитием рыночных отношений расширился набор методов  управления имуществом. Наряду с традиционными  методами по восстановлению и обновлению имущества, все большее значение на практике приобретают такие методы, как аренда, финансовый лизинг, страхование, передача в доверительное управление и др.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.7. Виды сделок с объектами недвижимости.  

 

Задачи управления государственной  собственностью, стоящие на современном  этапе в РФ:

  • классификация объектов государственной собственности, позволяющая усовершенствовать систему их учета и контроля за состоянием объектов и их использованием;
  • инвентаризация объектов государственной собственности, оформление прав на них с целью упорядочения статистического и оперативного учета, использование объектов по назначению;
  • обеспечение контроля за сохранностью государственного имущества, используемого государственными организациями, сдаваемого в аренду, передаваемого в залог и в доверительное управление;
  • рациональная структура и состав объектов государственной собственности с точки зрения возможной приватизации, продажи, выкупа, передачи в муниципальную форму собственности. Создание новых объектов;
  • обеспечение эффективного использования прав государства как участника общей (совместной и долевой) собственности;
  • повышение экономической и социальной эффективности, доходности объектов государственной собственности за счет применения прогрессивных форм, методов, средств управления.

Научно-обоснованная целевая  ориентация процессов управления государственной  собственностью служит определенной предпосылкой их рациональной организации и результативности.

 

 

Тема № 3. Система управления муниципальной  собственностью

  1. Объекты и субъекты местного самоуправления

  1. Муниципальная собственность как материальная основа местного самоуправления. Ее состав. Муниципальные предприятия и муниципальные учреждения.

 

  1. Основные способы формирования муниципального имущества

 

  1. Государственная политика в области управления и развития рынка недвижимости

 

  1. Налоги, начисляемые в пользу муниципальных властей

 

  1. Планирование и программирование использования муниципальной собственности

 

Объекты и субъекты местного самоуправления

 

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или)  образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Они могут избираться непосредственно населением и (или) образовываться  представительным органом муниципального образования. Каждый орган местного самоуправления наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Структуру органов  местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно – распорядительный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования, например, муниципальная избирательная комиссия, муниципальная милиция и др. При этом, согласно Федеральному закону 2003г., наличие представительного органа, главы муниципального образования и местной администрации является обязательным.

Наименования органов  и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций. Порядок  формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и  иные вопросы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти. Участие органов государственной  власти и их должностных лиц в  формировании органов и назначении должностных лиц местного самоуправления не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. В частности, Федеральный закон 2003г.  предусматривает участие представителей органов законодательной власти субъекта РФ в конкурсных комиссиях по замещению должностей глав местных администраций муниципальных районов и городских округов (1/3 состава комиссии). Органы местного самоуправления являются юридическими лицами.

Органы местного самоуправления можно классифицировать по способу образования (делегирования полномочий); типу исполняемых функций; назначению (специализации); исполняемым полномочиям; способу принятия решений.

По способу  образования и делегирования  полномочий органы местного самоуправления делятся на выборные и иные. Выборные органы отличаются тем, что население напрямую наделяет их полномочиями по решению вопросов местного значения. Остальные органы создаются для обеспечения этих полномочий. Они могут подразделяться на формируемые на добровольной основе с последующим утверждением (например, комиссии представительного органа), на основе назначения (местная администрация), по установленным нормам представительства от различных организаций) муниципальные комиссии: административная, жилищная и пр.). Выборные органы получают свои полномочия непосредственно от населения, т.е. выборы являются не только способом образования органов, но и способом наделения этих органов полномочиями. Иные органы получают свои полномочия чаще всего от выборных органов.

По выполняемым  функциям органы местного самоуправления делятся на представляющие интересы населения (проектная функция) и реализующие эти интересы (программная функция). Представление интересов населения заключается в их выявлении, обобщении, принятии на этой основе программы (проекта) развития муниципального образования (отсюда термин «проектная функция») и правовых актов, необходимых для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы деятельности органов местного самоуправления  («программная функция») направленной на осуществление проекта. Этим двум типам функций соответствуют два основных типа органов местного самоуправления – представительные и исполнительные.

В зависимости от способа принятия решений органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные и единоличные. Коллегиальное принятие решений присуще выборным органам, как прямое следствие их природы. Коллегиально целесообразно принимать решения, имеющие принципиальное значение для местного сообщества, а также в тех сферах, где со стороны населения возможны предположения о предвзятом отношении или личном интересе должностного лица (например, предоставление муниципального жилья, размещение муниципального заказа, оказание социальной помощи отдельным лицам и т.п.). Такие решения могут приниматься специально создаваемыми коллегиальными органами.

В то же время вопросы  оперативного управления муниципальным  хозяйством более эффективно решаются на основе единоначалия, при котором  конкретными сферами деятельности управляют профессионалы, которые несут ответственность за результаты этой деятельности.

По назначению органы местного самоуправления делятся на органы общего и специального назначения (органы с широкой и узкой специализацией).  Под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется на все или большую часть сфер деятельности местного самоуправления (представительный орган, администрация, а также такие, как, например, финансовые или управляющие муниципальным имуществом). Под органами специального назначения понимаются «отраслевые» органы, занимающиеся одной или несколькими сферами муниципальной деятельности (например, городской транспорт, образование, культура и т.д.).

Деление по полномочиям вытекает из классификации самих полномочий местного самоуправления, которые подразделяются на следующие группы:

  • Собственные полномочия по решению вопросов местного значения, выполняемые в обязательном порядке согласно Конституции РФ, федеральным и региональным законам;
  • Полномочия, делегированные органам местного самоуправления органами государственной власти в соответствии с федеральными или региональными законами;
  • Добровольные полномочия, возложенные на органы местного самоуправления населением муниципального образования или реализуемые муниципальной властью по своему усмотрению. Последние связаны, например, с кооперированием муниципальных образований, с выполнением договоров (в том числе с зарубежными партнерами), членством в различных ассоциациях и союзах и др.

 

 

 

Органы местного самоуправления



 

По способу образования

По назначению степени (специализации)

По полномочиям

По способу принятия решений

 

По  типу исполняемых функций



выборные


Общего назначения




Принимающие решения  в коллегиальном порядке 





иные


Исполняющие собственные полномочия




Специального назначения





 

Формируемые на добровольной основе с  последующим утверждением


Принимающие решения  единолично




Исполняющие добровольные полномочия




 

Исполняющие отдельные  государственные полномочия





 

Формируемые на основе назначения


 


Формируемые

на основе кооптации  по установленным нормам


 

 

 

 

С точки зрения данной классификации можно характеризовать  каждый орган местного самоуправления. Например, муниципальный комитет  по социальной политике является: по способу образования – формируемый на основе назначения, по назначению -  специального назначения, по полномочиям – исполняющий и собственные и делегированные полномочия, по способу принятия решений – коллегиальный, по типу исполняемых функций – исполнительный. Однако такое разделение является достаточно условным и практически по всем классификационным признакам возможны варианты частичного или даже полного совмещения разнообразных функций в одном органе.

Информация о работе Управление государственным и муниципальным имуществом