Управление государственным и муниципальным имуществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 18:14, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Теоретические основы управления государственной и муниципальной собственностью.
Тема 2. Система управления государственной собственностью.
Тема 3. Система управления муниципальной собственностью
Тема 4. Управление имущественными комплексами организаций и предприятий
Тема 5. Оценка недвижимости

Файлы: 1 файл

ЛекцииУправГосМунСоб.doc

— 756.00 Кб (Скачать файл)

На собственнике лежит  риск случайной гибели или случайного повреждения имущества. На имущество собственника обращается взыскание по его долгам и обязанностям.

Имущество, находящееся  в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями  и учреждениями во владение, пользование и распоряжение; исключение составляют средства бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями и составляющее государственную Казну РФ, края, области и других субъектов. Некоторые объекты отнесены законом к исключительной собственности РФ: золотой запас, алмазный и валютные фонды, ресурсы континентального шельфа.

Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная  собственность, местные финансы, имущество, находящиеся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом – иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

В перечень видов объектов, которые могут находиться в государственной собственности, входят:

- унитарные предприятия;

- объекты интеллектуальной  собственности;

- финансовые ресурсы,  денежные средства, драгоценности;

- имущественные комплексы  в виде зданий, сооружений, жилых  объектов, оборудования, других имущественных ценностей;

- недра, полезные ископаемые;

- земли сельскохозяйственного  и иного назначения;

- водные ресурсы;

- леса и лесные богатства;

- памятники истории  и архитектуры.

В состав муниципальной  собственности входят:

- средства местного бюджета;

- муниципальные внебюджетные  фонды;

- имущество органов  местного самоуправления;

- муниципальные земли  и другие природные ресурсы,  находящиеся в муниципальной  собственности;

- муниципальные предприятия  и организации;

- муниципальные банки  и другие финансово-кредитные организации;

- муниципальный жилищный  фонд и нежилые помещения;

- муниципальные учреждения  образования здравоохранения, культуры  и спорта;

- другое движимое и  недвижимое имущество.

Воздействие, оказываемое  собственниками, органами государственной власти и самоуправления, иными уполномоченными лицами, на процессы, связанные с принадлежностью вещей, имущества и их использованием, а также на участников этих процессов составляет сущность управления собственностью.

Государственная собственность не противоречит муниципальной, корпоративной, частной собственности. Возможны переходы из одних форм в другие (они установлены законодательством), существуют объекты общей, совместной собственности.

В последнем случае управление государственной собственностью является частью управления объектами разных форм собственности на территории отдельных регионов, всей страны и даже разных стран, направленного на минимизацию экономического эффекта, получаемого всеми совместными собственниками в целом и государством как одним из участников.

 

 

Тема 2. Система  управления государственной собственностью.

 

Управление  государственной собственностью представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие со стороны государства на все объекты принадлежащей ему собственности. На практике это означает, что государство как собственник устанавливает определенные правила, условия владения, пользования и распоряжения этими объектами.

Управление  государственной собственностью определяется как совокупность всевозможных отношений между различными субъектами (работниками и менеджерами) по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

При управлении государственной  собственностью, как и любым сложным  объектом, должен быть задействован комплексный  подход, т.е. одновременно должны осуществляться целевая, воспроизводственная, организационная  и функциональная составляющая управления. Такое управление охватывает управленческие функции, включающие прогнозирование, планирование, организацию, координацию, контроль и т.д., а также администрирование, экономические и другие методы.

Причины управления государственной  собственностью включают:

  • целеполагание.  Оно предполагает разработку целей государственного управления на всех ее уровнях и направлениях. Это должна быть система взаимосвязанных целей, различающихся во времени и постоянно корректируемых согласно с меняющимися условиями;
  • научность управления;
  • ответственность субъектов управления государственной собственности за результаты ее функционирования;
  • комплексное управление, обеспечивающее единство действий органов представительной и исполнительной власти, всех управляющих структур;
  • постоянное совершенствование управления;
  • профессионализм управления;
  • эффективность управления.

Способы управления государственной  собственностью:

а) на базе объектов управления:

  • посредством имеющегося законодательства;
  • через государственные фонды денежных средств, осуществляющие распределение и перераспределение финансовых ресурсов и доходов граждан;
  • через управление государственным имуществом на основе соответствующих государственных программ, в частности, связанных с процессами национализации и приватизации;

б) по управленческим действиям:

  • учетно-регистрационная деятельность государства;
  • порядок учреждения, реорганизации и ликвидации юридических лиц (участников рынка);
  • управления различными формами государственной и негосударственной собственности со стороны государства;
  • решения о приватизации и национализации;
  • порядок структурирования государственной собственности (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях);

в) в зависимости от временной направленности:

  • оперативное, или текущее, управление;
  • перспективное управление, направленное на какие-либо преобразования в собственности в будущем.

 

 

 

  


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Подсистемы обеспечения  системы управления государственной  собственностью (СУГС).

 

 

 

 

 

 

 

 

В процессе управления государственной собственностью осуществляется пять главных функций: планирование, организация, распоряжение, руководство и контроль.

Планирование является средством предварения идей в реальность и заключается в формализации целей и задач, а также средств их достижения. В процессе планирования принимаются решения относительно направления деятельности по управлению государственной собственностью и устанавливается очередность действий (выделяются приоритеты).

Организация подразумевает установление определенной системы взаимоотношений (иерархии) между различными государственными органами, принимающими участие в управлении государственной собственностью, а также связей между ними и другими ресурсами, используемыми для достижения поставленных целей.

Распоряжение обеспечивает функционирование всей системы, созданной в процессе организации. Оно опирается на четкое разделение прав и ответственности во всех звеньях управления. Эта деятельность призвана направлять рабочий процесс управления на региональном и федеральном уровне.

Руководство заключается в том, чтобы побудить отдельные звенья управления действовать в интересах общих целей и задач.

Контроль предполагает принятие мер, необходимых для проведения планирования и решения конкретных задач в процессе достижения целей управления, а также обеспечения соответствия текущих задач конечным целям.

Согласно Конституции  государственная власть в РФ организована и функционирует на базе разделения на законодательную, исполнительную и  судебную.

Применительно к управлению государственной собственностью основной функцией органов законодательной власти является принятие законов о собственности и утверждение бюджета.

При этом органы исполнительной власти обеспечивают организационную  и распорядительную деятельность по исполнению законов, органы судебной власти – отправление правосудия.

Важнейшую роль в управлении государственной собственностью принадлежит  системе федеральных органов  исполнительной власти, в которую  входят Министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти, государственные комитеты России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также Управление делами Президента Российской Федерации.

В целях обеспечения  управления государственной собственностью правительство специальным постановлением передало часть своих полномочий в этой области ряду федеральных органов исполнительной власти. При этом ключевую роль в процессе управления государственной собственностью была отведена Министерству имущественных отношений Российской Федерации (Минимущество России), которое осуществляет право собственности от имени Российской Федерации в отношении федеральных предприятий и учреждений как имущественных комплексов и пакетов акций, закрепленных в федеральной собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2.2. Важнейшие органы управления государственной собственностью.

 

 

 

 

 

 

 

Целями управления государственной  собственностью является достижение конкретных целей, поставленных перед государственным аппаратом управления. Если, например, эта цель заключается в создании частной собственности, то управление государственной собственностью сводится к ее приватизации в установленные сроки и по установленным правилам. Если эта цель состоит в увеличении доходов государственного бюджета, то управление государственной собственностью должно быть направлено на увеличение ее прибыльности или, наоборот, распродажу по наиболее высоким ценам. Если цель – увеличение регулирования рынка, то управление государственной собственностью сосредотачивается на воздействии на рынок в заданном направлении и т.д.

Проблемы преобразования отношений и структуры собственности  – одна из самых важных в любой  стране.

В одних странах эти  преобразования носит устойчивый системный  характер, в других – осуществляются в ходе политических и экономических реформ.

Приватизация, как процедура  перераспределения собственности, должна служить решением следующих  задач:

  • повысить эффективность использования активов;
  • усовершенствовать систему управления, сделав ее корпоративной;
  • расширить доступ предприятия к капиталам;
  • обеспечить конкурентоспособность предприятий за счет внедрения новых технологий и передового опыта;
  • сформировать новых владельцев, которые стали бы более эффективными собственниками;    
  • увеличить поступление средств в казну за счет более эффективной работы предприятий;
  • обеспечить более справедливое распределение прибыли.

 

 

В зависимости от конкретной ситуации государство может разными  способами передавать свое имущество  в частную собственность. Согласно действующему законодательству основными способами могут быть (рис.2.3.):

  • преобразование государственных предприятий в акционерные общества (акционирование) с последующей процедурой отсуждения их акций в частную собственность;
  • продажа акций, находящихся в собственности государства, а также передача иных вкладов в уставный капитал частных юридических лиц;
  • продажа государственного имущества (зданий, сооружений, земельных угодий и т.п.) частным лицам;
  • возвращение государственной собственности ее бывшим частным владельцам и др.

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.3. Юридические способы приватизации.

Приватизация, являясь  процедурой распределения собственности (перераспределение между государственной  и частной собственностью), в период создания акционерных обществ, как правило, основывается не на отсуждении имущества путем его купли – продажи или на безвозмездной основе, а опосредуются движением акций или переходом собственности на акции, и только затем может произойти изменение собственности непосредственно на вещное имущество. Существование акции означает, что в собственности государства имеется разных размеров портфель акций различных предприятий страны, отражающих динамику и состояние в каждый момент времени перераспределительных отношений собственности между государством и остальными собственниками.

Способы образования  государственного портфеля акций в  результате осуществления приватизации представлены на рис.2.5. Ими могут  быть :

  • акционирование государственных предприятий (учреждение акционерных обществ на базе государственных предприятий) и нахождение их акций в собственности государства до момента продажи этих акций частным лицам;
  • незавершенность приватизации, выраженная в незавершенности перехода акций, находящихся в собственности государства в собственность частных лиц.

Информация о работе Управление государственным и муниципальным имуществом