Управление государственным и муниципальным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение направлений оптимизации государственного и муниципального долга.
Данной цели подчинены задачи работы:
1. Рассмотреть общую характеристику государственного и муниципального долга.
2. Выявить особенности управления государственным долгом.
3. Изучить специфику управления муниципальным долгом.
Объект исследования – государственный и муниципальный долг Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Общая характеристика государственного и муниципального долга 5
1.1Понятия и виды государственного и муниципального долга 5
1.2 Осуществление государственных и муниципальных заимствований 10
Глава 2. Управление государственным и муниципальным долгом 18
2.1 Особенности управления государственным долгом Российской Федерации и долгом субъектов Российской Федерации 18
2.2 Особенности управления муниципальным долгом 22
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Б-248 госдолг.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)
  1. своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
  2. проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
  3. осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
  4. контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
  5. контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
  6. экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
  7. экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Ключевой целью долгового  управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов. Несмотря на то, что управление государственным  долгом фактически направлено на регулирование  двух ключевых параметров, характерных для любых финансовых инструментов, — риска и доходности (то есть в случае долга — издержек обслуживания), конкретные его цели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить в качестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик риск того, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства, которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучше воспринимаются рынком. Издержки такой стратегии Россия в полной мере испытала в 1998 году, когда на внутреннем рынке размещались преимущественно «короткие» бумаги, наиболее востребованные инвесторами, но характеризовавшиеся максимальными рисками для экономики.11 Краткосрочная экономия бюджета на процентных выплатах обернулась серьезным потрясением для всей финансовой системы.

Однако если в качестве другой крайности установить минимизацию  рисков со стороны государственного долга, то в пределе это будет  означать полный отказ от использования  заимствований. Вопреки достаточно распространенному мнению, полное его отсутствие — это не самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речь идет о развивающейся стране. На практике в качестве ключевой цели долгового управления чаще всего называют баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

Вне зависимости от макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах, необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

2.2 Особенности  управления муниципальным долгом

Органы местного самоуправления, учитывая особенности своей финансовой деятельности, осуществляя правовую регламентацию муниципальных кредитных  отношений, принимают, как правило, положения о муниципальном долге. Например, Положение «О долге муниципального образования города Тула», утвержденное решением Тульской городской Думы от 24 января 2001 г. № 47/831, к муниципальному долгу относит совокупность долговых обязательств города, выраженных в валюте РФ, в иностранной валюте, перед российскими и иностранными юридическими или физическими лицами Российской Федерации, ее субъектами, международными организациями. Названное положение обоснованно классифицирует муниципальный долг как в зависимости от валюты обязательства, так и в зависимости от резиденства кредиторов.

Муниципальный долг полностью  и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Данное положение БК РФ обусловило закрепление в законодательстве ряда субъектов РФ нормы о невозможности признания безнадежным долгом перед бюджетом субъекта РФ бюджетных ссуд, предоставленных непосредственно местным бюджетам, а также юридическим и физическим лицам под гарантии муниципальных образований. Подобная норма содержится, например, в ст. 81 Закона Нижегородской области от 8 октября 2001 г. № 207-3 «О бюджетной системе и бюджетном процессе в Нижегородской области», ст. 2 Закона Вологодской области от 2 октября 2002 г. № 828-ОЗ «О порядке и условиях списания безнадежных долгов областному бюджету».12

Следовательно, муниципальным  долгом следует считать общую сумму задолженности муниципального образования по непогашенным долговым обязательствам и невыплаченным по ним процентам.

БК РФ в ст. 107 устанавливает  предельный объем муниципального долга в размерах, не превышающих объем собственных доходов соответствующего бюджета. Конкретные верхние границы объема муниципального долга определяются решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год.

Управление муниципальным  долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий по осуществлению государственной политики в сфере регулирования муниципального долга, а также действий органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, по размещению новых долговых обязательств.

Основной целью управления муниципальным долгом является обеспечение финансирования расходов районного бюджета за счет заемных источников при:

- поддержании объема  долговых и условных обязательств  на экономически безопасном уровне, с учетом всех возможных рисков;

- обеспечении исполнения  долговых и условных обязательств в полном объеме при исполнении всех других расходных обязательств;

- обеспечении минимально  возможной стоимости обслуживания  прямых обязательств.

Управление муниципальным  долгом включает три взаимосвязанных  направления:13

- планирование объема, сроков погашения и структуры муниципального долга;

- осуществление операций  с муниципальным долгом: заимствований,  предоставления гарантий, обслуживания  и погашения долга и др.;

- осуществление учета  и формирование отчетности по  долговым обязательствам.

В соответствии с п. 3 ст. 101 БК РФ управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. Как правило, правовые акты муниципального уровня относят функцию управления соответствующим долгом к компетенции исполнительных органов местного самоуправления или предоставляют местным администрациям право делегировать названное полномочие иным органам местного самоуправления. Например, п. 9.3 Положения «О долге муниципального образования города Тула» устанавливает, что управление долгом при исполнении городского бюджета осуществляется Управой города либо уполномоченным Управой города структурным подразделением. Примечательно, что правовые акты муниципального уровня содержат состав и характеристику основных элементов управления муниципальным долгом. Так, названное Положение к управлению долгом города Тулы относит: определение политики в отношении долга; установление требований к его размеру и структуре; определение порядка, условий выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств города; определение порядка использования заемных средств; установление круга уполномоченных лиц по обслуживанию долга (п. 9.1). Политику в отношении долга города определяет Тульская городская Дума на основе предложений главы города.

Управление муниципальным долгом целесообразно рассматривать в широком и узком смысле. Под управлением муниципальным долгом в широком смысле подразумевается формирование и осуществление финансовой 'политики, направленной на регулирование кредитной деятельности органов местного самоуправления. Управление муниципальным долгом в широком смысле относится к компетенции как государства в лице федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти соответствующего субъекта РФ, что обусловлено отнесением Конституцией РФ общих вопросов местного самоуправления к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Финансовая политика в сфере кредитной деятельности муниципальных образований основывается на Конституции РФ, Европейской хартии местного самоуправления (Страсбург, 15 октября 1985 г.), общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и находят свое выражение в федеральных законах, законах субъектов РФ и иных нормативно-правовых актах в области местного самоуправления.

Государство в лице федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ располагает определенным набором полномочий, позволяющих осуществлять государственную политику в сфере муниципальной кредитной деятельности. Одним из важнейших механизмов по управлению муниципальным долгом является правовое регулирование финансовой самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения, бюджетное и налоговое регулирование, позволяющее обеспечить сбалансированные минимальные местные бюджеты. Именно в результате осуществления государственной политики по управлению муниципальным долгом обозначаются основные принципы, условия и масштабы осуществления местных займов.14

Управление муниципальным  долгом в узком смысле представляет собой совокупность полномочий органов местного самоуправления по подготовке к выпуску и размещению долговых обязательств муниципального образования, регулированию (в рамках компетенции) рынка ценных бумаг, обслуживанию и погашению муниципального долга. Основными мероприятиями по управлению муниципальным долгом можно назвать рефинансирование, конверсию, консолидацию, унификацию и др. В процессе управления муниципальным долгом органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках соответствующей компетенции решают следующие задачи: минимализация стоимости долга для заемщика; недопущение переполнения фондового рынка заемными обязательствами муниципальных образований; недопущение спекулятивных операций на рынке муниципальных ценных бумаг и резкого колебания их курса; эффективное использование привлеченных средств и контроль за их целевым использованием; обеспечение своевременного и в полном объеме возврата привлеченных средств; максимальное финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления.

В процессе управления муниципальным  долгом возникает необходимость  его реструктуризации. Реструктуризация муниципального долга представляет собой погашение долговых обязательств муниципального образования с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения.

Необходимость реструктуризации муниципального долга появляется при возникновении финансовых затруднений. Реструктуризация муниципального долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.

Под реструктуризацией  муниципального долга  понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Однако следует подчеркнуть, что реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. Следовательно, общая сумма платежей еще более увеличивается за счет доначисленных процентов.

Реструктуризация долга  может быть осуществлена с частичным  списанием (сокращением) суммы основного долга. При этом в соответствии с действующим законодательством сумма расходов на обслуживание реструктурируемого долга не включается в объем расходов на обслуживание долгового обязательства в текущем году, если указанная сумма включается в общий объем реструктурируемых обязательств. Основными способами реструктуризации долга являются: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование долга.

Рефинансирование представляет собой погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования долга: замена обязательств (с согласия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения. Здесь следует также отметить, что выкуп долга используется в тех случаях, когда территории-должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов и можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем долга. 15

Приведенные методы управления в своей основе базируются на переговорном процессе и относятся к рыночным методам управления долгом. Наряду с рыночными методами управления государственным долгом на практике активно используют и внерыночные (административные) методы управления. В основе внерыночных методов управления долгом заложено одностороннее принятие эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К административным методам управления долгом относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование долга.

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом