Управление государственным и муниципальным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение направлений оптимизации государственного и муниципального долга.
Данной цели подчинены задачи работы:
1. Рассмотреть общую характеристику государственного и муниципального долга.
2. Выявить особенности управления государственным долгом.
3. Изучить специфику управления муниципальным долгом.
Объект исследования – государственный и муниципальный долг Российской Федерации.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1.Общая характеристика государственного и муниципального долга 5
1.1Понятия и виды государственного и муниципального долга 5
1.2 Осуществление государственных и муниципальных заимствований 10
Глава 2. Управление государственным и муниципальным долгом 18
2.1 Особенности управления государственным долгом Российской Федерации и долгом субъектов Российской Федерации 18
2.2 Особенности управления муниципальным долгом 22
Заключение 30
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Б-248 госдолг.doc

— 255.50 Кб (Скачать файл)

В Программу государственных  внешних заимствований Российской Федерации в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. 

Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период, за исключением целевых иностранных кредитов (заимствований), привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации, с указанием (ст. 108.1 БК РФ): общего объема гарантий; направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели); валюты обязательств по гарантии; наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий; общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году и плановом периоде на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям. 

Программа государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В Программе государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации должны быть определены: предельный объем государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); перечень, объемы и сроки погашения государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемам средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. 

Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных образований на очередной финансовый год представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. 

Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием: общего объема гарантий; направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели); наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий; общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.  

В программе государственных  гарантий Российской Федерации, государственных  гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации должно быть отдельно предусмотрено каждое направление гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает:

- 1 млрд. руб. – для  государственных гарантий Российской  Федерации;

- 10 млн. руб. – для государственных гарантий субъекта Российской Федерации;

- 100 тыс. руб. – для муниципальных  гарантий. 

Государственный долг субъекта Российской Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, включая выданные им гарантии другим заемщикам.  

Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств.  

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по: государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации; бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций; государственным гарантиям субъекта Российской Федерации. 

В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации; объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации.

Для субъектов РФ, в бюджетах которых  доля межбюджетных трансфертов (за исключением  субвенций) из федерального бюджета  в течение двух из трех последних  отчетных финансовых лет превышала  60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, установлено более жесткое ограничение. Предельный объем долга такого субъекта РФ составляет 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.7 Ряд региональных администраций ввели дополнительные, более жесткие ограничения, прописывая их в региональном законодательстве.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются представительными  органами местного самоуправления в решении о местном бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств. Что касается кредитов Центрального банка РФ, а также приобретение Центральным банком РФ долговых обязательств муниципальных образований при их первичном размещении, то они не могут быть источниками финансирования дефицита местного бюджета.

В соответствии со статьей 104 Бюджетного кодекса муниципальные внутренние заимствования используются для  покрытия дефицитов местных бюджетов, а также для финансирования расходов местных бюджетов в пределах расходов на погашение муниципальных долговых обязательств. Бюджетный кодекс регламентирует, что от имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.

Решение об эмиссии муниципальных  ценных бумаг принимается органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и муниципального долга, установленными в соответствии с Бюджетным кодексом, решением о бюджете, а также с программой внутренних заимствований. В тоже время в решении об эмиссии муниципальных ценных бумаг отражаются сведения, предусмотренные федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. Условия эмиссии ценных бумаг муниципальных ценных бумаг подлежат регистрации в Министерстве финансов РФ.

Требования к объемам привлечения государственных займов субъектами Российской Федерации представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Ограничения по объемам  привлечения государственных займов субъектами РФ8

Целью муниципальных  заимствований является получение  органами местного самоуправления дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для  финансирования общих потребностей муниципальных образований, не обеспеченных доходами. При этом следует иметь ввиду, что привлеченные муниципальные долговые обязательства, как правило, погашаются за счет бюджетных средств (доходов), финансовых ресурсов, полученных от продажи муниципальной собственности, а также новых заимствований. В связи с этим целью управления муниципальным долгом является выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями муниципального образования в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, поддержание объема муниципального долга на экономически безопасном уровне, оптимизация обслуживания и погашения муниципального долга. Отметь, что система управления муниципальным долгом должна быть прежде всего ориентирована на обслуживание стратегических инвестиционных проектов, а представители муниципальной власти выступают координатором и гарантом производственных инвестиций, в рамках выработанной стратегии экономического роста муниципального образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Управление государственным и муниципальным  долгом

2.1 Особенности  управления государственным долгом  Российской Федерации и долгом  субъектов Российской Федерации

Осуществление управления государственным внутренним и внешним  долгом России закреплено в качестве одного из полномочий Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики в ст. 15 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". Полномочие Минфина России на управление в установленном порядке государственным долгом России закреплено в ст. 165 БК РФ.

Управление государственным  долгом субъекта Российской Федерации  осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом данного субъекта в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным  долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Под управлением государственным  долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений  экономической политики государства, связанной с его деятельностью  в качестве заемщика. Управление государственным  долгом заключается в следующем:9

  1. формирование политики в отношении государственного долга;
  2. установление границ государственной задолженности (в том числе в определении общего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований, необходимых для его финансирования);
  3. определение основных направлений и целей воздействия на микро– и макроэкономические показатели;
  4. установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ.

Под управлением государственным  долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.

К основным методам управления государственным долгом следует отнести:

Рефинансирование — погашение  старой государственной задолженности  путем выпуска новых займов.

Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства  как должника).

Пролонгация — это  удлинение сроков долга и погашения  процентов.

Секьюритизация —  это перепродажа облигаций госзаймов  на открытом рынке (фондовой бирже).

Капитализация — это  реструктурирование гособлигаций в  частные акции через их перепродажу  на бирже.

  1. Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
  2. Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
  3. Унификация — объединение нескольких займов в один.
  4. Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
  5. Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
  6. Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Система управления государственным долгом — это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование его размера, стоимости и структуры.

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:10

  1. разработка программы заимствований на следующий год, которая является выражением экономической политики страны в отношении сложившихся государственных долговых обязательств;
  2. процедура принятия основных параметров управления государственным долгом страны на очередной год;
  3. исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Основные задачи, решение  которых необходимо для достижения целей управления государственным  долгом:

Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом