Система управления государственным и муниципальным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 15:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение такой категории, как государственный долг. При этом решается ряд следующих задач:
определить понятие государственного и муниципального долга;
виды и этапы управления государственным и муниципальным долгом;
провести анализ государственного и муниципального долга в РФ на 2007 и 2008 года
вывести разработку мероприятий по совершенствованию государственным и муниципальным долгом.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы государственного и муниципального долга
Сущность государственного и муниципального долга………………….5
Виды управления государственным и муниципальным долгом………...7
Этапы управления государственным и муниципальным долгом……….9
Глава 2. Анализ управления государственным в РФ на 2007 и 2008 год………………………………………………………………....................................12
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию управлением государственным и муниципальным долгом………………………………………..15
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы………………………………………………………………21

Файлы: 1 файл

Управление государственным и муниципальным долгом (2).doc

— 123.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

Ульяновский государственный  университет 

Высший колледж «Заволжье»

Экономическое дневное  отделение

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации»

 

 

На тему «Система управления государственным и муниципальным долгом»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Выполнила:

                                                                                         Студент гр.ФК-21

                                                                                  Деревянко Д. Д.

 

                                                                          Проверила:

                                                                              Азизова А.В.

 

                                                                                                  К защите допущен_____

                                                                                                  Дата защиты:__________

 

 

 

 

 

 

Ульяновск 2009

Содержание.

 

 

 

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические  основы государственного и муниципального долга

    1. Сущность государственного и муниципального долга………………….5
    2. Виды управления государственным и муниципальным долгом………...7
    3. Этапы управления государственным и муниципальным долгом……….9

Глава 2. Анализ управления государственным в РФ на 2007 и 2008 год………………………………………………………………....................................12

Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию управлением государственным и муниципальным долгом………………………………………..15

Заключение……………………………………………………………………….19

Список литературы………………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

        Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный долг, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным долгом.

Государственный долг выражает совокупность долговых отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

Государственный долг в узком смысле слова как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный долг выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.

Вместе с  тем государственный долг в узком смысле слова отличается от других форм долга. Во-первых, обычный кредит в отличие от государственного долга, как правило, носит строго целевой характер. Основное же назначение последнего - покрывать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные или товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного долга является не какой-то конкретный вид ценностей, а все имущество государства или его административно-территориального подразделения. В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным.

Целью данной курсовой работы является изучение такой категории, как государственный долг. При этом решается ряд следующих задач:

    • определить понятие государственного и муниципального долга;
    • виды и этапы управления государственным и муниципальным долгом;
    • провести анализ государственного и муниципального долга в РФ на 2007 и 2008 года
    • вывести разработку мероприятий по совершенствованию государственным и муниципальным долгом.

Предметом курсовой работы выступает финансовая категория  – долговые обязательства. Объектом изучения является Российская Федерация  в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

 

 

Глава 1. Теоретические  основы государственного и муниципального долга.

1.1. Сущность государственного и муниципального долга

Государственный долг, как и финансы, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный долг обеспечивает возможность органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, организацию населением своих сбережений и многие другие экономические процессы.

Одновременно  государственный долг выступает  в качестве объекта управления. Субъектом  в этом случае выступает государство. При этом государство определяет все необходимые правила формирования и обслуживания государственного долга:

·   соотношение  между различными видами долговой деятельности (государственные заимствования, кредиты, гарантии);

·   структуру  видов долговой деятельности по срокам и доходности;

·   механизм построения конкретных государственных  займов, кредитов и гарантий;

·   порядок  выпуска и обращения государственных займов;

·   порядок  предоставления и возврата государственных  кредитов;

·   порядок  предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним;

·   другие необходимые практические аспекты  функционирования государственного долга.

В этой связи  принято говорить об управлении государственным  долгом. Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мер  по регулированию объема и структуры  долга, определению условий и  осуществлению новых заимствований, изменению условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию долга, регулированию рынка государственных заимствований, определению условий и предоставлению государственных кредитов и государственных гарантий и контролю за их целевым использованием.

Бюджетный кодекс РФ не дает законодательного толкования понятия «управление долгом». Статья 101 лишь определяет органы власти, полномочные  осуществлять такую деятельность. Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации. Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления. В статьях 102 – 114 более подробно изложены вопросы, касающиеся управления и обслуживания государственного и муниципального долга РФ, как то:

·     ответственность по долговым обязательствам (ст. 102);

·     право государственных внешних  заимствований (ст. 103, 104);

·     реструктуризация долга (ст. 105);

·  предельные объемы государственного и муниципального долга и предельные объемы государственных и муниципальных заимствований (ст. 106, 107);

·     создание и изменение программ внешних  и внутренних заимствований РФ (ст. 108–110);

·     предельные объемы расходов на обслуживание и погашение государственного или  муниципального долга (ст. 111–113);

·     эмиссия государственных и муниципальных  ценных бумаг (ст. 114).

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

·    удержание  величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической  безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

·    минимизация  стоимости долга на основе удлинения  срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и  переключения внимания на другие группы инвесторов;

· сохранение у  российского государства репутации  первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед  инвесторами;

· поддержание  стабильности и предсказуемости  рынка государственного долга;

· достижение эффективного и целевого использования заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов;

· обеспечение  своевременного возврата государственных  кредитов и уплаты процентов по ним;

· диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

· координация  действий федеральных органов, органов  субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных  долговых обязательств.

 

1.2. Виды управления государственным и муниципальным долгом.

 

Управление  государственным долгом можно условно  разделить на стратегическое и оперативное. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся  в компетенции Федерального Собрания, Президента РФ и Правительства РФ, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент РФ, законодательные органы и главы администраций субъектов РФ), Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ их принимают, а Президент РФ и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.

Прежде всего, ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают:

·     предельные объемы государственного внутреннего  и внешнего долгов;

·     источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;

·     предельный размер внешних заимствований;

·     предельные размеры государственных  кредитов иностранным государствам и государствам – участникам СНГ;

·     направления использования, условия  предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;

·     верхние пределы государственных  внутренних и внешних гарантий.

При этом руководствуются  Бюджетным кодексом, где определено, что:

1. Предельный  объем государственных внешних  заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации

2. Предельный  объем государственного долга  субъекта Российской Федерации,  муниципального долга не должен  превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации

Кроме того, по представлению Правительства РФ Государственная Дума утверждает программу  государственных внешних заимствований и предоставляемых Россией государственных кредитов и программу предоставления гарантий Правительства РФ.

Президент РФ и  Правительство РФ разрабатывают  и утверждают социально-экономические  программы, которые напрямую могут  затрагивать различные аспекты развития государственного долга.

Информация о работе Система управления государственным и муниципальным долгом