Территориальные органы управления земельными ресурсами: функции, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:09, реферат

Описание работы

Реформирование национальной экономики в России происходит в сложнейших политических и экономических условиях, связанных с возникновением негосударственного сектора и развитием рыночных процессов практически во всех отраслях экономики, что требует создания четких и эффективных механизмов ее государственного регулирования.
Особую актуальность эта задача приобретает в сфере управления земельными ресурсами, представляющими, с одной стороны, основной источник сельскохозяйственного производства, площадки и опорные поверхности для зданий, сооружений, дорог, зеленых насаждений, а, с другой стороны, — базу налогообложения недвижимости, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства.

Содержание работы

Введение. Актуальность темы.
1. Обзор информационных источников по данной проблеме
2. Государственное управление земельными ресурсами
3. Территориальное управление земельными ресурсами
3.1. Субъекты земельных правоотношений
3.2. Участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых земельным законодательством
3.3. Регулирование земельных отношений в Омской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Территориальные органы управления земельными ресурсами.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Участие Российской Федерации,  субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых земельным законодательством. 
     Наряду с гражданами и юридическими лицами возможными субъектами земельных правоотношений являются также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Этому посвящены нормы п.1 ст.5 Земельного кодекса, в которых развиваются положения, содержащиеся в ст.124 ГК об участии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. При этом имеются в виду земельные отношения, субъектом которых является Российская Федерация. В качестве субъектов земельных отношений выделяются также субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Поскольку земельное законодательство регулирует отношения в области государственного управления земель. Субъектами земельных отношений помимо указанных в п.1 ст.5 являются также государственной органы исполнительные власти. 
     К числу субъектов земельных правоотношений относятся также муниципальные образования - городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения или территория, в пределах которой в соответствии с Законом "Об общих принципах местного самоуправления" осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы. 
     Теория зафиксировала целый ряд особенностей, которыми обладают Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования как участники земельных правоотношений. При этом они вправе участвовать в земельных отношениях на равных началах с другими субъектами таких отношений - гражданами и юридическими лицами. В таком качестве государство и муниципальные образования отказываются от своей властной роли и принимают на себя обязательство, вступая в земельные отношения, подчиняться публичным и частным принципам и правилам земельного права. В земельных правоотношениях с гражданами и юридическими лицами Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - участники земельного оборота выступают как равная сторона. 
     Развивая положения ст.ст.71, 72, 73 и 76 Конституции РФ Земельный кодекс в ст.9, 10 и 11 разграничил компетенцию и полномочия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Так, к ведению Российской Федерации Кодекс отнес:

  • установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
  • установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборото способности земельных участков;
  • государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
  • установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
  • изъятие для нужд Российской Федерации земельных участков, в том числе путем выкупа;
  • разработку и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
  • управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности);
  • иные полномочия, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом, федеральными законами.

Упоминаемые в ст.9 иные полномочия, отнесенные к ведению  Российской Федерации другими федеральными законами, закреплены, в частности, в Водном кодексе 1995 г., Лесном кодексе 1997 г., Законах об охране окружающей среды 2002 г., о плате за землю 1991 г., об основах градостроительства в Российской Федерации 1992 г., о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах 1995 г., об особо охраняемых природных территориях 1995 г., о мелиорации земель 1996 г., о государственном регулировании агропромышленного комплекса 1997 г., о безопасном обращении с пестицидами и ядохимикатами 1997 г. 
     В качестве примера таких полномочий, которые закреплены в других федеральных законах, можно сослаться на Водный кодекс РФ, которым предусматриваются основные сферы государственного управления и полномочия РФ в области использования и охраны водных объектов, существенно влияющие на земельные отношения:

  • водохозяйственные балансы - расчетные материалы, сопоставляющие потребность в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами (ст.75);
  • схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов (ст.76);
  • государственные программы по использованию, восстановлению и охране водных объектов - федеральные государственные, в том числе бассейновые, и территориальные государственные (ст.77);
  • государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр (ст.78 79);
  • государственный контроль за использованием и охраной водных объектов (ст.81);
  • нормирование и лицензирование в области использования и охраны водных объектов (ст.82 и 83).

Субъектам РФ на основании  ст.10 Земельного кодекса предоставляется следующая компетенция:

  • изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъекта Российской Федерации;
  • разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации;
  • управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
  • иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

 

     В соответствии со ст.11 Земельного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:

  • изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
  • установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований;
  • разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
  • управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности;
  • иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Законодательную основу деятельности органов местного самоуправления, наряду с Конституцией РФ, составляют Закон "О местном самоуправлении", Закон "об общих принципах местного самоуправлении", Федеральный закон от 25 сентября 1997г . "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. №39. Ст.44640), уставы и конституции субъектов РФ, их законодательные акты.     

В соответствии со ст.6 Федерального закона от 28 августа 1995г. "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, к которым относятся:

  • владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
  • комплексное социально-экономическое развитие муниципального образованию (предполагающее сбалансированное развитие экономики и экологии);
  • регулирование и планирования и застройки территории муниципального образования (включающих использование природных ресурсов местного значения для обеспечения пожарной безопасности, рекреации и т.д.).
  • участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
  • обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании.

Полномочия субъектов  Российской Федерации в области  земельных отношений (ст.10 ФЗ)

 

 

1. К полномочиям субъектов  Российской Федерации относятся  резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Субъекты Российской  Федерации осуществляют управление  и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

  3.3.  Регулирование земельных отношений в Омской области

Регулирование  земельных  отношений   в  Омской области  осуществляют (ст.2 Закона Омской области):

Законодательное Собрание Омской области:

  • Утверждает  областные  целевые программы  по  рациональному  использованию и охране земель Омской области, а также отчеты об  их исполнении;
  •      Согласовывает перечни приобретаемых в собственность  Омской области или отчуждаемых из собственности Омской области земельных участков  сельскохозяйственного  назначения,  если  их  размер  превышает  10 процентов  от  общей  площади  сельскохозяйственных  угодий  в границах  административно-территориального  образования  Омской области или рыночная стоимость превышает кадастровую  более  чем в два раза.

Правительство Омской области:

  • Организует  разработку  и реализацию  областных  целевых  программ  по рациональному использованию и  охране земель  Омской области;
  • Согласовывает перечни земельных участков при разграничении государственной собственности на землю;
  • Принимает решения о предоставлении в собственность гражданам   и юридическим  лицам  земельных  участков,  находящихся в собственности Омской области;
  • Принимает  решения о приобретении земельных  участков. При  приобретении  в  собственность Омской области  земельных  участков,  размер  которых  превышает 10 процентов  от  общей  площади  сельскохозяйственных угодий  в  границах  административно- территориального образования Омской области или рыночная  стоимость  которых  превышает  кадастровую более  чем  в  два  раза, решение  принимается  после согласования с Законодательным Собранием  Омской области;
  • Принимает  решение  о приобретении в собственность  Омской области земельного участка или доли в праве общей собственности  на  земельный участок из земель сельскохозяйственного  назначения  при  нарушении собственником  требований статьи 3 и  (или)  пункта  2  статьи  4 Федерального  закона "Об  обороте  земель  сельскохозяйственного  назначения" в случае отсутствия  лица, изъявившего желание приобрести такой земельный участок или  долю  в праве общей собственности на земельный участок;
  • Принимает решение об осуществлении преимущественного  права покупки земельного участка или доли в праве общей собственности  на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения,  за  исключением случаев продажи на публичных торгах;
  • Принимает  решение об отказе от покупки доли в праве общей собственности на земельные  участки из земель сельскохозяйственного назначения;
  • Принимает решения о передаче земельных участков, находящихся   в собственности Омской области, в аренду, постоянное  (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование;
  • Устанавливает публичный сервитут на земельных  участках  в  интересах Омской области, населения Омской области;
  • Принимает решения о резервировании земельных участков  для государственных  нужд Омской области, а также земельных участков,  которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных  территорий регионального значения;
  • Утверждает результаты государственной кадастровой  оценки  земель на территории Омской области;
  • Устанавливает цену  земли  в поселениях  при  продаже  находящихся  в государственной  или  муниципальной  собственности  земельных  участков собственникам  расположенных  на  них  зданий, строений, сооружений;
  • Определяет цену выкупа земельных участков при приватизации  зданий,  строений  и  сооружений, а также  объектов,  строительство  которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости;
  • Утверждает перечень земельных участков, отнесенных к особо  ценным продуктивным  сельскохозяйственным  угодьям  использование  которых для других целей не допускается;
  • Определяет порядок использования отдельных  видов  земель промышленности  и  иного  специального   назначения,  находящихся  в  собственности Омской области, а также порядок установления  зон  с особыми условиями использования земель данной категории;
  • Принимает  решения   о  полном  или  частичном  изъятии  из хозяйственного  использования  и  оборота  земель,  которые  имеют  особое природоохранное, научное,  историко-культурное,  эстетическое, рекреационное,  оздоровительное  и  иное ценное значение;
  • Устанавливает  вид  земель  особо  охраняемых  территорий  регионального значения помимо предусмотренных федеральным  законом  (земли,  на  которых находятся пригородные зеленые зоны,  городские  леса, городские парки,  охраняемые  береговые  линии   охраняемые  природные  ландшафты,  биологические  станции,  микрозаповедники  и  другие);
  • Утверждает границы зон охраны объектов культурного наследия  регионального  и  местного  (муниципального)  значения,  режимы использования  земель  и градостроительные регламенты  в границах данных  зон, а в отношении  объектов культурного наследия  федерального значения  -  в соответствии  с федеральным  законодательством  по  согласованию с федеральным  органом охраны объектов культурного наследия;
  • Устанавливает порядок определения размера арендной  платы   при аренде земельных участков, находящихся в собственности  Омской  области,  порядок,  условия  и сроки  внесения  арендной  платы за  земли,  находящиеся  в  собственности  Омской области, определяет нормативную  цену земли  в  соответствии  с федеральным законодательством;
  • Утверждает методику расчета нормативных размеров земельных  участков в кондоминиумах;
  • Принимает  решение об изъятии, в том числе  путем выкупа, земельных участков для государственных нужд Омской области;
  • Принимает  решение об отнесении земель  к землям особо  охраняемых  территорий  регионального значения   в соответствии с федеральным и областным законами;
  • Определяет категории работников, имеющих право на получение  служебных наделов;
  • Определяет  функции  организатора торгов  при продаже  находящихся в собственности Омской области земельных участков или  права на заключение договоров аренды таких земельных участков;
  • Осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Специально уполномоченный орган исполнительной власти Омской области  в  сфере регулирования земельных отношений, определяемый Губернатором Омской области;

  • Обеспечивает  реализацию  государственной  политики Омской области в сфере земел<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_

Информация о работе Территориальные органы управления земельными ресурсами: функции, задачи