Управление земельными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания и в области государственного регулирования на примере земельных отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..……..4
Глава 1 Сущность и формы государственного регулирования земельных отношений………………..………...6
1.1 Принципы государственного регулирования земельных отношений....... 11
1.2 Экономический механизм регулирования земельных отношений……….…15
1.3 Методы государственного управления земельными ресурсами ………....20
Глава 2 Особенности государственного регулирования земельных отношений в странах с рыночной экономикой на примере США, Германии……. …….29
2.1 Особенности государственного регулирования земельных отношений на примере США………………………………………………………..………..29
2.2 Позитивный опыт Германии в сфере использования собственности на землю на этапе перехода от плановой к рыночной экономике…..33
Глава 3 Особенности государственного регулирования земельных отношений в Республике Беларусь………..…...38
Заключение… …..……………………………………………….…………….44
Список используемых источников……………………..……………………46

Файлы: 1 файл

зем рес маня.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………….…..……..4

Глава 1 Сущность и формы государственного регулирования земельных отношений………………..………...6

1.1 Принципы государственного  регулирования земельных отношени....... 11

1.2 Экономический механизм регулирования земельных отношений……….…15

1.3 Методы государственного  управления земельными ресурсами ………....20

Глава 2 Особенности государственного регулирования земельных отношений в странах с рыночной экономикой на примере США, Германии……. …….29

2.1 Особенности государственного  регулирования земельных отношений на примере США………………………………………………………..………..29

2.2 Позитивный опыт Германии  в сфере использования собственности на землю на этапе перехода от плановой к рыночной экономике…..33

Глава 3 Особенности государственного регулирования земельных отношений в Республике беларусь………..…...38

Заключение… …..……………………………………………….…………….44

Список используемых источников……………………..……………………46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время земельное право и действующее белорусское законодательство в области земельных отношений нацелены на развитие свободной рыночной экономической системы, что предполагает глубокое реформирование политических, экономических и правовых отношений в сельском хозяйстве и самом земельном праве. Задача государственного регулирования земельных отношений — формирование новых правовых норм и новых правовых и законодательных институтов для функционирования рыночных отношений. В общей характеристике норм земельного права и законодательства следует отметить значительное возрастание роли норм земельного права и законодательства, которые приобретают все большее значение в регулировании отношений сельскохозяйственной собственности и прежде всего право собственности на землю, купля, продажа, аренда земельных участков, охрана земель в Республике Беларусь и др.

 

Важное значение стали приобретать отношения в области биржевой торговли и ее новых форм, таких как фьючерсная торговля, форвардные сделки, залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией сельскохозяйственных производителей и организаций контрактной системы. Расширяются экспортные контракты на отечественную сельскохозяйственную продукцию непосредственно с ее производителями. Среди земельных норм выдвинулись на первый план нормы о праве собственности на землю, владении, пользовании и распоряжении землей, аренде земли, залоге, нормы, регулирующие правомочия субъектов земельных отношений, касающихся их земельных участков.

 

В период проведения в Республике Беларусь земельной реформы значение регулирования земельных отношений со стороны государства возрастает. Однако вмешательство государственных органов в эту область общественных отношений нельзя понимать в том смысле, как было ранее, в советскую эпоху, когда за государственными органами признавалось по существу неограниченное право вмешательства в хозяйственную деятельность землепользователей. Напротив, роль государства выражается в устранении подобных и многих других недостатков прошлого, создании благоприятных экономических и правовых условий для успешного завершения земельной реформы.

 

Следует сразу отметить, что рыночное регулирование не может охватывать всю систему земельных отношений, так как территориальная и продовольственная безопасность РБ требует от государства вмешательства, не связанного с экономической целесообразностью.

 

Предметом исследования при написании курсовой работы являлось государственное регулирование земельных отношений в условии рыночной и трансформационной экономики. Объектом - земельные отношения в Республике Беларусь, а так же США и Германии.

 

Цель работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания и в области государственного регулирования на примере земельных отношений.

 

Курсовая работа состоит из введения, из трех глав, заключения и приложения.

 

Глава 1 посвящена изучению сущности и форм государственного регулирования земельных отношений.

 

Глава 2 посвящена анализу особенностей государственного регулирования земельных отношений в странах с рыночной экономикой на примере США, Германии.

 

Глава 3 посвящена анализу особенности государственного регулирования земельных отношений в Республике Беларусь.

 

При написании курсовой работы были использованы материалы учебников, учебных пособий, периодических изданий отечественных, российских авторов, а также Интернет-ресурсы. Заимствованные из литературных и других источников данные сопровождаются ссылками на их авторов. Изложенный в курсовой работе материал является достоверным.

Глава 1

 

Сущность и формы государственного регулирования земельных отношений

 

 

Земельные отношения включают в себя следующие важнейшие элементы:

 

-формы собственности  на землю (частная, государственная, муниципальная, общинная и т. п.);

 

-отношения хозяйственного  использования земли;

 

-формы управления земельными  ресурсами (система политических, социально-экономических, правовых и административных  мер, направленных на организацию  их использования);

 

-способы и методы регулирования  земельных отношений.

 

Рассмотрим перечисленные аспекты земельных отношений подробнее.

 

Собственность в самом общем смысле выражает присвоение тех или иных благ и является чрезвычайно сложным понятием. Экономические науки рассматривают ее в связи с реальным присвоением и хозяйственным использованием имущества (прежде всего средств производства). Юриспруденция устанавливает правовые характеристики такого присвоения, его отражение в законах, принимаемых государственной властью, обязательных для исполнения всеми гражданами [2, с. 23].

 

Собственники земли далеко не всегда являются производителями сельскохозяйственной продукции; они могут передавать землю другим лицам.

 

Так возникают отношения хозяйственного использования (например, арендные отношения). Отношения собственности и хозяйственного использования формируют противоречивые экономические интересы, приводящие к конфликтам между групповыми и общественными целями. Поэтому необходимы правовые механизмы управления земельными ресурсами со стороны государства, а также разработка методов экономического регулирования земельных отношений.

 

Земельные отношения складываются под влиянием множества факторов, имеющих достаточно сложный состав, структуру, соподчинение и механизм совокупного воздействия. Важное значение при этом имеют историческая преемственность, соответствие земельных отношений социально-экономическим основам общества, необходимость обеспечить финансовую устойчивость экономики, инвестиционную активность отраслей и регионов и т. д. [7, c. 112] .

 

Существенную роль играют также политические и социально-психологические факторы. К первым из них относятся политические решения и правовые нормы, способы их осуществления и контроля за реализацией, состояние и способность к функционированию пирамиды исполнительной власти, активность и социальная направленность деятельности партий и общественно-политических движений.

 

Вторые включают механизмы мотивации, психологические установки и ориентации конкретных лиц в соответствии с их социальными характеристиками, семейным положением, уровнем жизни, профессионально-образовательным статусом и т. п.

 

В результате исторического развития любого общества постепенно складывается определенная иерархия субъектов земельных отношений, к которым относятся физические лица (индивидуумы), их сообщества (общины), деловые организации (юридические лица) и государство, их объединяющее, представляющее и защищающее их интересы, многообразные и часто противоречивые.

 

Субъектами земельных правоотношений называются лица, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством [9, c. 78].

 

Круг субъектов земельных правоотношений в одном и том же государстве может меняться. Так, в Республике Беларусь, с ликвидацией монополии государственной собственности на землю, появлением многообразных форм земельной собственности и хозяйственного использования земель он резко расширился.

 

В отличие от субъектов правоотношений собственности на землю все иные субъекты земельных правоотношений — органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица — выступают участниками таких видов отношений, как управление землей и ее использование, охрана земельных прав; граждане и юридические лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей (долевой и совместной) собственности на землю [3, c.94].

 

Органы государственной власти и местного самоуправления выполняют в пределах, указанных в законе, определенные функции по управлению землей.

 

Охрану земельных прав осуществляют государственные правоохранительные органы — суды общего назначения, прокуратура, арбитражный суд.

 

Будучи всеобщим условием и средством труда, земля является общим объектом всех земельных правоотношений. Однако в зависимости от вида этих отношений понятие земли как объекта может быть различным. Так, если речь идет об участках, для которых установлен определенный правовой режим, непосредственным объектом процессуальных действий могут быть данные кадастра и мониторинга земель, решение компетентного органа о предоставлении земельного участка и т. д.

 

В сфере государственного управления землями объект земельных правоотношений находится в зависимости от компетенции органа управления землей и вида управленческой функции. Это может быть весь земельный фонд (ведение мониторинга земель, государственного земельного кадастра), земля в пределах определенных административно-территориальных границ (предоставление и изъятие земель, планировка земель населенного пункта), отдельный земельный участок (внутрихозяйственное землеустройство) [13, c. 73].

 

Индивидуально обособленный в установленном порядке земельный участок независимо от правовых оснований его предоставления (в собственность, землепользование, аренду) составляет объект земельных отношений в области использования земли. При этом он не перестает быть одновременно объектом права собственности на землю соответствующего вида.

 

Земельный участок — это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус (целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения) и другие характеристики, отражаемые в государственном земельном кадастре и документах государственной регистрации прав на землю.

 

Кроме того, помимо земельных участков и прав на них, к объектам земельных правоотношений относятся также прочно связанные с земельными участками объекты (водоемы, лес, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и др.), перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущерба их назначению и состоянию. Поэтому эти объекты находятся вместе с земельными участками в нераздельном обороте, если иное не предусмотрено законом.

 

Земельная политика каждого государства в конкретный период его развития во многом складывается под влиянием общей социально-экономической политики и выражается в правилах распределения и использования земельного фонда, ограничениях и стимулах в этой области.

 

В настоящее время получили распространение различные формы земельной собственности — частная, общая (совместная), государственная и др. Кроме того, имеются различные формы пользования землей, которые подразделяют на срочные и бессрочные, платные и бесплатные и т. д.

 

Аренда как форма землепользования представляет собой передачу землевладельцем (арендодателем) арендатору земли на определенных условиях в соответствии с договором. Эти условия могут включать размер арендной платы, ее виды (деньги, продукция и услуги, налоговые и иные платежи за землю, например проценты на вложенный в землю капитал в счет арендной платы) и т.д. Отношения, возникающие в связи с арендой земли, в данном случае, регулируются законодательством Республики Беларусь [19, c. 114].

 

Арендатор вправе использовать арендуемый земельный участок только по назначению и не имеет права его продавать, закладывать или отчуждать иным способом. По окончании действия договора все права, относящиеся к земельному участку, переходят к землевладельцу (арендодателю).

 

Земельные отношения включают и экономические отношения, возникающие между их субъектами в процессе пользования землей. Так, граждане и юридические лица за участки, предоставленные им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование и срочное пользование, уплачивают земельный налог, а за полученные в аренду земельные участки — арендную плату.

 

Земельный налог устанавливается на основе ренты с учетом плодородия почв, других природных и экономических условий, местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельца [23].

 

Арендная плата за земельные участки определяется договором между владельцем и арендатором.

 

Граждане, имеющие в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании земельные участки, суммарная площадь которых превышает предельные размеры, установленные земельным законодательством, облагаются прогрессивным земельным налогом за часть площади, превышающую предельный размер.

 

В Республике Беларусь актуальным сейчас является вопрос о земельном обороте, включая порядок установления, изменения и прекращения земельных прав и обязанностей. Допускается без изменения целевого назначения купля-продажа земельных участков в собственность гражданам для коллективного и индивидуального садоводства и животноводства, жилищного, гаражного и дачного строительства, личных подсобных хозяйств. Существует определенный порядок наследования, дарения, аренды, субаренды, установления сервитутов и обременении земельных участков [12].

 

Субъекты земельных отношений реализуют возможность определять правовые формы владения землей на своей территории в рамках своих конституционных правомочий. Они также разрешают изменять целевое назначение сельскохозяйственных земель на основе утвержденной градостроительной документации.

Информация о работе Управление земельными ресурсами