Управление земельными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания и в области государственного регулирования на примере земельных отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..……..4
Глава 1 Сущность и формы государственного регулирования земельных отношений………………..………...6
1.1 Принципы государственного регулирования земельных отношений....... 11
1.2 Экономический механизм регулирования земельных отношений……….…15
1.3 Методы государственного управления земельными ресурсами ………....20
Глава 2 Особенности государственного регулирования земельных отношений в странах с рыночной экономикой на примере США, Германии……. …….29
2.1 Особенности государственного регулирования земельных отношений на примере США………………………………………………………..………..29
2.2 Позитивный опыт Германии в сфере использования собственности на землю на этапе перехода от плановой к рыночной экономике…..33
Глава 3 Особенности государственного регулирования земельных отношений в Республике Беларусь………..…...38
Заключение… …..……………………………………………….…………….44
Список используемых источников……………………..……………………46

Файлы: 1 файл

зем рес маня.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

 

Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим собственникам земли.

 

Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества, местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их издержки на производство сельскохозяйственных продуктов значительно выше складывающегося общественно нормального уровня издержек.

 

Абсолютная рента увеличивает размер платы за землю и является одной из причин возникновения противоречий между землевладельцами и землепользователями, в том числе и арендаторами, и государством. При этом не имеет значения общественное (официальное) признание или непризнание существования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могут маскироваться и закладываться в общий размер платы за землю. Национализация земли ликвидирует монополию частной собственности на землю и связанную с ней абсолютную ренту, но не решает проблем эффективного и рационального землепользования.

 

При экономическом регулировании земельных отношений этот аспект необходимо учитывать с той или иной степенью полноты.

 

Другим важным аспектом экономического регулирования земельных отношений является дифференциальная рента, представляющая собой часть прибавочной стоимости, которая присваивается землевладельцами по причине их монопольного права на землю как на объект хозяйствования.

 

Экономической причиной ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью. Он создается благодаря более высокой производительности труда работников сельского хозяйства и дополнительно вложенному капиталу на относительно лучших и средних по плодородию и местоположению земельных участках. В условиях ограниченности вовлекаемых в общественное производство лучших и средних по плодородию и местоположению земель используются и худшие массивы земель. Это обусловливается ростом населения и его потребностей в сельскохозяйственных продуктах, необходимостью удовлетворения промышленности в сельскохозяйственном сырье [10].

 

Монополия на землю как объект хозяйствования обусловливает особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в условиях ограниченности площадей лучших и средних по качеству земельных массивов при вовлечении в использование худших из них. Для обеспечения возможности хозяйствования землепользователь должен иметь индивидуальную цену производства, складывающуюся из индивидуальных издержек и средней прибыли (иначе становится бессмысленным процесс производства на худших участках и их использование прекращается). Поэтому землепользователь — арендатор худших земель — претендует на получение средней прибыли, а ведущий хозяйство на лучших и средних земельных участках — на получение добавочной прибыли сверх средней (за счет более производительного использования труда и капитала).

1

.3 Методы государственного  управления земельными ресурсами 

К основными методам государственного управления земельными ресурсами относятся землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель и государственный контроль за использованием и охраной земель.

 

Землеустройство представляет собой систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земель, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов. Основные направления землеустроительной деятельности включают:

 

-разработку республиканских  программ использования и охраны  земельных ресурсов и схем  землеустройства с учетом экономических, градостроительных, экологических  и иных особенностей территории;

 

-межевание с установлением (восстановлением) на местности границ  административно-территориальных образований, границ земельных участков субъектов  земельных отношений по единой  государственной системе и их  техническое оформление;

 

-составление проектов  землеустройства и упорядочение  существующих землевладений и  землепользований с устранением  неудобств в расположении земель;

 

-определение границ земельных  участков, установление их границ  и отвод в натуре (на местности), оформление планов (чертежей) границ, подготовку документов для удостоверения  прав на земельные участки;

 

-разработку разного рода  рабочих проектов, в том числе  по рекультивации нарушенных  земель, защите почв от водной  и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения  отходами производства, химическими  и радиоактивными веществами, по  улучшению сельскохозяйственных  угодий, освоению новых земель, сохранению  и повышению плодородия почв;

 

-обоснование размещения  и установления границ особо  охраняемых территорий;

 

-закрепление и изменение  на местности городской черты, поселковой черты и черты сельских  поселений;

 

-проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко-культурных  и других обследований, а также  изыскательских работ;

 

-разработку землеустроительной  документации, связанной с ресурсной  оценкой, использованием и охраной  земель, сохранением и развитием  традиционных видов хозяйственной  деятельности малочисленных народов  и этнических групп;

 

-составление карт и  атласов о состоянии и использовании  земельных ресурсов;

 

-проведение инвентаризации  всех земель и систематическое  выявление неиспользуемых, используемых  нерационально и не по целевому  назначению земель [13, c. 38].

 

Землеустройство проводится государственными проектными организациями, другими предприятиями и физическими лицами, получившими лицензию на проведение этих работ за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов и заказчиков. Основные направления их деятельности:

 

-научное обеспечение  и прогнозирование земельных  преобразований, перераспределение  земель;

 

-обоснование и реализация  единой государственной политики  в области планирования, перераспределения, рационального использования и  охраны всех категорий земель  независимо от форм собственности  на землю и форм хозяйствования  на ней;

 

-обеспечение целевого  использования земель и сохранение  ценных земель в сельскохозяйственном  производстве;

 

-формирование и размещение  экологически и экономически  обоснованных, компактных и оптимальных по площади землепользовании;

 

-создание территориальных  условий для рационального функционирования  сельскохозяйственного и несельскохозяйственного  производств;

 

-разработка комплекса  мер по улучшению сельскохозяйственных  угодий, повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых ландшафтов  и охране земель;

 

-межевании земель с установлением (восстановлением) и закреплением (обозначением) в натуре (на местности) административно-территориальных и территориально-производственных границ по единой государственной системе, а также изготовление документов, удостоверяющих право на землю.

 

Землеустроительная деятельность осуществляется на всех землях независимо от их целевого назначения и форм собственности с использованием научно обоснованной, гласно обсужденной и в установленном порядке утвержденной землеустроительной документации — прогнозов, программ, схем и проектов, материалов обследований и изысканий.

 

Режим и целевое использование земель, организация территории, ране земель являются обязательными для собственников и пользователей земли, а также органов государственной власти и управления. Внесение изменений в землеустроительную документацию допускается лишь с разрешения утвердившего ее органа.

 

Землеустройство проводится по решениям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, по инициативе органов системы Госкомзема РБ или по ходатайству заинтересованных собственников и пользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих на получение земельного участка [11, c. 42].

 

Землеустроительная деятельность регулируется Конституцией РБ, земельным законодательством РБ, законодательными и иными правовыми актами субъектов РБ, а также нормативными актами, определяющими содержание, порядок разработки, утверждения и реализации землеустроительной документации.

 

Под государственным мониторингом земель понимается система наблюдений за состоянием земельного фонда; она является частью мониторинга состояния природной среды и выполняет базовую, связующую роль между всеми видами мониторинга природных ресурсов. Основные цели мониторинга земель: оценка состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, площади и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, а также информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.

 

Мониторинг земель осуществляется за счет средств государственного бюджета, бюджетов субъектов РБ и средств специальных денежных фондов.

 

Полученные в результате мониторинга земель данные ежегодно отражаются в региональных докладах о состоянии и использовании земель, являющихся базовым материалом для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Республикой Беларусь. Эти доклады доводятся до органов управления с соответствующими предложениями по предотвращению и устранению негативных процессов на земле, используются также для ведения земельного кадастра и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.

 

Государственный земельный кадастр как официальная система регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, учета и оценки земельных участков проводится по единой системе на всей территории РБ.

 

Сложившаяся земельно-кадастровая система сведений о природном, правовом и хозяйственном положении земель требует дальнейшего научного и методического обеспечения. Сейчас она состоит из следующих основных разделов: регистрация землевладений, землепользований и участков собственности; количественный и качественный учет земельного фонда; бонитировка почв и экономическая оценка земель. Эти разделы должны остаться и далее, но устаревшая технология получения, обработки, хранения и представления данных в условиях перехода к многоукладной экономике, платности землепользования не обеспечивает и в принципе не может обеспечить решения задач государственной земельной политики.

 

Совершенствование земельного кадастра связано с большим объемом научно-исследовательских и прикладных разработок. В первую очередь должны быть решены следующие вопросы:

 

-уточнение классификаций  угодий в связи с переходом  на учет и оценку по первичным  участкам для целей земельного, лесного, водного кадастров и  кадастров других природных ресурсов;

 

-установление для каждой  категории земель по целевому  назначению системы общих и  частных показателей, характеризующих  качественное состояние парцелл  или экологически однородных  участков;

 

-разработка способов  получения и обработки этих  показателей для различных уровней  ведения земельного кадастра;

 

-разработка программного  обеспечения для сбора, обработки, хранения земельно-кадастровой информации  по парцеллам или экологически  однородным участкам.

 

К важнейшим направлениям совершенствования земельного кадастра РБ относятся:

 

-введение стоимостных  оценок земли для формирования  местного бюджета;

 

-осуществление мер экономического  поощрения предприятий, природоохранная  и социально-культурная деятельность  которых имеет приоритетный характер  для города или района;

 

-поощрение экономическими методами рекультивации и восстановления нарушенных земель и освоения неудобий;

 

-решение экологических  проблем путем принятия дифференцированной  шкалы с учетом класса вредности  предприятия, размера санитарно-защитной  зоны, стоимости необходимых мероприятий  по экологизации производства и др.;

 

-размещение различных  объектов в соответствии с  оптимальным функциональным зонированием  и планировочной организацией  территории, принятыми в комплексных  градостроительных программах, проектах  районной планировки, генеральных  планах городов и других специализированных  проектах, развивающих и детализирующих  комплексные программы развития  района;

 

-компенсация дополнительных  затрат землевладельцам и землепользователям  из-за менее выгодного их местоположения  и т. д.

 

Перестройка земельно-кадастровой системы во многом связана с переводом информации на современные виды ее носителей, снимающих ограничения по ее форме (графическая, текстовая) и объему. Обработка огромных массивов количественных, ценовых, качественных и правовых данных о каждом контуре земельных угодий, хозяйственной и административной единице, их динамике под силу лишь современным компьютерным системам с наборами автоматизированных рабочих мест.

 

Объектом земельного кадастра являются все земли РБ в ее государственных границах, а кадастровой единицей — земельный участок с прочно связанными с ним объектами, имеющий фиксированный правовой статус, границы, площадь, местоположение, цену [1, c. 63].

Информация о работе Управление земельными ресурсами