Управление земельными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2014 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: закрепить, углубить и расширить теоретические знания и в области государственного регулирования на примере земельных отношений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…..……..4
Глава 1 Сущность и формы государственного регулирования земельных отношений………………..………...6
1.1 Принципы государственного регулирования земельных отношений....... 11
1.2 Экономический механизм регулирования земельных отношений……….…15
1.3 Методы государственного управления земельными ресурсами ………....20
Глава 2 Особенности государственного регулирования земельных отношений в странах с рыночной экономикой на примере США, Германии……. …….29
2.1 Особенности государственного регулирования земельных отношений на примере США………………………………………………………..………..29
2.2 Позитивный опыт Германии в сфере использования собственности на землю на этапе перехода от плановой к рыночной экономике…..33
Глава 3 Особенности государственного регулирования земельных отношений в Республике Беларусь………..…...38
Заключение… …..……………………………………………….…………….44
Список используемых источников……………………..……………………46

Файлы: 1 файл

зем рес маня.docx

— 64.82 Кб (Скачать файл)

 

- одним из базовых условий  реформы, формирующих ее последующее  развитие, независимо от географического, экономического, социального, культурного, исторического и т.д. положения  страны переходного типа была  и есть либерализация макроэкономической  среды. Независимо от того, как  она проводилась постепенно (градуалистически) или рывкообразно (шоковая терапия) она предполагала: либерализацию цен, торговли, исключение прямого государственного вмешательства на сельскохозяйственных рынках, реформу системы государственной поддержки, валютную, финансовую и налоговую реформу. Применительно к условиям Беларуси следует поставить под сомнение необходимость сохранения ряда ценовых ограничений;

 

- в процессе реформ  государство не самоустраняется  от своих функций в сфере  земельных отношений, однако постепенно  отходит от прямого администрирования  и вмешательства в вопросы  внутренней компетенции субъектов  предпринимательской деятельности  к регулированию отношений. Производство, технологии, вопросы внутренней  организации и управления каждого конкретного предприятия не должны быть объектом мелочной опеки государственных и местных органов власти [11, c. 92].

 

Земельная реформа требует формирования новой институциональной среды, т.е. принятия адекватного рынку законодательства с учетом изменения отношений собственности, основанного на реформе органов государственного управления и местного самоуправления, формирования рыночной и социальной инфраструктуры сектора. Деятельность Министерства, других государственных органов управления должна быть переориентирована с производства на формирование отраслевой стратегии и политики, стимулирование развития экономики предприятий и защиту их интересов, инициирование и принятие соответствующие нормативных актов по сопровождению реформ, создание рыночной инфраструктуры, устранение несостоятельности отдельных институтов и их последующую корректировку с учетом хода земельной реформы, т.е. всего того, что в совокупности является государственным регулированием.

 

В целях дальнейшей либерализации экономики страны, защиты интересов населения, повышения деловой активности субъектов хозяйствования, создания благоприятного инвестиционного климата в средних и малых городах, сельских населенных пунктах, включая агрогородки, Главой государства постоянно принимается ряд нормативных правовых актов в области регулирования земельных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Данная курсовая работа была посвящена рассмотрению государственного регулирования земельных отношений в условии рыночной и трансформационной экономики. Данный аспект рассматривался со стороны отечественного и зарубежного опыта на примере США и Германии. Экономические и правовые меры регулирования рыночных отношений осуществляются различными путями, в том числе в виде прямой товарной интервенции на земельном рынке, организации государственных и коммерческих структур рынка, контроля со стороны действующего законодательства за деятельностью рыночных структур для предотвращения монополизации и недобросовестной конкуренции, вовлечения в рыночные отношения частных структур. Для поддержания стабильности рыночных отношений создаются фонды стабилизации, закупается продовольствие за рубежом, реализуемое затем на аграрном рынке.

 

Вместе с тем в развитии законодательства в этой области имеются недостатки. Если за долгие годы социалистического развития рыночные отношения постоянно сдерживались законодательством, то в настоящее время последнее во многом ориентирует на саморегулирование рынка, на рыночную экономику, которая должна все отрегулировать сама. Государство занимает выжидательную позицию, не вмешиваясь в процессы рыночных отношений. В результате вместо цивилизованного рынка с четкой инфраструктурой мы имеем стихийный рынок с теневой экономикой, во многом дезорганизующей отношения на рынке с землей. Мало регулируется конкуренция между продавцом и покупателем, не до конца отрегулирована не только практика, но и теория ценообразования, не решены вопросы о размерах государственной интервенции в рыночные отношения и многие другие правила работы рынка. Во многом это вытекает из неясности общей проблемы: стоит ли помогать сельскому хозяйству и в какой мере в период перехода на рыночные отношения или дать событиям развиваться стихийно.

 

Специфику регулирования рыночных земельных отношений определяют: во-первых, разнообразие природно-климатических факторов, которые требуют формирования системы правовых мер, направленных на защиту сельскохозяйственных производителей от риска, вызываемого стихийными обстоятельствами, — страхование сельскохозяйственного производства; во-вторых, нестабильность цен на сельскохозяйственную продукцию, во многом зависящих от природных факторов, экономических условий сельскохозяйственного рынка, его конъюнктуры; в-третьих, относительно слабая привлекательность инвестиций в сельскохозяйственное производство в силу продолжительности цикла производства.

 

Как показывает опыт ряда зарубежных стран, вопросы земельного законодательства регулируются в них не кодексами, а отдельными законами, главным образом, в рамках гражданского законодательства. Практически ни в одной стране мира нет единого всеобъемлющего свода земельных законов, полной кодификации земельного законодательства.

 

В случае, когда государство выступает и как собственник земли и как орган власти, государственное регулирование земельных отношений может затрагивать вопросы внутрихозяйственной деятельности землепользователей в большей степени, поскольку государство является хозяином земли, то есть ее собственником. Таким образом, государственные органы проявляют свою деятельность по-разному, сообразуя собственные действия с правомочиями владельца и органа власти.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Аксененок, Г. Критика современных буржуазных аграрноправовых теорий. М., 1972.

 

2 Бобылев А.И. Рецензия книги Земельное право. Учебник для вузов. Под редакцией С.А. Боголюбова// Государство и право. 1998. № 9.

 

3 Бринчук, М.М. Рецензия книги Б.В. Ерофеева Земельное право. Учебник для вузов // Государство и право. 1998. № 9.

 

4 Быстрой, Г.Е. Право собственности  в аграрном законодательстве  зарубежных стран. - Уфа: БГУ, 1994г.

 

5 Васильев Е.Н.Формы и  типы арендных отношений в  США // США: экономика, политика и идеология. 1991. № 8.

 

6 Веденин Н.Н. Роль права в сельскохозяйственной рыночной экономике США // Государство и право. 1992. № 10.

 

7 Гэлбрейт Д. Экономическая теория и цели общества. М., 1979.

 

8Земельное законодательство  зарубежных стран. Под редакцией  Г. А. Аксененка, Н. И. Краснова, Л. П. Фоминой. М., 1982.

 

9 Земельное право. Учебник  для вузов. Руководитель авторского  коллектива и ответственный редактор - С.А. Боголюбов. М., 1998.

 

10 Ефимова Г. Методологические  основы извлечения рентных доходов // АПК: экономика, управление.-2005.-№4.

 

11 Иконицкая И.А. Земельная реформа и право. // Общественная наука и современность. 1996. № 4.

 

12 Кодекс Республики Беларусь  о земле, 23.07.2008. №425-3.

 

13 Краснов, Н. И. О соотношении  земельного и гражданского права  при переходе к рыночной экономике // Государство и право 1994. № 7.

 

14 Налоговый Кодекс Республики  Беларусь (общая часть), 19.12.2002.№ 166-3.

 

15 Налоговый Кодекс Республики  Беларусь (особенная часть), 29.12.2009.№ 71-3.

 

16 О проблемах реформирования агропромышленного комплекса в странах с переходной экономикой. //Информационно-аналитический бюллетень: "Мир: события, факты, комментарии", №10. Институт социально-политических исследований при Администрации Президента РБ, Минск, 2000г.

 

17 Приказ Государственного  комитета по земельной реформе  и земельным ресурсам РБ от 14 июля 1995 г. № 69 «О мерах по соблюдению  земельного законодательства при  предоставлении и отводе земельных  участков гражданам и юридическим  лицам в городах и населенных  пунктах».

 

18 Приказ Государственного  комитета по земельной реформе  и земельным ресурсам РБ от 26 сентября 1997 г. № 128.

 

19 Серова, Е. В. Реформы в  переходных экономиках: общие цели  и различные траектории. //Рыночная  трансформация сельского хозяйства: десятилетний опыт и перспективы. РАСХН, Москва, 2000г.

 

20 Сотников, С.В. Реформирование  сельскохозяйственного сектора  Республики Беларусь: достижения  и нерешенные проблемы. Технический  документ Всемирного Банка № 475R, 2000г.

 

21 Современные Соединенные  Штаты Америки. Энциклопедический  справочник. М., 1988.

 

22 Указ Президента Республики  Беларусь № 667 «Об изъятии и  предоставлении земельных участков»

 

23 Указ Президента Республики  Беларусь № 130 «О некоторых вопросах  регулирования земельных отношений».

 

24 Указ Президента Республики  Беларусь № 662 «О совершенствовании  порядка регулирования земельных  отношений и осуществления государственного  контроля за использованием земель».

 

25 Файзуллин, Г.Г. Башкортостан, Россия, зарубежные страны: развитие конституционных основ права частной собственности на землю // Московский журнал международного права. 1997. № 2.


Информация о работе Управление земельными ресурсами