Территориальные органы управления земельными ресурсами: функции, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:09, реферат

Описание работы

Реформирование национальной экономики в России происходит в сложнейших политических и экономических условиях, связанных с возникновением негосударственного сектора и развитием рыночных процессов практически во всех отраслях экономики, что требует создания четких и эффективных механизмов ее государственного регулирования.
Особую актуальность эта задача приобретает в сфере управления земельными ресурсами, представляющими, с одной стороны, основной источник сельскохозяйственного производства, площадки и опорные поверхности для зданий, сооружений, дорог, зеленых насаждений, а, с другой стороны, — базу налогообложения недвижимости, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства.

Содержание работы

Введение. Актуальность темы.
1. Обзор информационных источников по данной проблеме
2. Государственное управление земельными ресурсами
3. Территориальное управление земельными ресурсами
3.1. Субъекты земельных правоотношений
3.2. Участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых земельным законодательством
3.3. Регулирование земельных отношений в Омской области
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ Территориальные органы управления земельными ресурсами.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

ГОУ ВПО «Омский государственный  технический университет»

 

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

 

Специальность «Государственное и муниципальное управление»

 

 

РЕФЕРАТ

 

на тему: Территориальные органы управления земельными ресурсами: функции, задачи

 

по дисциплине « Государственное управление земельными ресурсами»

 

Студент Халлиулина Гузалия Нетфулловна группы ЗМУ - 329

(Ф.И.О. полностью)

 

Руководитель проекта (работы)

Матвеюк Ольга Васильевна

ст. преподаватель

(Ф.И.О.)

______________________________(Подпись,  дата)

Разработал студент

Халлиулина Г.Н.

 

______________________________(Подпись,  дата)

Омск 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

       Введение. Актуальность темы.

3, 4

  1. Обзор информационных источников по данной проблеме

 

5, 6

  1. Государственное управление земельными ресурсами

 

7,8

  1. Территориальное управление земельными ресурсами     

 

9-25

    1. Субъекты земельных правоотношений

9-11

    1. Участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых земельным законодательством
    2. Регулирование земельных отношений в Омской области

26-31

 

11-16

 

16-25

Заключение

26

Список использованной литературы

27


 

 

 

Введение

 

Реформирование национальной экономики в России происходит в  сложнейших политических и экономических условиях, связанных с возникновением негосударственного сектора и развитием рыночных процессов практически во всех отраслях экономики, что требует создания четких и эффективных механизмов ее государственного регулирования.

Особую актуальность эта задача приобретает в сфере управления земельными ресурсами, представляющими, с одной стороны, основной источник сельскохозяйственного производства, площадки и опорные поверхности для зданий, сооружений, дорог, зеленых насаждений, а, с другой стороны, — базу налогообложения недвижимости, объект инвестирования, средство социально-экономического развития, часть национального богатства.

На  сегодняшний день продолжается реорганизация сложившейся системы государственного управления земельными ресурсами, обеспечивающая оптимизацию регулирования процесса землеустройства, арендных отношений на землю, инвестиционной деятельности на земельном ринке. Негативные последствия несовершенства системы управления достаточно очевидны - ведомственное дублирование управленческих функций, неупорядоченность взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления при реализации земельной политики.

Характер приобретения, получения и обладания земельным  участком зависит также от подписанных  Россией и вступивших в силу международных договоров, от состояния и перераспределения полномочий по управлению земельными ресурсами между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, которые постоянно подвергаются реорганизациям и перестройкам

Отсюда со всей очевидностью вытекает проблема построения и функционирования систем управления земельными ресурсами и регулирования земельных отношений на всех уровнях экономики. В своей работе рассматриваю  данную проблему применительно к уровню субъекта Федерации.

Цель работы — рассмотреть основные  функции и задачи, способы организации и построения территориальной системы управления земельными ресурсами и регулирования земельного рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Обзор информационных источников  по данной проблеме

 

Если говорить об информационных источниках по современному состоянию  данной проблемы, то он достаточно  скуден и   весьма противоречив.  Мнения  экономистов и специалистов, системно изучающих данный вопрос достаточно сложно проанализировать.

Нормативно-правовая база.

*Конституция РФ

*Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (с последними изменениями 2011 года) -  ст.1, 9

*Гражданский кодекс  РФ (часть первая) от 30.11.1994 №51-ФЗ ( ред.  От 06.04.2011) – регулирующий право пользования земельным участком  собственником жилья и права аренды.

*Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями  и дополнениями, вступающими в силу с 01.07.2011)

*Указ Президента РФ от 09.01.2011 N 26 "Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками"

*Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О содействии развитию жилищного строительства" (с изменениями  и дополнениями, вступающими в силу с 26.07.2011)

*Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

*Федеральный закон от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

*"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 18.07.2011)

*Постановление Правительства РФ от 07.05.2003 N 262 "Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц"

*Постановление Правительства РФ от 11.11.2002 N 808 (ред. от 15.09.2011) "Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков"

*Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ

*Указ Президента РФ  от 17 августа 2000 г. «О структуре  Федеральных органов исполнительной власти»  // СЗ РФ. №21. Ст. 2168

*Федеральный закон  от 28 августа 1995 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. №35(с последними изменениями)

* Федеральный закон  «О государственном земельном  кадастре» от 2 января 2000 года N 28-ФЗ.

* Постановление Правительства  Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. N 833 «О государственном земельном контроле».

           * Постановление Правительства Российской  Федерации от 28 ноября 2002 г. N 846 «Об  утверждении Положения об осуществлении  государственного мониторинга земель».

* нормативные акты  субъектов РФ,  и иные нормативные  акты, регламентирующие деятельность в этой сфере и не противоречащие государственному законодательству.

    1. Государственное управление земельными ресурсами

 

  Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений (ст. 9 ФЗ)

1) установление основ федеральной  политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборото способности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного надзора, землеустройства;

3.1) осуществление государственного  земельного надзора;

4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;

6) разработка и реализация федеральных  программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия, отнесенные к  полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Российская Федерация  осуществляет управление и распоряжение  земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1  

Система государственного управления земельными ресурсами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Территориальное управление земельными ресурсами

 

     3.1 Субъекты земельных правоотношений.     

Земельные правоотношения возникают  между государством, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами - субъектами этих отношений, следовательно, субъекты - это носители прав и обязанностей в земельных отношениях. Провозглашенное Конституцией РФ разнообразие форм и видов собственности, естественно, обусловило (предопределило) расширение круга субъектов земельных правоотношений. Если в условиях исключительной государственной собственности на землю единственным субъектом права собственности могло выступать советское государство, то в нынешний период этим правом наделены все  субъекты Российской Федерации. Еще более разнообразным и многочисленным по своему составу выглядит круг субъектов права муниципальной собственности. Утверждение частной собственности породило десятки миллионов носителей прав и обязанностей по владению, пользованию и распоряжению частной собственности. 
     Не уступает в разнообразии видов субъектов и управленческие земельные правоотношения.

*На федеральном уровне такими субъектами, например, выступают федеральные государственные органы общей компетенции (Правительство РФ), специальные органы управления в области охраны окружающей среды и земельными ресурсами (Минприрода РФ, Федеральная служба лесного хозяйства и др.). Отдельно можно дать перечень ведомственно-отраслевых органов управления (Министерство путей сообщения РФ, Министерство обороны РФ и др.).

*На региональном уровне субъектами управленческих земельных правоотношений выступают исполнительные органы государственной власти, территориальные органы управления земельными ресурсами и другие .

*На муниципальном уровне - органы местного самоуправления района, города, поселка, села и других административных образований. 
        Наибольший удельный вес в системе субъектов занимают участники правоотношений в сфере землепользования, поскольку оно наряду с титулами права собственности может осуществляться на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды, сервитута, безвозмездного срочного пользования. 
         Характерной особенностью охранительных отношений является то обстоятельство, что наряду с исполнительными органами государственной власти, судебными органами субъектами этих правоотношений выступают правоохранительные специальные органы или должностные лица. 
     Круг субъектов земельных правоотношений законодатель определяет в ст.5 Земельного кодекса. Для того чтобы быть субъектом земельных правоотношений, граждане должны обладать земельной правосубъектностью, которая раскрывается в двух применяемых законодательством понятиях: правоспособности и дееспособности. Если содержание земельной правоспособности гражданина составляют определенные земельные права и юридические обязанности, которые он может иметь в силу норм земельного права, то содержание земельной дееспособности характеризуется способностью гражданина приобретать эти права. 
     Таким образом, состав субъектов правоотношений предопределяется видами и целями землепользования, а иногда видами служебной или производственной деятельности. Например, субъектами сельскохозяйственного землепользования выступают крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные коммерческие и некоммерческие организации, предприятия, садоводческие, огороднические, дачные товарищества, потребительские кооперативы, коммерческие партнерства, акционерные общества, унитарные государственные предприятия, отдельные граждане РФ, иностранные юридические лица и граждане. К числу субъектов земельных правоотношений относятся многочисленные должностные лица лесного хозяйства, водного хозяйства, охотничьего хозяйства, железнодорожного транспорта, имеющие служебные земельные наделы. 
     Новый Земельный кодекс РФ устанавливает не только круг участников земельных отношений, но и обозначающие их термины. Согласно ч.2 ст.5 для целей Земельного кодекса используются следующие понятия и определения:

  • собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками участков;
  • землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения;
  • землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
  • арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
  • обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Информация о работе Территориальные органы управления земельными ресурсами: функции, задачи