Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:23, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение условий и направлений повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность системы органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.2 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.3 Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти
Глава 2. Особенности процесса взаимодействия государственных органов управления с местными органами самоуправления
2.1 Характеристика процесса взаимодействия государственных органов управления с органами местного самоуправления
2.2 Основные проблемы во взаимодействии государственных органов управления с органами местного самоуправления
2.3 Направления совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти с местными органами власти
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ТМСГУ Курсовая.docx

— 45.96 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Полномочия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления

 

В соответствии с конституционным  принципом разделения властей законодательный  и высший исполнительный орган государственной  власти субъекта РФ осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они взаимодействуют  между собой в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития субъекта РФ и в интересах его населения. Законодательный орган субъекта РФ направляет высшему должностному лицу планы своей законопроектной работы и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа вправе присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти субъектов РФ или их уполномоченные, а на заседаниях органов исполнительной власти вправе присутствовать депутаты либо по поручению законодательного органа или его председателя работники аппарата законодательного органа. Законодательный орган может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в утверждении или согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом. Законодательный орган вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых на должность он принимал участие. Принятое решение о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные уставом и (или) законом субъекта РФ. Споры между законодательным и исполнительным органом государственной власти субъекта РФ по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией РФ, уставом и законом субъекта РФ, либо в судебном порядке. С точки зрения специфики данной курсовой работы, нас больше интересуют полномочия региональных органов власти в области местного самоуправления. Они заключается в следующем:

· принятие и изменение  законов субъекта РФ о местном  самоуправлении, контроль за их соблюдением;

· обеспечение соответствия законов субъекта РФ о местном  самоуправлении Конституции РФ и  законам РФ;

· регулирование порядка  передачи и передача объектов собственности  субъекта РФ в муниципальную собственность;

· регулирование отношений  между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;

· обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности;

· наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъекта РФ, передаче материальных и финансовых средств, необходимых  для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;

· принятие региональных программ развития местного самоуправления;

· обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;

· обеспечение государственных  минимальных социальных стандартов;

· установление и изменение  порядка образования, объединения, преобразования или упразднения  муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;

· компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти субъекта РФ;

· принятие и изменение  законов субъекта РФ об административных правонарушениях по вопросам, связанным  с осуществлением местного самоуправления;

· установление порядка регистрации  уставов муниципальных образований.

К основным полномочиям местных  органов власти относятся ФЗ от 6 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 17:

· принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание  муниципальных правовых актов;

· установление официальных  символов муниципального образования;

· создание муниципальных  предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа;

· установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;

· организационное и материально-техническое  обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена  выборного органа местного самоуправления, голосования по вопросам изменения  границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;

· принятие и организация  выполнения планов программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация  сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики  и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных  данных органам государственной  власти в порядке, установленным  Правительством РФ;

· учреждение печатного средства массовой информации для опубликования  муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов  по вопросам местного значения, доведения  до сведения жителей муниципального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации;

· осуществление международных  и внешнеэкономических связей в  соответствии с федеральными законами.

Кроме того, в случаях, предусмотренных  законодательством, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Органам государственной  власти предоставлено право осуществлять контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

 

1.3 Особенности взаимодействия  органов местного самоуправления  и органов государственной власти.

 

Проблема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях, когда местное самоуправление представляет собой относительно самостоятельный  институт власти, организационно обособленный от системы государственных органов, представляется особенно важной. Поэтому  остановиться на изучении особенностей взаимодействия двух уровней власти (регионального и местного) необходимо достаточно подробно. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления подразумевает, что они как партнеры, по крайней мере, равны в отношении главного объекта управления, и оно осуществляется ради достижения общей цели - повышения уровня и качества жизни населения каждого муниципального образования и региона в целом. В свою очередь, взаимодействие региональных властей с органами местного самоуправления в значительной степени определяет эффективность осуществления региональной политики - решения экономических, политических и социальных проблем развития муниципального образования и субъекта в целом. С другой стороны, такое взаимодействие обеспечивает результативность муниципальной политики, способствуя через решение вопросов местного значения реализации государственных задач: укрепление основ народовластия, создание условий для обеспечения жизненных интересов населения, проведение мероприятий по социальной защите населения, стабилизация политической системы, подготовка кадров для муниципальных органов. Сегодня взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе следующих принципов:

· законности;

· сочетания интересов  населения субъекта и соответствующего муниципального образования;

· учета исторических и  местных традиций;

· самостоятельности органов  местного самоуправления в пределах их полномочий;

· взаимного согласия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления при выработке  совместного решения;

· обеспеченности финансовыми  и материальными ресурсами при  реализации вопросов, требующих совместного  решения;

· добровольности заключения договоров и соглашений;

· взаимной ответственности;

· гласности.

Содержание и характер полномочий органов региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления:

1. правовое регулирование  организации и деятельности местного  самоуправления и контроль исполнения  соответствующего законодательства;

2. разработка и принятие  региональных программ развития  местного самоуправления;

3. совершенствование разграничения  компетенции государственных органов  и органов местного самоуправления;

4. обеспечение финансово-экономической  основы местного самоуправления;

5. содействие сохранению  и развитию исторических и  иных местных традиций;

6. защита прав граждан  на осуществление местного самоуправления.

Взаимодействие органов  государственной власти и органов  местного самоуправления субъекта Федерации  осуществляется в следующих основных организационных формах: во-первых, главными взаимодействующими структурами  являются сами органы государственной  власти и местного самоуправления; во-вторых, для решения разовых  совместных вопросов создаются совместные временные группы и комиссии; в-третьих, для решения вопросов требующих  постоянного взаимодействия создаются  постоянные рабочие группы и комиссии; в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований, для чего им придается необходимый статус. У органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством есть право законодательной инициативы в законодательных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, при необходимости разрешить какой-либо вопрос, отнесенный к компетенции региональных органов государственной власти, органы местного самоуправления выступают в качестве субъекта законодательной инициативы и вносят необходимый им законопроект. При этом федеральным законодательством установлено, что обращения органов местного самоуправления, в том числе, законопроекты подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти. Существуют формы постоянного взаимодействия двух уровней власти. К ним следует отнести всякого рода совместные рабочие органы - группы, комиссии, - как постоянно действующие, так и временные, сформированные для решения какого-либо частного вопроса. Эффективной формой взаимодействия может стать сотрудничество государственной и местной властей через ассоциации муниципальных образований. В рамках ассоциации органы местного самоуправления могут более точно формулировать и доводить до сведения государственных органов их общие проблемы, для государственной власти ассоциация муниципальных образований - та организация, через которую можно обращаться одновременно ко всем ее членам и вырабатывать согласованную политику в отношении местного самоуправления. Если в границах территории одного муниципального образования имеются другие муниципальные образования, то предметы ведения между ними разграничиваются законодательством субъекта Российской Федерации. Разграничение их компетенцию должно быть организовано таким образом, чтобы каждый круг вопросов предоставления услуг власти населению решался самым эффективным образом. Очевидно, что для этого требуется взвешенный подход со стороны всех участников процесса разделения компетенции и нормальные согласительные процедуры. Не менее важным является вопрос формирования финансовой основы местного самоуправления и формирование местной материальной базы. Разграничение источников доходов между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами основывается на разделении их по видам и закреплении на долгосрочной основе. Это стимулирует каждый из уровней власти к развитию доходных источников и их эффективному использованию, а не к перераспределению. Еще одним аспектом взаимоотношений между региональными органами власти и местным самоуправлением является процесс разграничения прав собственности. Зачастую органы местного самоуправления выступают субъектом законодательной инициативы и разрабатывают проекты законов о передаче в муниципальную собственность объектов государственной собственности, включая реестры объектов, органы государственной власти рассматривают и принимают эти законы. Предварительное согласование реестров проводиться на уровне административных районов, имея ввиду, что там существуют комитеты по управлению государственным имуществом. Окончательное решение принимается законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В сфере комплексного социально-экономического развития региона может возникнуть столкновение интересов различных уровней власти. Местная власть вправе решать вопросы комплексного социально-экономического развития на своей территории, а территория муниципального образования составляет некоторую часть территории субъекта Российской Федерации. Но интересы населения каждый уровень понимает по-своему в зависимости от тех задач, которые решает каждый из них. Поэтому интересы структур власти часто не совпадают. При разработке муниципальных планов и программ органы местного самоуправления должны учитывать соответствующие государственные планы и программы. В свою очередь государственные органы при разработке государственных планов и программ объективно заинтересованы в учете мнения местных органов власти. Таким образом, под системой государственных и муниципальных органов власти будем понимать совокупность взаимосвязанных элементов, их полномочий и различных форм их взаимодействия, объединенных единством цели планомерного, стабильного развития российского государства. Именно от степени налаженности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления зависит эффективное функционирование всех жизнеобеспечивающих систем государства. Несмотря на то, что органы муниципального самоуправления не входят в систему органов государственной власти, их следует рассматривать в совокупности с государственными органами как единый механизм управления государством.

 

 

 

Глава 2. Особенности  процесса взаимодействия государственного органа с местными органами управления.

2.1 Характеристика процесса  взаимодействия регионального органа управления с органами местного самоуправления

Региональное законодательное  собрание является выборным постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти региона, состоящим из депутатов, избираемых в порядке, определённом  законодательством РФ. Региональное законодательное собрание, самостоятельно решает вопросы, относящиеся к её ведению как законодательного (представительного) органа государственной власти Субъекта Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом Смоленской области, областными законами. Для организации взаимодействия между муниципальными образованиями создаются Советы муниципальных образований региона (и другие объединения) . Его структуру составляют Председатель Совета, Палата муниципальных районов и городских округов, Палата городских поселений и Палата сельских поселений. Основными целями деятельности Совета являются организация взаимодействия органов местного самоуправления муниципальных образований региона, выражение и защита общих интересов муниципальных образований субъекта. Кроме того, для содействия реализации полномочий органов государственной власти в регионе по вопросам организации местного самоуправления , а также для обеспечения взаимодействия представительных органов муниципальных образований, с государственными органами по вопросам, затрагивающим права и интересы муниципальных образований создаются Ассоциации представительных органов муниципальных образований. Членами Ассоциации представительных органов являются председатели представительных органов муниципальных районов и городских округов . С целью достижения устойчивого, планомерного социально-экономического развития , необходимо налаживание эффективного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления. В частности, основными формами работы с органами муниципальных образований являются:

· проведение совместных семинаров  по обмену опытом;

· сотрудничество с Советом  муниципальных образований , Ассоциацией представительных органов муниципальных образований при решении различных вопросов;

· право законодательной  инициативы представительных органов  местного самоуправления ;

· право государственного органа регулировать межбюджетные отношения органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Проводятся различные семинары с участием представителей органов местного самоуправления. На таких семинарах рассматриваются вопросы об итогах реализации реформы местного самоуправления на территории региона и реализация региональных целевых программ. Большое внимание уделяется обсуждению проблем, возникающих в ходе исполнения местных бюджетов, привлечение молодых депутатов к обсуждению вопросов развития местного самоуправления, о внесении изменений в объемы межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам .Такие семинары позволяют учесть конкретные пожелания и интересы органов местного самоуправления при внесении поправок в региональный бюджет.     Активное сотрудничество государственных органов управления с органами местного самоуправления осуществляется посредством Комитета  по вопросам местного самоуправления, государственной службы и связям с общественными организациями. К основным полномочиям данного комитета относятся:

Информация о работе Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления