Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 08:23, реферат

Описание работы

Целью данной работы является определение условий и направлений повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.1 Понятие и сущность системы органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.2 Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
1.3 Особенности взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти
Глава 2. Особенности процесса взаимодействия государственных органов управления с местными органами самоуправления
2.1 Характеристика процесса взаимодействия государственных органов управления с органами местного самоуправления
2.2 Основные проблемы во взаимодействии государственных органов управления с органами местного самоуправления
2.3 Направления совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти с местными органами власти
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

ТМСГУ Курсовая.docx

— 45.96 Кб (Скачать файл)

· рассмотрение вопросов, связанных  с проведением выборов в органы местного самоуправления и местных  референдумов на территории региона;

· определение порядка  деятельности органов местного самоуправления; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;

· контроль за реализацией государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления органами государственной власти;

· контроль над межбюджетными  отношениями в части, касающейся осуществления местного самоуправления;

· контроль за деятельностью общественных организаций на территории  и их взаимодействием с органами государственной власти, органами местного самоуправления;

С целью укрепления представительных органов местного самоуправления, усиления политической системы общества в  целом, были внесены изменения в  областные законы о выборах и  референдумах. С целью привлечения молодежи в представительные органы местного самоуправления, активного участия их в выборах был снижен возраст с 21 года до 18 лет, по достижении которого молодой гражданин России, проживающий на территории нашей области, может быть избран депутатом представительного органа местного самоуправления. Молодые люди принимают активное участие в выборах. Кроме того,  регионами принемаются ряд законов о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. К таким полномочиям отнесены: полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся по опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями; полномочия в сфере поддержки сельскохозяйственного производства; полномочия по выплате компенсации части платы, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребёнка в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования; полномочия по созданию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; полномочия по созданию и организации деятельности административных комиссий в муниципальных районах и городских округах; полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках педагогических работников образовательных учреждений; полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния; полномочия по выплате ежемесячных денежных средств на содержание ребенка, переданного на воспитание в приемную семью, оплате труда приемных родителей; полномочия по осуществлению денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи и др. Для реализации данных полномочий местным органам власти предоставляются финансовые ресурсы из регионального бюджета в полном объеме. Выпускаются сборники «В помощь депутату представительного органа муниципального образования », в котором разъяснены отдельные вопросы деятельности представительного органа муниципального образования, даны методические рекомендации по оформлению документов в целях реализации права законодательной инициативы представительного органа муниципального образования. Данные сборники оказывает ощутимую помощь депутатам представительного органа муниципальных образований.

 

2.2 Основные проблемы во  взаимодействии региональных органов государственного управления с органами местного самоуправления

 

Несмотря на то, что органы местного самоуправления активно взаимодействуют  с органами государственной власти, существует ряд проблем, который  препятствуют их плодотворному сотрудничеству. Одной из таких проблем является кадровая ситуация в органах местного самоуправления. В структуре кадров органов местного самоуправления преобладают специалисты с экономическим, педагогическим, техническим, сельскохозяйственным образованием. Анализ качественного состава кадрового потенциала органов местного самоуправления указывает на ряд проблем, которые необходимо решать незамедлительно. Первая проблема - недостаточно высокий образовательный уровень. Если высшее образование имеют все главы муниципальных образований - муниципальных районов, городских округов и городских поселений, то среди глав муниципальных образований - сельских поселений высшее образование только у 70 процентов, среднее специальное - более чем у 25 процентов и среднее образование - у 4 процентов. Кроме того, многие специалисты органов местного самоуправления не соответствуют квалификационным требованиям по образованию. Вторая проблема - несоответствие образовательного уровня профилю выполняемой служебной деятельности, профессиональной компетентности. Только незначительный процент работников органов местного самоуправления имеют образование по специальности "Государственное и муниципальное управление". Третья проблема - старение кадров органов местного самоуправления. Особую озабоченность вызывает возрастной состав должностных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих. Возраст основного состава глав муниципальных образований равен 50 - 60 годам. Такой же возраст имеют в муниципальных районах в среднем по стране 31,7 процента муниципальных служащих, в городских поселениях - 34,5 процента, в сельских поселениях - 50 процентов. Такая ситуация ставит реальную угрозу необеспечения муниципальных органов власти необходимым штатом сотрудников.

Немаловажное место в  числе проблем взаимодействия занимает отсутствие в Субъектах регионального закона о местном самоуправлении. В результате вступления в силу 131 ФЗ, региональные законы об общих принципах организации местного самоуправления были отменены, новые разработаны не были. Из-за такого пробела в законодательстве часто возникают спорные вопросы между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Одним из важнейших механизмов взаимодействия представительных органов местного самоуправления со органом государственного управления является право законодательной инициативы. Через этот механизм органы муниципальной власти могут конкретизировать свою потребность в принятии определенных нормативно-правовых актов, дающих им возможность более качественно решать вопросы местного значения.  Однако, этот механизм используется довольно редко. Это объясняется, прежде всего, низким уровнем юридической грамотности работников органов местного самоуправления, незнанием тонкостей законотворческого процесса. В результате часто возникает ситуация, когда очевидность принятия того или иного регионального закона выпадает из поля зрения законодательного органа Субъекта. Для решения данной проблемы, следует более эффективно проводить работу, направленную на активное вовлечение органов местного самоуправления в законотворческий процесс. Кроме того, взаимодействие органов муниципальных образований с законодательным (представительным) органом  осложняется рядом объективных факторов: недостаток времени, достаточно большая транспортная удаленность некоторых муниципальных образований и другие.

 

2.3 Направления совершенствования процесса взаимодействия государственных органов власти с местными органами власти

 

Эффективное взаимодействие государственных органов управления и местных органов власти должно являться одной из точек социально-экономического и политического развития всего региона в целом. Именно от тесного сотрудничества указанных органов власти зависит организация процесса функционирования системы местного самоуправления и стабильное и планомерное ее совершенствование. Однако, все вышеперечисленные проблемы являются существенными помехами для совершенствования взаимодействия и без их решения невозможно представить развитие связей между государственными органами и местными органами власти. Одним из основных направлений решения указанных проблем должна стать разработка и принятие региональных законов о местном самоуправлении. При этом необходимо привлекать к этой работе органы местного самоуправления, учесть интересы всех заинтересованных сторон. Новый закон должен стать опорой для развития системы местного самоуправления в регионах, разрешить основные спорные вопросы, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления с региональными органами управления. Разработка и принятие данного закона должны происходить при участии общественности, интересы которой напрямую зависят от принятия указанного нормативно-правового акта.Также при разработке плана работы  следует уделить больше внимания проведению совместно с органами местного самоуправления семинаров по обмену опытом. Кроме того, целесообразно было бы запланировать и провести более масштабные совместные конференции с привлечением представителей регионов РФ, общественности и научного мира. На таких конференциях могут быть разработаны основные направления развития всей системы местного самоуправления, учтен положительный опыт соседних областей, а также в ходе их проведения можно акцентировать внимание на проблемных  просчетах в деятельности органов власти регионов. Это позволит не совершать похожие ошибки в деятельности органов власти и местного самоуправления. С целью повышения активности органов местного самоуправления в сфере законодательной инициативы,  необходимо помогать муниципальным представительным органам в разработке проектов, создавать совместные рабочие группы для усовершенствования законопроектов, а также помогать исправлять несоответствия в предлагаемых законопроектах. Также необходимо проводить работу по повышению юридической грамотности муниципальных служащих. Возможно, необходимо разработать механизм, который позволит муниципальным служащим участвовать в разработке и принятии областных законов, что позволит получить муниципальным служащим ценный практический опыт законотворческой работы и применять его в своей деятельности. Эти мероприятия позволят повысить уровень активности местных органов власти в сфере законодательной инициативы. Государственные органы совместно с местными органами по вопросам местного самоуправления должны активно участвовать в долгосрочной программе государственной поддержки развития кадрового потенциала органов местного самоуправления, муниципальных образований. В этой программе необходимо предусмотреть конкретные меры поддержки местного самоуправления со стороны региональных властей, систему мероприятий, направленную на совершенствования взаимодействия с местными органами власти.  Осуществление всех этих мероприятий позволит наладить эффективное взаимодействие двух уровней власти, а следовательно и планомерное развитие региона в целом. Таким образом, взаимодействие государственных органов управления с местными органами самоуправления представляет собой сложный и многогранный процесс, для которого характерны и положительные моменты, и наличие ряда проблем, решение которых позволит вывести сотрудничество двух систем управления на совершенно иной уровень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Взаимодействие региональных органов власти и органов местного самоуправления - один из важнейших  элементов развития и функционирования всей системы государственного управления.

Под системой государственных  и муниципальных органов управления понимается совокупность взаимосвязанных элементов, их полномочий и различных форм их взаимодействия, объединенных единством цели планомерного, стабильного развития российского государства. Именно от степени налаженности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления зависит эффективное функционирование всех жизнеобеспечивающих систем государства. Несмотря на то, что органы муниципального самоуправления не входят в систему органов государственной власти, их следует рассматривать в совокупности с государственными органами как единый механизм управления государством.

Решение указанных проблем целесообразно вести по следующим направлениям: разработка и принятие регионального закона о местном самоуправлении; проведение большего числа совместных семинаров по обмену опытом; помощь муниципальным представительным органам в разработке законопроектов; повышение юридической грамотности муниципальных служащих; активное участие Смоленской областной Думы в долгосрочной программе государственной поддержки развития кадрового потенциала органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области.

Целенаправленная работа по указанным направлениям позволит вывести взаимодействие Смоленской областной Думы с местными органами власти на совершенно иной уровень, что  повлечет более эффективное развитие всего региона в целом.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Конституция РФ, 1993 г.

2. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации».

3. . В.В. Черепанов. Основы  государственной службы и кадровой  политики. Учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 679 с.

4. В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. Муниципальное управление. Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2007. - 496 с.

5. Г.В. Атаманчук , Система государственного и муниципального управления. Учебник. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - 488 с.

6. Э.Н. Рычина. Показатели эффективности управления мониторинга муниципальных образований. // Вопросы ГМУ, 2009, №1.

7. Л.В. Мешущенко. Современные проблемы межбюджетных отношений в муниципальных образованиях. // Вопросы ГМУ, 2009, №3.

8. И.Н. Трофимова. Муниципальное управление: ориентация на результат. // Государственная власть и местное самоуправление, 2006, №2.

9. Министерство регионального развития. Доклад о ходе реализации в регионах РФ федерального закона № 131-ФЗ. // Муниципальная власть, 2008, №2.

10. Законодательные органы власти субъектов РФ, 2002, №1 (23).

13. Местное самоуправление: проблемы, задачи. // Материалы научной  конференции, Смоленск, 1998 г.


Информация о работе Теоретические основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления