Теоретические основы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование муниципального менеджмента как инструмента разрешения конфликтов между государственным и местным уровнем управления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1 рассмотреть понятие и сущность муниципального менеджмента;
2 проанализировать процесс осуществления муниципального управления в России;

Файлы: 1 файл

курсовик..docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

Наиболее важным является развитие направления в области определения рамок государственного контроля  над осуществлением местного самоуправления с четким законодательным регулированием процедур запроса государством и предоставления муниципальными образованиями необходимой информации, перечня форм их отчетности, процедур проведения проверок муниципальных образований и должностных лиц местного самоуправления.

Этим же целям должно послужить и совершенствование механизмов судебной защиты местного самоуправления, в том числе через упорядочение судебной практики и обучение судейского корпуса по вопросам местного самоуправления.

  Направления совершенствования местного самоуправления невозможно рассматривать в отрыве от проявляющихся сегодня тенденций развития в демографической, социально-экономической, общественно-политической и правой сферах. Наиболее серьезное влияние на муниципальное управление сегодня оказывает интенсивное изменение системы расселения, столкновение тенденций централизации и децентрализации, завершение формирования каркаса современной правовой системы российского государства.

Тенденции общественного развития и проблемы местного самоуправления обуславливают необходимость системной работы по совершенствованию местного самоуправления. Усилия по развитию местного самоуправления в России сегодня должны быть сконцентрированы на нескольких основных направлениях:

1. Адаптация муниципальной системы  – то есть адаптация российской современной модели местного самоуправления к российским реалиям – экономическим, политическим, ментальным, то есть:

-  о введении факультативности районного уровня местного самоуправления и возможности перехода к конструкции «районная администрация – территориальный орган государственной власти субъекта РФ»;

-   о закреплении правых форм сотрудничества муниципальных образований в рамках городских агломераций (что фиксирует современные тенденции в развитии системы расселения людей);

-   об усилении вариативности организации местного самоуправления (в частности, по вопросам разграничения полномочий и финансового обеспечения);

-   об институционализации и правовой регламентации процедур государственного контроля в сфере местного самоуправления (которые сейчас отданы на откуп региональным властям и территориальным подразделениям федеральных служб). 

2 Усиление автономии муниципалитетов  – повышение их самостоятельности  в масштабах, безопасных для слаженного  функционирования системы государственных  органов и обеспечивающих эффективность  системы публичного управления[2.2, с. 71].

Направления действий в этой части:

-    укрепление политических инструментов представительства и поддержки муниципалитетов на федеральном уровне;

-     расширение фискальной автономии муниципалитетов;      более четкое определение компетенции органов местного самоуправления, исключающее избыточное вмешательство в их деятельность других уровней публичной власти;

-   усиление гарантий правовой защиты интересов муниципальных образований. 

3 Стимулирование развития  территорий. Данное направление  завязано на повышение самостоятельности  муниципалитетов, но не сводится  к ней. Для решения данных задач необходимо:

- повышение гибкости правового регулирования, позволяющего отказываться от отживших правовых форм и, напротив, внедрять передовые муниципальные практики;

- закрепление за местными бюджетами дополнительных доходных источников, стимулирующих муниципалитеты работать над своей налогооблагаемой базой;

- создание механизмов поощрения (и продвижения) представителей «муниципального класса», достигших высоких результатов в своей профессиональной деятельности [2.7, c.69].

Формирование данных тенденций развития местного самоуправления в России весьма не случайны, так как их обоснование происходит на основании прошлого опыта становления местного самоуправления в России.

Таким образом, можно прийти к выводу, что уровень развития местного самоуправления является главным показателем степени демократизации социально-экономической жизни общества. Сформированная в России в результате реформ система общественно-экономических отношений не имеет ничего общего с демократией, поэтому, пока эти отношения не будут изменены в необходимом направлении, управление на местах, территории России, не будут развиваться, а бюджетная обеспеченность муниципальных образований останется на низком уровне. То есть, если не будет дееспособного института местного самоуправления, то не будет реальной демократии, то есть условий для формирования гражданского общества, развития территорий, решения многих иных актуальных проблем местного самоуправления и общества в целом.

 

2.2 Функциональное разграничение полномочий регионального и местного уровней управления.

И региональный и муниципальный уровни управления представляют собой  сложную систему (совокупность взаимосвязанных элементов управленческой деятельности), в которую включаются цели, задачи, принципы, функции, методы, формы, субъекты и объекты управления. Юридическое оформление данные элементы получают путем закрепления системы исполнительных органов государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления, их статуса и механизма его реализации, а именно структуры этих органов, целей и задач их деятельности и ответственности; порядка и организационно-правовых форм работы, а также взаимоотношений как внутри системы органов, так и с внешними субъектами (с органами государственной власти и органами местного самоуправления по вертикали и горизонтали, с хозяйствующими субъектами, с гражданами и их объединениями).

Учитывая федеративный характер Российского государства и самостоятельность местного самоуправления, проблема разграничения государственных полномочий между органами государственной (в том числе и исполнительной) власти РФ и субъектов, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления, с другой, - является чрезвычайно важной.

Система взаимоотношений органов регионального и муниципального управления может быть охарактеризована через такую управленческую категорию как «механизм взаимодействия». Тем самым подчеркивается сложный характер связей, возникающих между региональными и муниципальными органами. Механизм включает в себя совокупность элементов, среди которых выделяют направления, принципы, формы и виды взаимосвязей органов, представляющих региональный и муниципальный уровни управления.

Направление взаимодействия прежде всего связано с этапами формирования и осуществления управленческих функций на местном уровне, принципы же, представляют собой основополагающие начала, на которых строятся отношения региональных и муниципальных органов.

Не мало важное значение приобретает также и виды (типы) управленческих связей, возникающие в процессе взаимодействия между органами регионального и муниципального управления. Связи возникают на всех этапах организации и осуществления местного самоуправления, то есть по всем направлениям взаимодействия, и реализуются в  различных правовых и организационных формах. Выделяют следующие виды связей:

 - разграничение полномочий;

- делегирование полномочий;

- содействие органам местной  власти;

- координация;

- государственный контроль за местным самоуправлением.

Взаимодействие региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления строится на основе следующих принципов:

- законности;

- сочетание интересов  населения субъекта и соответствующего  муниципального образования, учёта  исторических и местных традиций;

- самостоятельности органов  местного самоуправления в пределах  их полномочий;

- взаимного согласия органов  государственной власти и органов  местного самоуправления при  выработке совместного решения;

-  обеспечение финансовыми и материальными ресурсами и при реализации вопросов, требующих совместного решения;

- добровольности заключения соглашения и договоров;

- взаимная ответственность;

- гласность.

Содержание и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основополагающие направления взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления:

  1. Правовое регулирование региональных программ развития местного самоуправления и контроль за исполнением соответствующего законодательства.
  2. Разработка и принятие региональных программ развития местного самоуправления.
  3. Совершенствование разграничения компетенции государтсвенных органов и органов местного самоуправления.
  4. Обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления.
  5. Содействие сохранению и развитию исторических и иных местных традиций.
  6. Защита прав граждан на осуществление местного самоуправления.

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих организационных формах:

- главными взаимодействующими  структурами является органы государственной власти местного самоуправления;

- для решения разовых  совместных вопросов создаются  совместные временные группы  и комиссии;

- для решения вопросов, требующих постоянного взаимодействия  создаются постоянные рабочие  группы и комиссии;

- по вопросам, касающихся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных образований.

На некоторых территориях субъектов, во взаимоотношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления имеются две крайности, либо они существуют параллельно, автономно, доводя эту автономность до абсурда, либо местное самоуправление подменяют государственным местным управлением, а это неблагоприятно вляет  на социально-экономическую ситуацию в регионе.

Решение существующих проблем взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления, требует четкого разграничения компетенции между органами субъектов Федерации и местным самоуправлением, определение вопросов совместного ведения и перечень полномочий, передаваемых друг другу на основе добровольно заключенного соглашения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что муниципальный менеджмент выступает основополагающим и связующим звеном между государственным и местным уровнем управления. Муниципальный менеджмент (управление) вбирает в себя компоненты, по которым осуществляется непосредственное взаимодействие данных уровней управления, и включает в себя от элементарных принципов осуществления управления (в независимости от его уровня), до конкретных вопросов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления.

 

 

 

Заключение

Организация муниципального менеджмента на территории Российской Федерации представляет собой сложный процесс работы различных уровней государственных организаций как федерального, так и регионального, местного уровня, поэтому, особое место в данной системе занимает правовое регулирование осуществления деятельности органов местного самоуправления.

Формирование системы управления на местах во многом определяется уровнем осуществления самоуправления на территории того или иного муниципального образования. При этом следует учитывать особенности территории, ее статус и нормативную базу. Сущность местного самоуправления заключается в его непосредственной связи с населением, с его определенным уровнем ответного взаимодействия с государством, с государственной властью. Осуществление местного самоуправления является неотъемлемой частью демократического государства, и соответственно, его эффективное осуществление будет зависеть во многом и от того, насколько каждый будет осознавать свою непосредственную взаимосвязь с осуществлением местного самоуправления на той или иной территории.

Таким образом, можно прийти к выводу, что муниципальный менеджмент вбирает в себя основополагающие элементы по осуществлению управления в субъектах. Организация муниципального менеджмента представляет собой комплексный институт, формирующийся из различных аспектов, как муниципальной службы, так и из понятия местного самоуправления. При этом, следует отметить тот факт, что именно полноценное формирование и осуществление всех данных составных аспектов муниципального менеджмента будет способствовать его эффективному осуществлению как полноценному институту власти на территории российского государства.

 

Список использованных источников

1 Нормативно-правовые акты

1.1    Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс]. Консультант Плюс: Высшая школа; выпуск 12 – осень 2014;

1.2     Европейская Хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985г.) [Электронный ресурс]. Консультант Плюс: Высшая школа; выпуск 12 – осень 2014;

1.3     ФЗ от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Консультант Плюс: Высшая школа; выпуск 12 – осень 2014;

1.4     ФЗ от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Консультант Плюс: Высшая школа; выпуск 12 – осень 2014;

1.5      ФЗ от 6 октября 2003г №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» [Электронный ресурс]. Консультант Плюс: Высшая школа; выпуск 12 – осень 2014;

Информация о работе Теоретические основы муниципального управления