Теоретические основы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование муниципального менеджмента как инструмента разрешения конфликтов между государственным и местным уровнем управления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1 рассмотреть понятие и сущность муниципального менеджмента;
2 проанализировать процесс осуществления муниципального управления в России;

Файлы: 1 файл

курсовик..docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

Компетенцию органов местного самоуправления составляют вопросы местного значения. Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 17 закрепляет единый для всех видов муниципальных образований перечень полномочий, включающие следующие положения:

- Принятие устава муниципального образования и муниципальных правовых актов;

- Создание муниципальных предприятий и учреждений, формирование и размещение муниципальных заказов;

- Установление официальных символов муниципального образования;

- Установление тарифов на муниципальные услуги;

- Организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения избирательных мероприятий различного назначения;

- Принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, сбор статистических показателей;

- Учреждение муниципального печатного средства массовой информации;

- Осуществление международных и внешнеэкономических связей;

- Иные полномочия в соответствии с законодательством.

Данные положения позволяют сделать вывод, что в не зависимости от того,  каков численные состав муниципального образования, в не зависимости от других факторов, существует определенный уровень, на котором процесс осуществления муниципального оправления будет рассматриваться на равных позициях[2.18, с. 50].

Следующим важнейшим составным элементом процесса муниципального управления является содержание муниципальной деятельности, которая направлена для достижения цели муниципального образования, являющейся общей и главной для всех – улучшение качества жизни населения территории и увеличение его вклада в развитие всего общества. Здесь и проявляется отличие процесса муниципального управления от процесса местного самоуправления. На данном этапе, рассматривается общий, совместный уровень развития муниципального управления и на сколько оно оказывает эффективное воздействие на развитие не только местного сообщества, но и на гражданское общество всего государства в целом. Местное самоуправление, преследуя главную цель, опирается на составные части, так, для достижения данной цели, улучшения уровня жизнедеятельности местного населения, его осуществление должно подкрепляться и воздействующими непосредственно со стороны государства теми или иными факторами. Это внешнеэкономические и политически проблемы государства, также возникает воздействие со стороны других муниципальных образований, и в зависимости уже от этого, уровень жизнедеятельности местного сообщества будет меняться и регулироваться. Это существующие опасности и риски для развития муниципального образования (деятельность органов государственного управления федерального уровня и уровня субъекта федерации, социокультурные изменения и так далее).

Процесс муниципального управления предусматривает и этап контроля за его осуществлением. Контроль подразумевает под собой деятельность уполномоченных органов местного самоуправления по проверке соблюдения законодательства о местном самоуправлении, муниципальных правовых актов. Также следует отметить, что данный контроль будет осуществляться со стороны государства, так как в этапах деятельности органов местного самоуправления они являются подотчетными государственным органам, в первую очередь, это те полномочия, которые были делегированы органами государственной власти органам местного самоуправления [2.7, с. 348].

Выделяются различные сферы муниципального контроля. Муниципальный финансовый контроль предполагает под собой органы муниципального финансового контроля, создающиеся представительными органами местного самоуправления, осуществляющие контрольную функцию над исполнением местных бюджетов, а также проводят экспертизу проекта местного бюджета, актов органов местного самоуправления. Контроль в процессе муниципального управления занимает важное место, ведь от эффективности контроля каждой сферы будет зависеть не только уровень развития муниципального образования, но и его дальнейшее развитие, прогнозирование дальнейшего становления муниципального образования в той или иной сфере.

Таким образом, можно прийти к выводу, что процесс муниципального управления складывается из множественных элементов: муниципальные служащие, органы местного самоуправления, контрольные органы. Данные элементы занимают более значимые позиции в процессе муниципального управления. Муниципальные служащие являются первоосновой организации процесса муниципального управления, непосредственно через них и осуществляется данный процесс. Органы местного самоуправления выступают как организация муниципальных служащих в представительные и исполнительные органы, а также иные органы, предусмотренные уставом данного муниципального образования. Контрольный же орган выступает как регулятор действий и муниципальных служащих и органов местного самоуправления, он побуждает с помощью поощрений и наказаний к более эффективной работе этих элементов, для дальнейшего прогнозирования развития муниципального образования как, в общем, так и в определенной сфере. Таким образом, при эффективном взаимодействии друг с другом будут определять, и давать возможность дальнейшего развития муниципального образования. Вследствие чего, будет непосредственно зависеть и уровень развития государства и населения страны в целом.

 

2. Проблематика взаимодействия уровней управления на местах. 

2.1 Современные направления осуществления местного самоуправления в Российской Федерации

Местное самоуправление представляет собой один из важнейших институтов современного общества. Сегодня оно является одновременно формой самоорганизации граждан (составной частью гражданского общества, уровнем публичной власти) и элементом рыночной экономической системы (восполняя пробелы рынка в части оказания услуг жителям и координации хозяйственной деятельности).

Актуальность и эффективность института местной власти определяется тем, что уровень развития местного самоуправления является главным показателем степени демократизации общественно-экономической жизни страны. В свою очередь, в современном мире демократизация, то есть децентрализация власти и ресурсов, является ключевым условием социально-экономического развития государства. Поэтому дальнейшее развитие и эффективное функционирование государства зависит от развития местного самоуправления.

Для развития экономики и территорий, необходимо соблюдение определенных базовых условий, основными из которых являются демократизация государственного управления, демонополизация экономики и наличие устойчивых и эффективных институтов власти.

Демократизация государственного управления является основной предпосылкой развития местного самоуправления. Демонополизация собственности обеспечивает формирование многоукладной экономики. Наличие же устойчивых и эффективных институтов власти необходимо для создания приемлемых условий хозяйствования, включающих большой комплекс вопросов: наличие благоприятных условий осуществления местного самоуправления, защиту прав собственности и другие[2.13, с. 74].

Главное место, на сегодняшний день, в определении направления развития местного самоуправления, занимает федеральное законодательство о местном самоуправлении. Разработка, принятие и введение в действие Федерального закона № 131 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» соответствовало определенным целям  реформирования местного самоуправления:

-     приближение власти к населению за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации (если не считать городские округа) муниципальных образований низового уровня сельских и городских поселений, что вытекало из самой логики конституционных норм;

-      четкое разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти (органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований различных видов – муниципальных районов, сельских и городских поселений);

-      разграничение расходных обязательств между уровнями публичной власти, закрепление доходных источников в соответствии с объемом расходных полномочий и ликвидация не финансируемых мандатов [2.1, с.15].

Данные цели реформирования местного самоуправления предполагались для  формирования муниципальной политики Российского государства и обеспечения дальнейшего развития местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Муниципальная реформа в России состоялась. Произошедшие изменения носят необратимый характер – они приняты всеми заинтересованными лицами и рассматриваются, в основном, как дающие потенциал для дальнейшего развития.

Реализация реформы местного самоуправления предполагала отход от традиционной для России моноцентрической модели организации власти, которая характеризовалась организационным единством, вертикально интегрированными структурами, приоритетом государственных функций над началами самоуправления.

 Реформа же предполагала  внедрение европейских континентальных  стандартов (в частности, германского  опыта). В России создавалась двухуровневая  система местного самоуправления (муниципальные районы и поселения) - с четким разграничением предметов  ведения и полномочий. В этом  виделся залог создания подлинно  самоуправляющейся системы публичной  власти низового уровня.

 В результате реформы  местного самоуправления, в современной  истории России - публичная власть  стала полноценно работать на  самом близком к населению  уровне – в масштабах сельских  и городских поселений. Поселенческие  органы местного самоуправления  заработали и приняли на себя  ключевые функции по непосредственному  обеспечению жизнедеятельности  людей на местах.

Местное самоуправление накапливает положительный опыт функционирования в качестве полноправного института, и, в то же время, требует дальнейшего развития и совершенствования.

Важнейшим фактором развития местного самоуправления становится максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований. Пробуждение жителей к участию в местном самоуправлении во многом лежит в плоскости организационного и экономического укрепления муниципалитетов. Действия в этом направлении – первое и главное условие повышения уровня и качества народного представительства во власти. Поэтому  одним из приоритетов должно стать донесение до людей объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок – от образовательных учреждений до средств массовой информации.  Необходимо подготовить и реализовать комплекс мер по муниципальному просвещению граждан. Только таким путем можно сформировать в обществе подлинную культуру самоуправления.

Именно от уровня муниципальной власти  в непосредственной зависимости находятся возможности инновационного развития территории, и качество реализации национальных проектов, эффективность оказания многих услуг жителям. Что дает возможность определить местное самоуправление и муниципальный класс (люди, профессионально занятые в его осуществлении) как элементы, нуждающиеся в самом серьезном внимании и поддержке со стороны государства [2.7, c.605].

Также необходимым условием является создание максимально благоприятных условий для работы муниципальных органов, в том числе за счет ограничения избыточного государственного контроля их деятельности.

  Необходим качественно  иной подход к дифференциации  политики в отношении различных  типов муниципальных образований. Муниципальные образования, являющиеся  точками роста  - это, прежде всего  города, должны получить действенные  стимулы для развития, а отстающие  в развитии территории (сельские) – гарантии государственной поддержки.

Между тем, следует также и адаптировать законодательство к многообразию условий местного самоуправления, признавая при этом сложившиеся реалии как данность. В этой связи целесообразно открыть дорогу для совершенствования территориальной организации публичной власти на местах, в частности - регламентировать преобразование муниципальных образований одних типов в другие (например, районов в городские округа и наоборот) при четком закреплении возможных случаев и процедур, чтобы исключить возможность злоупотреблений;  предоставить регионам возможность отказа от районного звена местного самоуправления, ставшего по факту элементом государственной системы управления, путем создания в районах территориальных органов государственной власти;

Требуется также четкое разграничение предметов ведения – создание более четкой системы определения вопросов местного значения. Необходимо четко определить полномочия органов власти и самоуправления. Кроме того, муниципальные органы должны быть освобождены от участия в решении несвойственных им административных задач без финансовых гарантий со стороны государства. Возложение на муниципальные образования части функций в таких сферах, как предотвращение терроризма, чрезвычайных ситуаций, мобилизационная подготовка, без должного обеспечения и конкретизации создает недопустимые риски снижения уровня безопасности граждан. Но, тем не менее, имеет смысл усиление гибкости в определении вопросов местного значения путем разделения их на обязательные и факультативные списки.

 Стратегическое значение  имеет ориентирование на финансовую  самостоятельность муниципальных  образований. Следует уделить внимание  закреплению за местными бюджетами  на долгосрочной основе дополнительных  налоговых источников, стимулирующих  муниципалитеты к работе над  собственной доходной базой. Это  позволит в перспективе расширить  налогооблагаемую базу не только  для местных, но также для федерального и региональных бюджетов [2.13, c.46].

Информация о работе Теоретические основы муниципального управления