Теоретические основы муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование муниципального менеджмента как инструмента разрешения конфликтов между государственным и местным уровнем управления.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1 рассмотреть понятие и сущность муниципального менеджмента;
2 проанализировать процесс осуществления муниципального управления в России;

Файлы: 1 файл

курсовик..docx

— 58.29 Кб (Скачать файл)

Введение

В системе управления российским государством, особое место занимает муниципальный менеджмент (муниципальное управление), которое призвано осуществлять государственную власть на местах посредством органов местного самоуправления. Осуществление муниципального управления должно учитывать и согласовывать в себе те факторы, которые непосредственно имеют как косвенное, так и прямое воздействие на его деятельность. Естественно, полноценно эффективный уровень деятельности органов местного самоуправления будет достигнут лишь в том случае, когда будет соблюдаться законность и этичность его действий по отношению, как к государству, так и к населению. Местное самоуправление, являясь особым уровнем осуществления политики государства на местах, занимает  важнейшее место во всей системе управления государством.

Изучению муниципального управления были посвящены работы следующих ученых: Игнатова В.Г., Парахиной В.Н., Мухаева Р.Т., Щербакова Ю.Н.,  Овсянко Д.М., Киселева С.Г., Василенко И.А., Назаренко Н.Ю., Немчинова А.А., Володина А.М., Лобанова В.В., Чиркина В.Е., Ковешникова Е.М., Кутафина О.Е., Фадеева В.И., Постового И.В., Шумянковой Н.В..

В исследовательской работе Мухаева Р.Т. затрагиваются проблематика осуществления муниципального управления в России, и что явилось основания их возникновения. В работе также анализируется структура муниципального управления и дается характеристика основным теориям возникновения муниципального управления. Монография Ковешникова Е.М. посвящена начальному этапу становления муниципального управления в России в 90-е годы.

Целью курсовой работы является исследование муниципального менеджмента как инструмента разрешения конфликтов между государственным и местным уровнем управления.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1 рассмотреть понятие и сущность муниципального менеджмента;

2 проанализировать процесс осуществления муниципального управления в России;

3 изучить основные факторы, влияющие на возникновение проблем в области муниципального управления;

4 охарактеризовать разграничение полномочий между региональным и местным уровнем управления.

Объектом курсовой работы являются отношения, возникающие в сфере осуществления муниципального управления в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы является муниципальный менеджмент в сфере конфликтов между государственным и местным уровнем управления в Российской Федерации.

В ходе исследования были использованы следующие методы: метод синтеза и анализа, метод структурного анализа данных, сравнительно-исторический, формально-юридический метод.

 Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.

 

1 Теоретические основы муниципального управления

1.1 Понятие и сущность местного самоуправления

Муниципальное управление представляет собой особый уровень управления государством, на котором происходит непосредственный контакт с населением. Поэтому, весьма важно знать основополагающие принципы, идеи, на которых строился процесс управления на местах.

Как известно, процесс становления и развития местного самоуправления на территории России был обусловлен рядом причин, характерных только для данного государства. В первую очередь, это географическое положение, которое обусловило специфическое формирование поселений на территории России. Это требовало установление особой специфики управления государством, централизация власти и определенная свобода при принятии решений органами власти на местах, вызывало определенный резонанс в процессе управления, поэтому требовалось нахождение оптимального решения, золотой середины в управлении [2.2, с. 71].

Существует множество различных взглядов на определение сущности местного самоуправления. Например, при рассмотрении местного самоуправления как публичного института власти, подразумевается процесс извлечение органов местного самоуправления из системы государственной власти. Но, тем не менее, существует определенный уровень, на котором местное самоуправление является подотчетным государственной власти, этим уровнем выступает нормативная база осуществления  местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в первую очередь, на основе Конституции Российской Федерации и иных законодательных актов, регулирующих местное самоуправление. Смысл публичности местного самоуправления заключается в его способности регулирования взаимоотношений внутри системы местного самоуправления, между его различными социальными группами, а также содействию развития дальнейшего взаимоотношения этих групп, как с другими сообществами, так и с государством в целом.

С социальной точки зрения на осуществление местного самоуправления, его можно определить как особый институт социального явления, которое происходит и развивается закономерно и объективно относительно государства в целом.

Также местное самоуправление рассматривается с точки позиции института гражданского общества. В данном направлении, местное самоуправление рассматривается как важнейший инструмент для осуществления решений по вопросам жизнеобеспечения местного населения, а также непосредственно осуществлять деятельность в формировании гражданского общества.

Формирование понятия и сущности местного самоуправления на начальном этапе его изучения как науки, рассматривалось многими российскими учеными. В основном, развитие того или иного учения основывалось на видоизмененных и адаптированных к условиям российского государства теориях местного самоуправления зарубежных стран. В России развивались все направления коммунальных воззрений, имевших место в Западной Европе и США, то есть это общественная, государственная и юридическая теории местного самоуправления [2.10, с. 502].

В дореволюционной России  изучению местного самоуправления, свою жизнь посвятили многие видные научные деятели.  Данный период является особенным в том плане, что развитие местного самоуправления и оформление его в систему государственного управления еще началось за долго до этого времени, однако только тогда начался процесс изучения местного самоуправления именно как науки, следовательно, это были первые, основополагающие шаги в развитии и укреплении ее в России. Также значение имело и развитие государства в условиях либеральных традиций.

Профессор Лешков В.Н., свои учения о сущности местного самоуправления основывал на идеях самобытности русского общества и его неотъемлемых правах. Лешков был представителем видоизмененной общественной и государственной теории местного самоуправления на территории России. Он выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах всех членов земств, потому как они связаны одинаковыми общественными, земскими интересами.

Учение князя Васильчикова А.И. также основывались на общественной теории местного самоуправления. Он посвятил много работ, в которых пытался отразить основные принципы данной теории и их самобытность по отношению формирования местного самоуправления на территории России. Самоуправление определялось им как порядок управления, при котором местные дела и должности заведываются и замещаются местными жителями – местными обывателями [2.10, с. 53]. Васильчиков А.И. противопоставлял местное самоуправление бюрократическому государственному порядку управления, по его мнению, местное самоуправление было чуждым политике, так как имело свою особую цель и особую сферу деятельности.

Таким образом, данные ученые определяли сущность местного самоуправления в его ориентировании на местное общество,  выделение самоуправляющейся общины в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта права, осуществляющего свою деятельность в направлении на удовлетворение основополагающих потребностей общества для поддержания нормального уровня жизни, то есть оформление местного самоуправления  в качестве негосударственного уровня управления.

Еще один ученый выдвигал другое определение сущности местного самоуправления в России – Лазаревский Н.И.. По его мнению, под местным самоуправлением следует понимать процесс передачи органам местного самоуправления определенных задач государственного уровня. Лазаревский определял в государственной власти совокупность полномочий как монарха, коронной администрации, парламента, так и органов самоуправления.

Так же за определение местного самоуправления как части государственной власти выступал ученый-академик -  Градовский А.Д.. Это первый ученый, который в своих учениях провел разделение понятий самоуправления и децентрализация. В смысл значения самоуправления он не вкладывал такого понятия, как особых вопросов и дел местного значения, он считал, что все дела – находящиеся как в ведении местного управления, так и находящиеся в компетенции государства – имеют общий государственный статус.

Поэтому, можно сделать вывод, что данный ученые видели смысл местного управления в его государственном назначении, то есть в делегировании государством (органами государственной власти) своих полномочий местному самоуправлению (органам местного самоуправления).

Особое место в истории изучения местного управления занимают учения профессора Б.Н.Чичерина. В идею местного самоуправления он вкладывал понятие организации общества. Он считал, что местное самоуправление должно строиться на тех же принципах организации, на которых построено общество.

Интересно по своей смысловой направленности учение Н.М. Коркунова. Он видел сущность местного управления в его отличии от государственного управления. Под органами местного самоуправления он представлял самостоятельные субъекты права, которые вступают в особый род  юридических отношений с государством.

Таким образом, все вышеперечисленные мнения и учения о местном самоуправлении являются самобытными и специфическими. Каждый из ученых вкладывал в свое определение местного самоуправления, не только основываясь на европейских теориях, но и на личных амбициях и взглядах на ситуацию, складывающуюся внутри государства. Все направления объединены единой смысловой направленностью – все они показывают, на каком уровне и в каком соотношении друг к другу должны находиться государство и местное самоуправление[2.12, с. 59].

На дальнейшем этапе развития российского государства к изучению местного самоуправления подходили многие советские ученые, которые вкладывали свое значение в определение местного самоуправления. Период советского правления вообще является особенным, так как в данное время, с одной стороны, все направления деятельности государства были направлены на поддержание народа, на его стабилизацию уровня жизни, и соответственно, развитие и укрепление местной власти, а с другой стороны, существовали определенные ограничения, которые всячески препятствовали развитию децентрализации власти на местах.

В СССР как такового местного самоуправления в современном понимании, то есть самостоятельного, независимого от государственной власти, не было - оно находилось в системе строгой управленческой вертикали государственного управления. Поэтому, источники того периода, например, Советская Энциклопедия, даёт следующее определение местному самоуправлению – это управление делами территориальной общности, организации или коллектива, самостоятельно осуществляемое их членами через выборные органы либо непосредственно (с помощью собраний, референдумов и т.п.).

Особое понимание к значению роли и определению самого понятия местного самоуправления началось в период становления государственности в конце XX начале XXI века. Данный период определяется этапом реформирования всех сфер политической жизни российского общества. Эти изменения не могли коснуться и местного самоуправления[2.2, с. 502].

Формирование определения местного самоуправления складывалось в несколько этапов. Еще до принятия Конституции Российской Федерации в 1993 году, определение местного самоуправления было зафиксировано в Законе РСФСР  от 6 июля 1991 года «О местном самоуправлении в РСФСР». Но только Конституция 1993 года закрепила правомерное осуществление местного самоуправления на территории России. Понятие местного самоуправления выходит на новый уровень, где оно теперь законодательно закрепляется и провозглашается Конституцией Российской Федерации. Если до этого, местное самоуправление воспринималось как негативное влияние Запада, как признак буржуазии и что-то несоответствующее общей государственности, теперь – это законное и не противоречащее общей направленности  развития государства, система, которая призвана осуществлять власть на местах.

Местное самоуправление заключает в себе смысл децентрализации власти, то есть формы организации власти на местах, которая также призвана обеспечивать законность своих действий в рамках различных нормативно-правовых актов, Конституции РФ, уставов муниципальных образований, при этом соблюдать и действовать в отношении интересов населения и государства, посредствам определенных  должностных лиц, выбранных для осуществления данных действий от имени населения той или иной территории.

 Местное самоуправление  является неотъемлемой составляющей  демократического государства. В  соответствии со статьей 1 Конституции  РФ, Российская Федерация признается  как демократическое федеративное  государство. В демократическом  государстве власть народа занимает  особое место, и тем институтом, той инстанцией, которая призвана  осуществлять власть народа, и, является  местное самоуправление[2.4, с. 32]. 

Информация о работе Теоретические основы муниципального управления