Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 18:00, реферат

Описание работы

В Российской Федерации признается частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. За категорией "собственность" стоит чрезвычайно сложная и многослойная система общественных отношений, как экономических, так и юридических, которые настолько взаимопереплетены, что их трудно отделить друг от друга. Цель данной работы: дать оценку эффективности управления государственной и муниципальной собственностью. Задачи:
· дать определение понятиям государственная и муниципальная собственность;
· рассмотреть методы управления государственной и муниципальной собственностью;
· определить состав и объекты государственной и муниципальной собственности;
· рассмотреть особенности управления государственной собственностью.

Файлы: 1 файл

Реферат Управление гос. и мун. собственностью.docx

— 28.44 Кб (Скачать файл)

Особняком стоит вопрос о  земле, приватизация которой в переходный период допускается не во всех странах. В большинстве стран с переходной экономикой пока нет развитого рынка  земли. Купля-продажа ее, как правило, жестко регулируется государством. Обычно не допускается продажа земли  иностранным физическим и юридическим  лицам. В том случае, когда сделки купли-продажи допускаются, земля  не может быть перепродана в течение  определенного длительного времени (например, в Румынии — в течение  десяти лет). Тем не менее идет постепенная  приватизация земель сельскохозяйственного  назначения с использованием разнообразных  методов — от возврата земель прежним  владельцам (реституция) до передачи в  собственность или длительную аренду земельных наделов членам бывших сельскохозяйственных кооперативов. Так, в Чехии к 1997 г. было приватизировано  более 80% государственных земель, в  Болгарии — более 50%.

Особой проблемой структуры  государственного сектора является государственная собственность  на банковские финансовые организации. В России большинство коммерческих банков с самого начала реформы были частными, а государство держало  контроль лишь в таких ключевых финансовых структурах, как Сбербанк, Внешэкономбанк. Восточноевропейские страны с приватизацией банков не спешили, и вопрос об этом встал лишь после практического завершения приватизации в реальном секторе. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, причем права иностранного банковского капитала жестко регулируются государством. В Китае медленные реформы в государственном секторе промышленности явились причиной того, что главные банки продолжают оставаться в государственной собственности и кредитовать госпредприятия, хотя в целом они стали больше уделять внимания рискам и доходам, сокращать поддержку ненадежных заемщиков.

2. Управление муниципальной собственностью г. Н.

В сложившейся социально-экономической  ситуации назрела необходимость  пересмотра принципов и приоритетов  в области управления и распоряжения муниципальным имуществом, усиления контроля и регулирования в муниципальном секторе экономики.

Муниципальная политика г. Н. преследует следующие цели:

- максимизация доходов  бюджета на основе эффективного  управления муниципальной собственностью;

- оптимизация структуры  собственности в интересах обеспечения  устойчивых предпосылок для экономического роста;

- вовлечение в гражданский  оборот максимального количества  объектов муниципальной собственности;

- использование всех муниципальных  активов в качестве инструмента  для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Для реализации обозначенных целей управления муниципальным  сектором экономики департамент  земельных и имущественных отношений г. Н. решает следующие задачи:

- разграничение объектов  государственной и муниципальной  собственности и оформление прав  на них, полная инвентаризация  объектов муниципальной собственности,  построение и развитие системы  учета этих объектов;

- повышение эффективности  управления муниципальным имуществом  с использованием всех современных  методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления;

- классификация объектов  муниципальной собственности по  признакам, определяющим специфику  управления;

- обеспечение прав муниципалитета  как участника (акционера) в  коммерческих и некоммерческих организациях;

- обеспечение контроля  за использованием и сохранностью  муниципального имущества, а также  контроля за деятельностью лиц,  привлекаемых в качестве управляющих;

- получение дополнительных  доходов в бюджет путем создания  новых возобновляемых источников  платежей и более эффективного  использования имеющегося имущества.

Для того чтобы эффективно управлять муниципальными ресурсами, прежде всего, необходимо точно знать  их объем, состав и фактическое состояние. Именно в этих целях в департаменте создан единый реестр муниципальной собственности г. Н.

В 2006 году привлечено в бюджет города средств в сумме 3909,2 млн  рублей, это на 31% больше, чем в 2005 году. Доля доходов от аренды имущества  в общей структуре неналоговых  доходов в прошедшем году составила 33%, от продажи имущества – 30,5%, от аренды земли – 31%, от продажи земельных  участков – 4%.

В прошедшем году существенно  возросли объемы приватизации муниципального имущества. План доходов на 2006 год  был установлен на уровне 1,1 млрд рублей. По сравнению с уровнем 2005 года фактическое  поступление денежных средств от приватизации в 2006 году увеличилось  в 3,1 раза и составило 1,194 млрд рублей. Количество приватизированных объектов (их общая площадь 26,3 тыс кв. метров) увеличилось в 1,4 раза.

 

Также в минувшем году была применена новая форма приватизации – акционирование муниципальных унитарных предприятий.

В 2006 году городской Совет  утвердил методику расчета арендной платы за муниципальные нежилые  помещения. Этот документ предусматривает  увеличение базового показателя расчета  арендной платы на 24,5%. В целом  поступления от сдачи в аренду муниципального имущества за прошедший  год составили 1,3 млрд рублей.

В части разграничения  полномочий между федеральным центром, областью и городом специалисты  департамента земельных и имущественных  отношений в течение года вели работу по принятию в муниципальную  и по передаче в государственную  собственность объектов недвижимости. Таким образом, в 2006 году на баланс города было принято 79 объектов (общей площадью 37,6 тыс кв. метров), в государственную  – 10 объектов (5,9 тыс кв. метров).

3265,7 млн рублей – такое  поступление средств в городской  бюджет от использования муниципального  имущества и земельных участков  запланировано в 2007 году.

В 2008 г. бюджет г. Н. должен получить от приватизации муниципальной собственности и продажи муниципальных пакетов акций 3 млрд руб., что почти на 800 млн руб. больше, чем в текущем году. После этого на нужды г. Н. у муниципалитета останется имущества еще примерно на 4 млрд руб.

В проекте бюджета города на будущий год предусмотрено  поступление средств от приватизации в размере 3 млрд руб., в том числе 2,8 млрд руб. — от приватизации муниципального имущества и 200 млн руб. — от продажи акций".

За период с 2003 по 2006 г. департаментом  продано 140 объектов общей площадью 54 тыс. кв. м, сумма средств, поступивших  в городской бюджет с учетом продажи  акций, составила 1,870 млрд руб. При этом только в 2007 г. уже получено от этой деятельности 1,4 млрд руб. при плане  приватизации в сумме 2,220 млрд.

 

Заключение.

На современном этапе  развития российской экономики все  больше проявляется негативная тенденция  снижения эффективности управления и использования государственной  и муниципальной собственности  по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия  и учреждения данных форм собственности  являются в настоящее время практически  единственными поставщиками товаров  и услуг, как для населения, так  и для самого государства, поэтому  решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности  приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование как  в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных  с использованием государственной собственности.

К основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной  собственностью можно отнести:

- структурную и количественную  оптимизацию организаций и предприятий  государственной и муниципальной форм собственности;

- обеспечение полного  и своевременного учета государственной  и муниципальной собственности  и всех проводимых с ней  операций;

- создание единой системы  контроля за сохранностью государственной  и муниципальной собственности  и использованием её по назначению;

- выработку критериев  оптимальных решений по распоряжению  государственной и муниципальной  собственностью;

- повышение инвестиционной  привлекательности государственной и муниципальной собственности.

Большинство из перечисленных  задач можно решить посредством  разработки Федерального закона "Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации". Данный закон должен содержать:

- цели, задачи и принципы  управления государственной собственностью (по основным видам объектов  собственности);

- правила разграничения  федеральной собственности, собственности  субъектов Федерации, собственности муниципальных образований;

- особенности владения, пользования,  распоряжения имуществом;

- правила и порядок  отнесения имущества к каждому  из видов собственников;

- правила и организационные  основы учета имущества; классификации  объектов учета; ведения реестров  государственного и муниципального  имущества;

- принципы организации  системы управления собственностью,

- сферы компетенции органов  государственной власти в отношении  собственности;

- общие принципы управления  собственностью на уровне субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований, которые должны стать  для них основой разработки  собственной нормативно-правовой базы;

- правила и порядок  приобретения и прекращения прав  собственности;

- критерии и параметры  оценки эффективности деятельности  хозяйствующих субъектов с точки  зрения эффективности использования  бюджетных средств (например, обязательность  ведения и представления на  все уровни бюджетной системы  балансовой отчетности по собственности,  пассивам и активам собственника);

- критерии и правила  сохранения объектов собственности  в качестве субъектов хозяйствования (принципы и условия реорганизации).

 


Информация о работе Сущность и особенности управления государственной и муниципальной собственностью