Структура муниципально-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является характеристика муниципально-правовых отношений, а также рассмотрение содержания, объектов и субъектов данных правоотношений.

В связи с этим, для изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:

Дать понятие муниципальных правоотношений.
Рассмотреть содержание, структуру и виды муниципальных правоотношений.
Охарактеризовать субъекты и объекты данных правоотношений, сделать необходимые выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………..…………………………….…....3

Глава 1. Понятие муниципально-правовых отношений…..................................5

1.1 Содержание муниципально-правовых отношений……………..……7

1.2. Виды муниципально-правовых отношений..…….....…....................10

Глава 2. Структура муниципально-правовых отношений.…...........................14

2.1 Субъекты муниципально-правовых отношений……………………19

2.2 Объекты муниципально-правовых отношений……………………..25

Заключение…………………………………………………..…………………...29

Список использованной литературы…………………………………...……....31

Файлы: 1 файл

ассоц 1.docx

— 39.33 Кб (Скачать файл)

 

К этой группе отношений относятся также отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления конституционного права на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникающих в связи с реализацией решений, принятых государственными органами.

 

3. Отношения, возникающие  в процессе реализации органами  местного самоуправления отдельных  государственных полномочий, переданных  им в соответствии с законодательством, а также в процессе организации  и исполнения органами местного  самоуправления законодательных  и правовых актов федеральных  органов государственной власти  и органов государственной власти  субъектов Российской Федерации. 9

 

Особенность этой группы отношений, входящих в предмет муниципального права, состоит в том, что данные отношения связаны не с решением непосредственно вопросов местного значения, а с участием органов местного самоуправления в осуществлении государственной политики на местном территориальном уровне .

 

Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования.

 

Во-первых, данные отношения имеют локально-территориальный характер. Они возникают на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, речь идет об отношениях, возникающих в границах городов, поселков, станиц, сельских округов (волостей, сельсоветов), районов (уездов) и т.п.

 

Во-вторых, эти отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления — в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

Быстрый поиск по Банку Рефератов:

| Описание работы | Похожие  работы

 

В-третьих, обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

 

Таким образом, муниципальное право закрепляет и регулирует общественные отношения, которые возникают в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и других муниципальных образованиях.

 

Подводя черту и дополняя вышесказанное, хочется отметить, что в основе классификации видов муниципальных правоотношений лежит определенная стадия организации, исполнения, а также реализации гражданами и органами местного самоуправления определенных прав и отдельных государственных полномочий, гарантированных Конституцией, а также переданных им в соответствии с законодательством.

 

Перейдем к классификации субъектов муниципальных правоотношений, охарактеризуем их виды и отличительные признаки.

Глава 2. Структура муниципально-правовых отношений

 

Структура правоотношения - это внутреннее строение взаимоотношения субъектов в обществе, включающее в себя необходимые элементы, позволяющие признать его правовым отношением. Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объект, право и обязанность.

 

1. Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и  организации, которые в соответствии  с нормами права являются носителями  субъективных юридических прав  и обязанностей.

 

Субъектами муниципально-правовых отношений являются все те общности, органы, лица, которые могут быть участниками (сторонами) данных отношений. 10

 

Субъектами отношений, возникающих в процессе осуществления местного самоуправления, выступают:

 

а) муниципальные образования (городские, сельские поселения, несколько поселений, объединенных общей территорией (районы, уезды), сельские округа (волости, сельсоветы), часть поселения);

 

б) население муниципального образования (проведение местных референдумов, муниципальных выборов, сходов (собраний и т.д.);

 

в) выборные и другие органы местного самоуправления;

 

г) органы территориального общественного самоуправления (советы микрорайонов, комитеты микрорайонов, квартальные, уличные и домовые комитеты);

 

д) органы государственной власти, предприятия, учреждения, организации различных форм собственности, общественные объединения, добровольные объединения (ассоциации). Данные субъекты выступают участниками муниципальных отношений в тех случаях, когда они взаимодействуют с органами местного самоуправления, осуществляющими свои функции и задачи;

 

е) ассоциации и союзы муниципальных образований, имеющие своей целью координацию деятельности, более эффективное осуществление прав и интересов муниципальных образований.

 

2. Объекты муниципальных  правоотношений. Объект правоотношения  — это то, на что воздействует  правоотношение. Правоотношение же  конкретизирует общие права и  обязанности, предусмотренные нормой  права, применительно к индивидуальным  субъектам. Следовательно, объектом  правоотношения является фактическое  поведение его участников. В соответствии  с содержанием субъективного  права и юридической обязанности  участники правоотношения строят  свое поведение. К числу объектов  муниципальных отношений относятся  территория муниципальных образований, муниципальное имущество, муниципальные  правовые акты.

 

3. Субъективное право. Правоотношение, возникающее в сфере муниципального  права, как форма фактического  общественного отношения состоит  из взаимосвязанных прав и  обязанностей субъектов. Субъективное  право и юридическая обязанность  — это системные элементы правоотношения, придающие конкретному общественному  отношению особое качество. Правовое  регулирование включает субъекты  в специальную сферу общественной  деятельности, которая обеспечивается  государственной властью. Мера свободы  каждого участника правоотношения, степень удовлетворения его интересов  определяются предписаниями правовой  нормы. Юридические права и обязанности  — это равнозначные элементы  правоотношения, хотя содержание  их неодинаково.

 

Объем и пределы субъективных прав и обязанностей в общем виде определяются нормами права. В муниципальном правоотношении они конкретизируются применительно к персональным субъектам. Управомоченные и правообязанные субъекты осуществляют свое поведение в границах, очерченных правом. Каждый из них обладает свободой поведения в указанных границах.

 

Субъективное право — это предоставляемая и охраняемая государством возможность субъекта по своему усмотрению удовлетворять те интересы, которые предусмотрены объективным правом. Право, принадлежащее субъекту, называется субъективным правом потому, что только от воли субъекта зависит, как им распорядиться. Это возможность не произвольная, а правовая, устанавливающая меру дозволенного поведения. 11

 

Субъективное право проявляется в трех разновидностях:

 

Во-первых, в возможности положительного поведения обладателя субъективного права (управомоченного) в целях удовлетворения своих интересов. Тем не менее возможное поведение управомоченных не должно выходить за рамки права. Собственник не может пользоваться вещью в ущерб интересам других лиц. Гарантируя и охраняя права субъектов, государство в то же время не допускает злоупотребления ими. К лицам, допускающим злоупотребление своими правами, применяются меры юридической ответственности.

Быстрый поиск по Банку Рефератов:

| Описание работы | Похожие  работы

 

Во-вторых, субъективное право выражается в возможности управомоченного требовать определенного поведения от обязанных лиц в целях удовлетворения своих законных интересов. Право требования объективно вытекает из сущности правоотношения, поскольку в ряде случаев невозможно удовлетворить интересы управомоченных лиц непосредственно, то есть через их субъективные действия. В праве требования заложена возможность фактиче­ской реализации субъективного права управомоченного.

 

В-третьих, субъективное право включает в себя возможность управомоченного обратиться к компетентным государственным органам за защитой своих нарушенных прав. Речь идет о принудительной реализации права участника правоотношения. Если обязанное лицо в добровольном порядке не выполняет возложенную на него законом обязанность, управомоченный имеет возможность защитить свои интересы, обратившись к помощи государства. Законодательство правового государства предоставляет субъектам правоотношений возможность обратиться в суд по любым вопросам, связанным с нарушением их прав и свобод.

 

4. Юридическая обязанность. Субъективному праву логически  соответствует установленная объективным  правом обязанность.

 

Где есть субъективное право, там непременно имеется юридическая обязанность. В отличие от субъективного права обязанность субъекта состоит в необходимости сообразовывать свое поведение с предъявленными к нему требованиями. Юридически обязанное лицо, возможно, действует и не так, как его побуждают собственные интересы, однако оно должно сообразовываться с предписаниями норм права, отражающих и охраняющих интересы других лиц. Право и обязанность в правоотношении — это важнейшее и необходимое условие нормального человеческого общения. В их адекватном соотношении, предполагающем взаимосвязь и взаимозависимость различных интересов, выражается реальный облик правового общества и государства.

 

Юридическая обязанность — это предусмотренная законодательством и охраняемая государством необходимость должного поведения участника правового отношения в интересах управомоченного субъекта (индивида, организации, государства в целом). Если содержание субъективного права образует мера дозволенного поведения, то содержание обязанности — мера должного, необходимого поведения в правоотношении. Обязанному лицу предписывается мера должного поведения в целях удовлетворения интересов управомоченного.

 

Содержание юридической обязанности выражается в двух разновидностях:

 

Во-первых, в необходимости совершать активные положительные действия в пользу других участников правоотношений (управомоченных лиц). Юридическая обязанность в этом случае предписывает совершение активных действий, направленных на реализацию права другого участника правоотношения.

 

Во-вторых, юридическая обязанность выражается в необходимости воздержания от действий, запрещенных нормами права. Такие юридические обязанности носят пассивный характер, так как требуют от участника правоотношения воздержания от запрещенных законом действий.

 

Как видно из вышеизложенного, юридические права и обязанности в муниципальном правоотношении — это не само поведение субъектов, а предоставление возможности или необходимости определенного поведения, предусмотренного нормой права. Реализация субъективных юридических прав и обязанностей означает их воздействие на фактическое поведение участников правоотношений, воплощение заложенной в них меры дозволенного и должного поведения в реальные общественные отношения.

 

Перейдем к рассмотрению субъектов муниципальных правоотношений, как неотъемлемого структурного элемента данных правоотношений, а также охарактеризуем их виды и правовую природу.

 

2.1 Субъекты муниципальных  правоотношений

 

Субъекты муниципальных правоотношений – это непосредственные участники правоотношений, наделенные правами, обязанностями, полномочиями в сфере местного самоуправления.

 

Субъектов муниципальных правоотношений можно разделить на четыре группы:

 

― индивидуальные субъекты;

 

― коллективные субъекты;

 

― политико-территориальные образования;

 

― социальные общности.

 

В группе индивидуальных субъектов следует выделить общих и специальных

 

субъектов. К общим субъектам относятся граждане, иностранцы, лица без гражданства, к специальным — избиратели, депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления, муниципальных организаций, негосударственных объединений, государственных органов, муниципальные служащие. Круг специальных субъектов настолько многообразен, насколько многообразны

 

муниципальные отношения.

Быстрый поиск по Банку Рефератов:

| Описание работы | Похожие  работы

 

В группу коллективных субъектов входят органы местного самоуправления, государственные органы, органы территориального общественного самоуправления, другие негосударственные (не муниципальные) объединения, как коммерческие, так и некоммерческие.

 

В группу политико-территориальных образований входят муниципальные образования, субъекты федерации, Российская Федерация.

 

К группе социальных общностей относятся население муниципальных образований (местные сообщества жителей), население (народы) субъектов Федерации, многонациональный народ России.

 

Рассмотрим правовой статус отдельных субъектов муниципальных правоотношений:

 

Муниципальное образование. Населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

 

Граждане Российской Федерации. На основании части 2 статьи 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. В соответствии со статьей 3 Закона Омской области от 30 июля 2004 г. N 544-ОЗ "О Законе Омской области "О местном самоуправлении в Омской области" правом на участие в местном самоуправлении обладают: а) граждане Российской Федерации, проживающие на территории Омской области; б) граждане - владельцы недвижимости, в том числе земельных участков, расположенных на территории районов, городов, поселков и сельских населенных пунктов Омской области, которые имеют право на участие в местном самоуправлении данной территории, формировании и деятельности органов местного самоуправления независимо от места постоянного проживания, если иное не установлено законодательством. 12

Информация о работе Структура муниципально-правовых отношений