Структура муниципально-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 09:54, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является характеристика муниципально-правовых отношений, а также рассмотрение содержания, объектов и субъектов данных правоотношений.

В связи с этим, для изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:

Дать понятие муниципальных правоотношений.
Рассмотреть содержание, структуру и виды муниципальных правоотношений.
Охарактеризовать субъекты и объекты данных правоотношений, сделать необходимые выводы.

Содержание работы

Введение………………………………………..…………………………….…....3

Глава 1. Понятие муниципально-правовых отношений…..................................5

1.1 Содержание муниципально-правовых отношений……………..……7

1.2. Виды муниципально-правовых отношений..…….....…....................10

Глава 2. Структура муниципально-правовых отношений.…...........................14

2.1 Субъекты муниципально-правовых отношений……………………19

2.2 Объекты муниципально-правовых отношений……………………..25

Заключение…………………………………………………..…………………...29

Список использованной литературы…………………………………...……....31

Файлы: 1 файл

ассоц 1.docx

— 39.33 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………..…………………………….…....3

 

Глава 1. Понятие муниципально-правовых отношений…..................................5

 

1.1 Содержание муниципально-правовых отношений……………..……7

 

1.2. Виды муниципально-правовых отношений..…….....…....................10

 

Глава 2. Структура муниципально-правовых отношений.…...........................14

 

2.1 Субъекты муниципально-правовых отношений……………………19

 

2.2 Объекты муниципально-правовых отношений……………………..25

 

Заключение…………………………………………………..…………………...29

 

Список использованной литературы…………………………………...……....31

 

 

Введение

 

Муниципальное право современной России представляет собой относительно новую комплексную отрасль российского права, появление которой стало следствием политических, экономических и социальных изменений происходящих в Российской Федерации, а также формированием нового конституционного строя. Фундаментом и материально-организационной основой формирования муниципального права является особая группа общественных отношений, возникающих и существующих в сфере местного самоуправления. Эти общественные отношения выделены Конституцией РФ, определившей сущность и принципы организации местного самоуправления. В последующем на основе и в развитие положений Основного закона приняты Федеральные законы от 28 августа 1995 г. и от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", еще ряд федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих те или иные аспекты местного самоуправления.

 

Данные правоотношения получили наименование муниципальных правоотношений (муниципально-правовых отношений), то есть общественных отношения, урегулированные нормами муниципального права и складывающиеся между субъектами муниципального права в сфере местного самоуправления. Как и любые правоотношения, муниципальные складываются из следующих структурных элементов: субъекты, объекты и содержание правоотношений.

 

Целью работы является характеристика муниципально-правовых отношений, а также рассмотрение содержания, объектов и субъектов данных правоотношений.

 

В связи с этим, для изучения данной темы необходимо решить следующие задачи:

 

    Дать понятие  муниципальных правоотношений.

    Рассмотреть содержание, структуру и виды муниципальных  правоотношений.

    Охарактеризовать  субъекты и объекты данных  правоотношений, сделать необходимые  выводы.

 

Также, при решении поставленных задач, необходимо подробно остановиться на содержании и объектах муниципальных правоотношений, так как существуют различные точки зрения относительно этимологии и определения данных понятий. Достижение указанной цели, а также решение поставленных задач имеет приоритетное значение для характеристики муниципальных правоотношений.

 

Глава 1. Понятие муниципально-правовых отношений

Быстрый поиск по Банку Рефератов:

| Описание работы | Похожие  работы

 

Myниципально-правовые отношения - отношения, урегулированные нормами муниципального права и возникающие в процессе организации и

 

деятельности органов местного самоуправления в границах муниципального образования при реализации населением права на местное самоуправление.

 

Муниципально-правовые отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон. Эти отношения носят организационный характер, т. е. способствуют организации процессов.

 

Муниципально-правовые отношения связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т. е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образования или орган местного самоуправления, причем одна из сторон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения муниципального образования. Споры, возникающие в рамках муниципально-правовых отношений, могут разрешаться как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке.1

 

Общественные отношения, урегулированные нормами муниципального права, являются муниципально-правовыми отношениями.

 

Можно выделить следующие отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования:

 

Во-первых, данные отношения имеют локально-территориальный характер. Они возникают на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных образований, территории которых устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, речь идет об отношениях, возникающих в границах городов, поселков, станиц, сельских округов (волостей, сельсоветов), районов (уездов) и т.п.

 

Во-вторых, эти отношения носят комплексный характер, так как связаны с реализацией задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и др. Общность данных отношений, обусловливающая их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления — в самостоятельном решении населением вопросов местного значения.

 

В-третьих, обязательным субъектом муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.2

 

В муниципально-правовых отношениях:

 

-участвует определенный  круг лиц, на которых в тот  или иной момент распространяется  действие соответствующих муниципально-правовых норм;

 

-регламентируется конкретное  поведение участников этих отношений;

 

-обеспечиваются субъективные  права и юридические обязанности  в области местного самоуправления  посредством специальных юридических  средств.3

 

В заключение данного параграфа, хотелось бы отметить, что муниципальные правоотношения – это урегулированные нормами муниципального права взаимоотношения между субъектами муниципального права, т.е. участниками по поводу объекта муниципального права, при которых возникают взаимные права и обязанности.

 

Перейдем к содержанию муниципально-правовых отношений и охарактеризуем их особенности.

1.1 Содержание муниципальных  правоотношений

 

Относительно содержания муниципальных правоотношений существует различные точки зрения. Согласно одной из них ряд ученых определяют содержание, как правовую структуру, состоящую из соединения прав, обязанностей и предметов ведения. Другие ученые, ссылаясь на Советский Энциклопедический Словарь, утверждают, что сочетание прав, обязанностей и предметов ведения образуют более сложную категорию – компетенцию, так как под содержанием следует понимать только совокупность действий, совершаемых на основании прав и обязанностей, а предмет – это то, что может находиться в отношении, обладать каким-либо свойством, над чем совершаются действия. И поэтому, на мой взгляд, вторая точка зрения является наиболее обоснованной и приближенной к истине.

 

Содержание муниципальных правоотношений составляют полномочия, права и обязанности их субъектов (участников). Эти полномочия, права, обязанности возникают в сфере осуществления функций местного самоуправления. Они включают, к примеру, право жителей поселений на создание муниципальных образований и корреспондирующую ему обязанность органов власти обеспечить соответствующее волеизъявление

 

людей и принять меры к учреждению нового муниципального образования, если решение об этом принято жителями.

 

По своей природе рассматриваемые правоотношения могут быть основаны на нормах как материального, так и процессуального права. Так, избиратели на муниципальных выборах осуществляют свое избирательное право, имеющее материальную природу. В то же время порядок реализации этого права определяется нормами процессуальными.4

Быстрый поиск по Банку Рефератов:

| Описание работы | Похожие  работы

 

Итак, права и обязанности – полномочия, с помощью которых реализуются функции и задачи местного самоуправления. Права и обязанности, в основном, в тесной связи, единстве, взаимодействии.

 

В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предметом муниципального права можно считать отношения, возникающие при реализации непосредственно населением (гражданами) своего права на местное самоуправление в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях, а также отношения, возникающие в процессе деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.5

 

Представительный орган местного самоуправления имеет право утверждать бюджет. Но это не только его право. Он обязан это делать в силу того, что без бюджета невозможно функционирование местных учреждений, а также осуществление функций и решение задач местного значения.

 

Полномочный субъект правоотношений в системе местного самоуправления – это не только уполномоченный, располагающий определенным правом субъект (орган, выборное должностное лицо, граждане), но и обязанный к совершению определенных властных действий. Его право – почти всегда его обязанность и наоборот. Таким образом, и права, и обязанности находятся в определенном сочетании.

 

Однако не все нормы Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» категорично устанавливают наличие неразрывности между правами и обязанностями. Права иногда имеют самостоятельный характер. Население имеет право на добровольное внесение средств для финансирования вопросов местного значения. Вместе с тем, население не обязано вносить такие средства, если оно не пожелает это делать. И никакой орган не имеет права обязать население произвести сбор финансовых средств. Представительный орган местного самоуправления в праве устанавливать льготы по местным налогам и сборам, но он не обязан делать это для всех юридических лиц. По своему усмотрению представительный орган местного самоуправления может решать вопросы законодательной инициативы в законодательном органе субъекта Российской Федерации. Это его право, но не обязанность.

 

Обязанности же такой свободы выбора при решении конкретного вопроса не предоставляют, жестко регламентируя действия органа или должностного лица. Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, согласно закону, обязаны дать ответ по существу обращений граждан к ним в течение одного месяца. 6

 

Таким образом, анализируя содержание муниципальных правоотношений, можно сделать вывод о том, что вопрос о правах и обязанностях, их индивидуализации и совмещении, является дискуссионным. Сложным является и понимание прав, их пределов, и обязанностей, их точного и неукоснительного соблюдения. Очень пагубным может оказаться для муниципального образования, когда перешагиваются данные барьеры. Поэтому необходимо, чтобы устанавливался и осуществлялся более жесткий контроль за соблюдением прав и обязанностей.

 

Рассмотрим виды муниципально-правовых отношений, а также перечислим группы данных правоотношений и свойственные им элементы и признаки.

 

1.2 Виды муниципально-правовых отношений

 

Муниципальные правоотношения можно подразделить на несколько групп:

 

1. Отношения, возникающие  в процессе решения вопросов  местного значения путем непосредственного  выражения гражданами своей воли. 7

 

К данной группе отношений относятся отношения, возникающие в связи с проведением местного референдума, схода, на которых может утверждаться, например, устав местного самоуправления, закрепляющий вопросы организации и структуры органов местного самоуправления муниципального образования. Кроме того, на местном референдуме, сходе граждан могут решаться и другие вопросы местной жизни. К формам прямого волеизъявления, посредством которых граждане могут участвовать в осуществлении местного самоуправления, относятся выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, а также индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, правотворческая инициатива населения в вопросах местного значения и др. Перечень вопросов, которые решаются (или могут решаться) населением непосредственно, а также формы и институты прямой демократии, обеспечивающие выражение воли граждан по данным вопросам, закрепляются в уставах местного самоуправления муниципальных образований на основе федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.

 

2. Отношения, связанные с деятельностью выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированием и исполнением местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах местной жизни, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения муниципального образования, решение других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы.

 

Осуществляя задачи и функции местного самоуправления, выборные и другие муниципальные органы взаимодействуют между собой, с предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории муниципального образования, с государственными органами, общественными объединениями, гражданами. Возникающие в процессе взаимодействия общественные отношения регулируются нормами муниципального права, поскольку одной из сторон этих отношений выступают орган местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, муниципальный служащий, осуществляющие полномочия по решению вопросов местного значения.8

Информация о работе Структура муниципально-правовых отношений