Статус государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:34, реферат

Описание работы

Государственные служащие Российской Федерации представляют довольно многочисленную социальную группу (общая их численность превышает полмиллиона человек) со своими интересами и ценностными ориентациями, писанными и неписанными правилами служебных и межличностных отношений. Это органическая совокупность специалистов, занимающих государственные должности в системе органов государственной власти и занимающаяся решением управленческих, организационно-распорядительных, информационно-аналитических и иных задач государственного характера.

Файлы: 1 файл

Государственный гражданский служащий, его статус в обществе и си.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

 

И это при том, что закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» однозначно (в нормативном порядке) требует  от каждого служащего  добросовестного, на высоком профессиональном уровне исполнения должностных обязанностей, не оказывая какого-либо предпочтения политическим, общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Служащий не  вправе совершать действия под влиянием личных имущественно-финансовых и иных интересов, совершать поступки, порочащие честь и достоинство служащего. Не говоря уже о корректности в обращении с гражданами, уважении к нравственным обычаям и традициям людей, культурным   особенностям различных этнических и социальных групп и т.д.

 

В границах социально-правового  статуса государственного служащего  перечисленные выше ограничения  и запреты уравновешиваются довольно существенным набором государственных гарантий и  преимуществ. Гарантии по государственной службе – это совокупность факторов социально-экономического, правового, организационно-управленческого и морально-психологического характера, которые создают благоприятные условия для эффективного исполнения должностных полномочий, усиливают привлекательность государственной службы, обеспечивают стабильность социального и правового статуса государственного служащего. 

  Для обеспечения  правовой и социальной защищенности служащих, повышения мотивации эффективного исполнения должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального кадрового состава гражданской службы и компенсации запретов и ограничений гражданским служащим предоставляются государственные гарантии.  

 

В части гарантий служебно-правовой защиты служащих предусматриваются:

1) право на переподготовку (переквалификацию), повышение квалификации и стажировку с сохранением должности и денежного содержания на период обучения. Причем обучение может организовываться в самых разнообразных формах – самостоятельно, краткосрочные курсы повышения квалификации, длительное обучение   в аспирантуре и докторантуре и др.;

2) право на другую государственную должность государственной службы в своем или другом государственном органе  в случае реорганизации или ликвидации государственного органа, либо сокращения должностей гражданской службы. Если трудоустроить невозможно, то гражданскому служащему гарантируется профессиональная переподготовка с последующим трудоустройством (возможно в системе государственной службы), причем с сохранением денежного содержания и непрерывного трудового стажа;

3) обязательность получения   согласия государственного служащего  на  перевод его на другую  должность государственной службы (или временное прикомандирование), за исключением случаев, предусмотренных  действующим законодательством;

3) защита государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом. В ряде государственных структур даже создаются подразделения по обеспечению собственной безопасности. Определенной группе  государственных служащих выдается оружие.

 

Гарантии социально-экономического характера:

1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено   законом;

2) право   на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

3) полноценный отдых, обеспечиваемый  установлением нормальной продолжительности  служебного времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) медицинское страхование, медицинское и санаторно-курортное обслуживание гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода служащего на пенсию за выслугу лет.  Причем все это за счет государственного бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации;

5) обязательное государственное  социальное страхование на случай  заболевания или утраты трудоспособности  в период прохождения гражданской  службы либо сохранение денежного  содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

6) государственное пенсионное  обеспечение в порядке и на  условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. В случае освобождения служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору;

7) при увольнении выплачивается  средний заработок в течении  трех месяцев. При прекращении  государственной службы в связи  с выходом на пенсию гражданский служащий считается находящимся в отставке и сохраняет за собой присвоенный ему квалификационный разряд. Это имеет значение в том случае, если  служащий по условиям отставки будет возвращен к исполнению своей прежней или другой  должности государственной службы.

8) сведения о доходах и   имущественном положении служащего,  поступающие в органы государственной  налоговой службы, составляют служебную тайну.

9) возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

10) возмещение расходов, связанных с переездом служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган;

 

Гарантии социально-бытового характера:

 – гражданскому служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляется в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, служебный транспорт или денежная компенсация за использование личного транспорта в служебных целях; 

– гражданскому служащему  один раз за весь период гражданской службы может быть предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилой площади. Порядок    и условиях ее получения определяется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

 Установленный законом перечень гарантий для государственного служащего не является исчерпывающим. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правительственными решениями  могут быть введены и другие гарантии. Другое дело, что  каждое решение относительно усиления действующих и введения дополнительных гарантий, должно быть хорошо продуманным и социально оправданным. 

 

Есть и другая сторона медали: при таких льготах, на фоне нищенского существования миллионов людей  начинается «борьба за государственные должности», в аппарате появляется все больше и больше карьеристов и хапуг, большинство служащих (особенно низшего звена) фактически  работают не за деньги, а за льготы. Для них главное,  чтобы он и его семья были прикреплены к спецполиклинике, имели дачу и государственный транспорт, чтобы ребенок мог ходить в хороший детский сад или ездить в лагерь1.

В этой связи, наверное, правильно  было бы поставить вопрос о монетизации  льгот работников системы государственной  власти  и государственного управления, как это, кстати, и предусматривает административная реформа. И принятие такого решения вряд ли следует откладывать до 2007 года: отчуждение государственного аппарата от населения   огромно, социальное напряженность начала снова расти, вероятность серьезных социальных конфликтов сохраняется.

 

 Не менее важную роль играют в этом плане меры морального и материального поощрения. В последние годы все более широкое распространение в государственном аппарате получают такие его формы, как объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;  награждение почетной грамотой с вручением ценного подарка; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на   пенсию за выслугу лет;         присвоение почетного звания;    награждение орденами, медалями и другими знаками отличия Российской Федерации.  
   Основаниями для поощрения являются  общественное признание заслуг служащего, успешное и добросовестное в течение более или менее продолжительного времени исполнение им своих должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности, мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга. Главное, чтобы поощрение было своевременным, значимым и авторитетным. Только в таком случае оно будет мотивировать высококачественный труд.

Прочный социально-правовой статус государственного служащего, его  высокий профессионализм и духовно-нравственный уровень – важнейший фактор высокой  эффективности и авторитета государственной  гражданской службы и государства  в целом.   Именно поэтому гражданский служащий должен быть не только высокопрофессиональным работником, высоконравственной личностью, но и надежно юридически и социально защищенным. Честь и достоинство принципиального и добросовестного работника, служащего, сознающего ответственность перед государством, обществом и гражданами,  должны быть неприкосновенны. Только в таком случае от него можно требовать надлежащего исполнения служебного долга, а, значит, преодолеть многие слабости нынешней системы государственной службы.

1 См.: Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного или гражданского. Т. 2. – М., 1991. С. 186.

2 См.: О государственной гражданской службе Российской Федерации. Федеральный закон. № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года. Статьи 13 и 21.

1 См.: Социологи власти. Вестник социологического центра РАГС при Президенте РФ. – М., 2004. С. 7.

1 Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885.  Ст.2.

2 См.: Настольная книга государственного служащего //Под ред. Шкатуллы В.И. – М.,  1999. С.  176.

1 См.: Розанов В. Опавшие листья. – М., 2001. С. 185.

2 См.: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 16 мая 2003 года. 

1 См.: Новые известия. 2005. 2 февраля.




Информация о работе Статус государственного служащего