Совершенствование правовых основ в деятельности систем органов местного самоуправления участвующих в реализации прав несовершеннолетн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 18:54, доклад

Описание работы

Сегодня в Российской Федерации не менее 70% работы местных органов занимает решение вопросов, связанных с осуществлением государственных функций в различных отраслях хозяйства. Особое место в деятельности местного самоуправления занимают вопросы, связанные с реализацией прав несовершеннолетних

Файлы: 1 файл

вапролдж.docx

— 20.08 Кб (Скачать файл)

Совершенствование правовых основ  в деятельности систем органов местного самоуправления участвующих в реализации прав несовершеннолетних

    Сегодня в Российской  Федерации не менее 70% работы  местных органов занимает решение  вопросов, связанных с осуществлением  государственных функций в различных  отраслях хозяйства. Особое место  в деятельности местного самоуправления  занимают вопросы, связанные с  реализацией прав несовершеннолетних.

    Положительно зарекомендовала себя практика создания при органах опеки и попечительства комиссий по защите прав детей, в состав которых рекомендуется включать заместителя главы муниципального образования по социальным вопросам для рассмотрения таких сложных или спорных вопросов по опеке и попечительству над детьми, как дача разрешений на сделки с жилыми помещениями и иным имуществом, споры о воспитании детей, осуществление родителем своих прав при раздельном проживании родителей и так далее.

    Особое внимание  следует обратить на работу  органов опеки и попечительства  по выявлению детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения  родителей. В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в соответствии с которым органы местного самоуправления имеют возможность принимать превентивные меры в отношении детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, что, по мнению специалистов, в свою очередь, сможет оказать влияние на снижение числа детей, оставшихся без родительского попечения

    Для того чтобы  осуществлять профилактику социального  сиротства и защиту прав и  интересов каждого ребенка, необходимо  взаимодействие муниципальных органов  и учреждений. К сожалению, ведомственные  барьеры затрудняют процесс объединения  усилий органов местного самоуправления  в работе с несовершеннолетними.  Для того чтобы наладить эффективное  взаимодействие всех органов  местного самоуправления, нужно  создание нормативно-правовых механизмов, которые обеспечат комплексное  решение проблем несовершеннолетних, защиты их прав, социальной адаптации  в обществе.

    В настоящее  время в большинстве органов  опеки и попечительства всю  работу по защите прав несовершеннолетних  выполняет, как правило, один  специалист (инспектор) по охране детства. Это приводит к тому, что удается выполнять только самую неотложную работу, как правило, связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого навыков и знаний), по запросу суда и т.д.

    Следует отметить  одно обстоятельство, связанное  с характером вопросов опеки  и попечительства. Закон "Об  общих принципах..." от 6 октября  2003 г. отнес опеку и попечительство  к вопросам местного значения. В 2009 г. были внесены изменения,  однако местное самоуправление  по-прежнему имеет возможность  решать вопросы опеки и попечительства.

    Также к органам  защиты конституционных прав  несовершеннолетних относятся орган  управления социальной защитой  населения, орган управления, орган  по делам молодежи, орган управления  образованием инспекции по делам  несовершеннолетних ОВД.

    Для обеспечения  и реализации прав несовершеннолетних  в субъектах Российской Федерации  необходимо создать департаменты (управления) по делам семьи, которые  явились бы связующим звеном  между органами местного самоуправления  и органами исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  в обеспечении прав несовершеннолетних. Основные функции департамента: обеспечение реализации прав  несовершеннолетнего в различных  сферах жизни общества, проведение  пропагандистской работы среди  населения по объяснению необходимости  воспитания детей в семье, а  также обеспечение прав семьи,  материнства и детства

    Муниципальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав образуются органами местного самоуправления, в их состав могут входить представители государственных и муниципальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренной Законом Российской Федерации "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", имеющие опыт работы с несовершеннолетними, а также представители иных государственных и муниципальных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

    Члены муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать расположенные на соответствующих территориях учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних. Учет несовершеннолетних, нуждающихся в устройстве, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

    Одно из важнейших  полномочий местного самоуправления, связанное с реализацией прав  несовершеннолетних, - это образование.  Муниципальная система образования  - это совокупность всех образовательных  учреждений, независимо от их  форм собственности и административного  подчинения, находящихся на территории  данного муниципального образования,  взаимодействующих между собой  и муниципальными органами управления  образованием в интересах населения  территории муниципального образования,  ее комплексного развития <

        Анализ  практики соблюдения прав детей  в системе муниципального образования  подтвердил: права детей в системе  образования соблюдаются лишь  частично. Один из основных факторов, препятствующих более полной  реализации прав детей в образовательных  учреждениях, - низкий уровень правовой  культуры всех участников образовательного  процесса. Причины нарушения прав  детей связаны с существующими  условиями деятельности образовательных  учреждений и со стереотипами  в области содержания образования  и его организации .

    В целях обеспечения  прав несовершеннолетних, обучающихся  в муниципальных образовательных  учреждениях, необходимо принимать  конструктивные меры по защите  их прав. Несовершеннолетнему, поступившему  на учебу в муниципальное общеобразовательное  учебное заведение, должны быть  созданы условия для доступного  и качественного образования,  обеспечена безопасность, полноценное  питание. В настоящее время  остро стоит вопрос о соблюдении  санитарно-гигиенических норм в  школах.

    Таким образом,  деятельность органов местного  самоуправления по реализации  и защите прав, свобод и законных  интересов несовершеннолетних проводится  в следующих направлениях:

    1. Обеспечение  охраны общественного порядка.

    2. Общая защита  прав несовершеннолетних.

    3. Вопросы опеки  и попечительства.

    4. Вопросы образования.

    К сожалению, пока из-за недостаточной правовой и организационной оформленности органов местного самоуправления сотрудники муниципальных органов опеки и попечительства не в состоянии в полной мере осуществлять социальный патронаж неблагополучных семей, обеспечивать полноценную защиту прав и интересов детей, выявлять и ставить на профилактический учет семьи. Именно это послужило причиной очередных изменений в этом вопросе в июле 2009

    В муниципальных  образовательных учреждениях также  наблюдаются проблемы финансово-организационного  характера. Не полностью проработан  механизм эффективного взаимодействия  между муниципальными и государственными  органами в сфере прав несовершеннолетних.

    В сфере реализации  прав несовершеннолетних деятельность  органов местного самоуправления  не носит системного характера.  Для улучшения ситуации предлагается:

    - принятие соответствующих  муниципальных актов;

    - введение должностей  специалистов по защите прав  несовершеннолетних в муниципальных  образованиях;

    - совершенствование  практики совместных рейдов, проводимых  органами внутренних дел совместно  с органами опеки и попечительства;

    - совершенствование  работы муниципальных образовательных  учреждений по предоставлению  образования, информированию о  возможных противоправных деяниях  в отношении несовершеннолетних, улучшение питания, прекращение  практики "рекомендации" родителям  перевести ребенка на домашнее  обучение;

    - органы местного  самоуправления совместно с ОВД,  органами государственной власти  субъектов должны выявлять несовершеннолетних, не получающих основное общее  образование, выяснять причины  этого и предпринимать установленные  законом меры;

    - органы местного  самоуправления, ведающие вопросами  опеки, должны налаживать взаимодействие  с ОВД в сфере профилактики противоправного поведения в отношении несовершеннолетних;

    - увеличение финансирования  муниципальных программ отдыха  и досуга несовершеннолетних;

    - сокращение очередей  в детские дошкольные учреждения  путем увеличения количества  мест в них, предусмотреть денежные  выплаты по уходу родителям,  стоящим в подобных очередях;

    - стимулирование  жилищных муниципальных программ  в отношении несовершеннолетних.

Необходимо развитие взаимодействия органов местного самоуправления с  общественными объединениями, религиозными, правозащитными организациями и  иными государственными структурами  в сфере защиты материнства и  детства при координирующей роли органов местного самоуправления.

    Необходима разработка  органами местного самоуправления  собственных муниципальных программ  в области защиты материнства  и детства с учетом соответствующих  региональных и федеральных программ.

    Для защиты  прав несовершеннолетних матерей  и оказания им юридической,  психологической и иных видов  помощи создать в крупных муниципальных  образованиях специальные муниципальные  центры. В остальных муниципальных  образованиях проводить курсы,  семинары для несовершеннолетних  матерей.

    Сегодня можно  говорить о необходимости, учитывая  остроту проблемы, создания в  крупных муниципальных образованиях  муниципальных центров помощи  несовершеннолетним матерям. Другие  муниципальные образования могли  бы использовать иные организационно-правовые  формы помощи несовершеннолетним  матерям (организация различных  курсов, пунктов, проведение семинаров  и т.д.).


Информация о работе Совершенствование правовых основ в деятельности систем органов местного самоуправления участвующих в реализации прав несовершеннолетн