Шпор галки по "Муниципальному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:57, шпаргалка

Описание работы

1. Понятие муниципального права (МП). Особенности МП в системе российского права (законодательства).
К концу 90-х годов в системе российского права обособилась новая отрасль - муниципальное право. Муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права,

Файлы: 1 файл

4.Шпоры муниципальное право.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

1. Понятие  муниципального права (МП). Особенности  МП в системе российского права (законодательства).

 

К концу 90-х годов  в системе российского права  обособилась новая отрасль - муниципальное право. Муниципальное право Российской Федерации — это комплексная отрасль российского права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации местного самоуправления и решения населением муниципальных образований непосредственно через выборные и другие органы местного самоуправления вопросов местного значения, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Муниципальное право является составной частью юриспруденции. Наука муниципального права относится к числу отраслевых наук. Она исследует, изучает специфические общественные отношения, регулируемые нормами муниципального права, содержание и виды самих этих норм, механизмы их реализации и т.п.

Предметом муниципального права являются однородные отношения, возникающие в процессе реализации населением права на местное самоуправление. Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит в том, что они возникают в особой сфере жизни общества, которую Конституция Российской Федерации определяет как “местное самоуправление”.

Исходя  из содержания предмета муниципального права как отрасли права, особенностей составляющих его общественных отношений, определяется характер и спектр основных теоретических проблем и задач современной российской науки муниципального права.

Если в самом  общем виде сформулировать понятие  муниципального права как науки, то можно сказать, что она представляет собой совокупность знаний, теорий, концепций о местном (муниципальном) самоуправлении, формах его осуществления, правовом регулировании в данной сфере общественных отношений.

Особенности предмета муниципально-правового регулирования обусловливают комплексный характер муниципального права как отрасли права.

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных (самостоятельных) отраслей права, поскольку у него отсутствует собственный основной метод регулирования. Его место в системе права России определяется тем, что это комплексная отрасль права, возникшая на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в общей системе управления обществом и государством, а также в результате развития законодательства о местном самоуправлении.

Муниципальное право тесно взаимосвязано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия.

Взаимодействие  муниципального права с такими отраслями  права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право проявляется  в регулировании деятельности органов местного самоуправления, которые в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 30 декабря 2004г. формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.

2. Правовые основы МСУ.

 

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, признается и гарантируется Конституцией Российской Федерации.

Правовую  основу местного самоуправления составляют:

-Конституция  Российской Федерации,

-общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации,

-федеральные  конституционные законы,

-Федеральный  закон от 6 октября 2003 года №  131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти),

-конституции  (уставы), законы и иные нормативные  правовые акты субъектов Российской  Федерации,

-уставы муниципальных  образований,

-решения, принятые  на местных референдумах и  сходах граждан,

-иные муниципальные  правовые акты.

-Европейская  хартия местного самоуправления.

Европейская хартия местного самоуправления.

Цель Хартии – обеспечение и защита прав местных органов самоуправления как наиболее близких к гражданам и дающих им возможность участвовать в принятии решений, касающихся условий их повседневной жизни. Хартия состоит из трех частей. В первой части изложены основные принципы местного самоуправления; здесь же определяется, что оно должно основываться на конституционной и юридической базе.

Во второй части Хартии содержатся положения, касающиеся объема принятых на себя сторонами обязательств. Исходя из необходимости обеспечить равновесие между основными принципами и гибкостью в отношении юридических  и организационных особенностей каждого государства-участника, в Хартии предусмотрена возможность для участников не считать себя связанными отдельными положениями Хартии.

В третьей части содержатся обычные для конвенций СЕ положения  технического характера.

Конституция Российской Федерации.

Безусловно, что важнейшим  документом федерального значения, регламентирующим деятельность местного самоуправления, является основной закон нашей страны – Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. На основании ст.12 Конституции РФ местное самоуправления признается и гарантируется в Российской Федерации. Согласно Конституции местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий. Общие принципы организации местного самоуправления в соответствии со ст. 72 отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Глава 8 Конституции Российской Федерации целиком посвящена  местному самоуправлению. В ст. 130-133 закреплены основные права местного самоуправления на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, других форм волеизъявления через выборные и другие органы местного самоуправления. Конституцией РФ местному самоуправлению гарантируется судебная защита, запрещается ограничение прав, установленных Конституцией и федеральными законами, и дается право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений государственной власти.

Федеральный закон  от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данный закон определяет следующее: принципы территориальной организации местного самоуправления, вопросы местного значения, наделение органов местного самоуправления отдельными, формы непосредственного осуществления

 

 

 

 

населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении  местного самоуправления, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, муниципальные правовые акты, экономическая основа местного самоуправления, межмуниципальное сотрудничество, ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью, особенности организации местного самоуправления.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты субъектов  Российской Федерации также подразделяются на законы и подзаконные акты. Законы издаются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся конституции республик в составе Российской Федерации, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы.

Законы субъектов Российской Федерации также подразделяются на специальные, посвященные полностью  местному самоуправлению, а также  содержащие отдельные нормы о  местном самоуправлении. К специальным  законам относятся:  законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления; об отзыве депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления; о статусе депутатов представительных органов местного самоуправления; о местном референдуме; о собраниях (сходах) граждан; о порядке формирования муниципальной собственности, управления и распоряжения муниципальной собственностью; о территориальном общественном самоуправлении.

Устав муниципального образования.     

3. Органы муниципального образования в системе МСУ.

 

Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти.

Структуру органов  местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения

Представительный  орган муниципального образования 

Представительный  орган муниципального образования  может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Представительный  орган муниципального района:

1) может состоять  из глав поселений, входящих  в состав муниципального района, и из депутатов представительных  органов указанных поселений,  избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства;

2) может избираться  на муниципальных выборах на  основе всеобщего равного и  прямого избирательного права  при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятых от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный  орган муниципального образования  может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Представительный  орган муниципального образования  обладает правами юридического лица. Численность депутатов представительного  органа поселения, в том числе  городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек — при численности населения менее 1000 человек; 10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек; Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Глава муниципального образования — высшее должностное лицо муниципального образования, которое наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с  уставом муниципального образования:

1) избирается  на муниципальных выборах либо  представительным органом муниципального  образования из своего состава; 2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет местную администрацию; 3) в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образования; 4) не может быть одновременно председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации; 5) в случае формирования представительного органа муниципального района из выборных лиц местного самоуправления поселений является председателем представительного органа муниципального района.

Местная администрация — исполнительно-распорядительный орган муниципального образования — наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местной администрацией руководит глава местной администрации  на принципах единоначалия.

Структура местной  администрации утверждается представительным органом муниципального образования  по представлению главы местной  администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Местная администрация обладает правами юридического лица.

Избирательная комиссия муниципального образования — организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления,

 

 

 

 

голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Контрольный орган муниципального образования — контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др. — образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Контрольный орган  муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Депутат — член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Должностное лицо местного самоуправления — выборное либо, заключившее контракт (трудовой договор), лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления

4. Полномочия МСУ по управлению  муниципальным хозяйством.

В сфере жилищного  хозяйства, коммунально-бытового и  торговогообслуживания населения  вопросы местного значения регулируются статьями 14-16 Федерального закона. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.

К вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета  поселения и контроль за исполнением  данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование  и распоряжение имуществом, находящимся  в муниципальной собственоости;

4) организация  в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,  водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание  и строительство автомобильных  дорог общего пользования, мостов  и иных транспортных инженерных  сооружений в границах населенных  пунктов поселения, за исключением  автомобильных дорог общего пользования,  мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;

6) обеспечение  малоимущих граждан, проживающих  в поселении и нуждающихся  в улучшении жилищных условий,  жилыми помещениями в соответствии  с жилищным законодательством,  организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий  для предоставления транспортных  услуг населению и организация  транспортного обслуживания населения  в границах поселения;

10) создание условий  для обеспечения жителей поселения  услугами связи, общественного  питания, торговли и бытового  обслуживания;

18) организация  сбора и вывоза бытовых отходов  и мусора;

19) организация  благоустройства и озеленения  территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) утверждение  генеральных планов поселения,  правил землепользования и застройки,  утверждение подготовленной на  основе генеральных планов поселения  документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация  освещения улиц и установки  указателей с названиями улиц  и номерами домов;

22) организация  ритуальных услуг и содержание  мест захоронения.

28) содействие  в развитии сельскохозяйственного  производства, создание условий  для развития малого и среднего  предпринимательства.

К вопросам местного значения муниципального района относятся:

Пункты 1,2,3,4,5 вопросов местного значения поселения.

6) создание условий  для предоставления транспортных  услуг населению и организация  транспортного обслуживания населения  между поселениями в границах  муниципального района;

15) утверждение  схем территориального планирования  муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд;

14) организация  утилизации и переработки бытовых  и промышленных отходов;

17) содержание  на территории муниципального  района межпоселенческих мест захоронения, организация ритуальных услуг;

18) создание условий  для обеспечения поселений, входящих  в состав муниципального района, услугами связи, общественного  питания, торговли и бытового  обслуживания.

25) создание условий  для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

К вопросам местного значения городского округа относятся:

Пункты 1,2,3,4,5,7,10,19,20,22 вопросов местного значения поселения.

24) организация  сбора, вывоза, утилизации и переработки  бытовых и промышленных отходов;

33) создание условий  для расширения рынка сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.




 

 

5. Ответственность органов муниципального управления в системе МСУ.

 

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед  населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Ответственность органов муниципального управления перед населением.

Основания наступления ответственности  органов местного самоуправления, депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Ответственность органов местного самоуправления и  должностных перед государством.

Ответственность органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления перед  государством наступает на основании  решения соответствующего суда в  случае нарушения ими Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

Должностные лица МС могут  быть привлечены к административной и уголовной 

 

 

 

 

ответственности в зависимости  от

совершенного противоправного  деяния, а в определенных случаях  также и к дисциплинарной ответственности.

Административная  ответственность должностного лица МС наступает за совершение административного правонарушение, конкретные составы которого установлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях, федеральных законах и законах субъектов РФ.

Основанием уголовной  ответственности должностные лица МС может являться только совершение им деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ.

Органы МС могут быть также  субъектами государственно-правовой ответственности. Основанием этой ответственности представительного органа МС, главы муниципального образования либо главы местной администрации может стать несвоевременное исполнение ими решения суда.

Ответственность органов муниципального управления перед физическими и юридическими лицами.

Эта ответственность наступает вследствие нарушения законных прав и интересов граждан и юридических лиц в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований. Существуют два порядка рассмотрения и защиты законных прав и интересов физических и юридических лиц – административный и судебный.

Граждане согласно ст. 33 Конституции вправе обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы МС. Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, рассматривать их в установленном законодательством порядке и в установленные сроки, давать их мотивированные ответы, принимать меры в случаях нарушения прав гражданина по их защите и восстановлению, а также привлекать виновных к дисциплинарной или административной ответственности.

Аналогично в  административном порядке могут  обращаться за защитой своих законных прав и интересов юридические лица.

Недостатком административного  порядка разрешения жалоб является то, что они часто рассматриваются заинтересованными органами, связанными с теми, чьи акты и действия (бездействие) обжалуются ведомственными и корпоративными интересами; при этом рассматриваются негласно, в отсутствии заявителя; к тому же нередко работниками, не имеющими правовой подготовки.

 

 

6. Участие населения в осуществлении  МСУ.

Местный референдум.

 

В целях решения непосредственно  населением вопросов местного значения проводится местный референдум.

Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.

Решение о назначении местного референдума  принимается представительным органом  муниципального образования:

1) по инициативе, выдвинутой гражданами  Российской Федерации, имеющими  право на участие в местном референдуме;

2) по инициативе, выдвинутой избирательными  объединениями, иными общественными  объединениями, уставы которых  предусматривают участие в выборах  и (или) референдумах и которые  зарегистрированы в порядке и  сроки, установленные федеральным  законом;

3) по инициативе представительного  органа муниципального образования  и главы местной администрации,  выдвинутой ими совместно.

Муниципальные выборы.

Муниципальные выборы проводятся в  целях избрания депутатов, членов выборного  органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Муниципальные выборы назначаются  представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные  уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Голосование населения.

В соответствии с Федеральным законом 2003 г. голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного

 

 

 

должностного лица местного самоуправления,

изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организации  проведения голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.

Сходы граждан.

В муниципальных образованиях (обычно с численностью избирателей не более 100 чел.) может не создаваться представительного  органа местного самоуправления, функции  которого выполняет сход граждан. Он созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Решения схода считаются принятыми, если за них проголосовало более половины участников схода. Эти решения подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) и исполнению.

Собрания (конференции)граждан

Собрания граждан проводятся для  обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления. Они проводятся как по инициативе населения, так и по инициативе представительного органа и главы муниципального образования и назначаются соответственно представительным органом или главой муниципального образования.

Собрание граждан может принимать 

Публичные слушания.

Для обсуждения проектов муниципальных  правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом  муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.

Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или  главы муниципального образования.

Обращения граждан в  органы местного самоуправления.

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Обращения граждан подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные  Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация  граждан по месту их жительства на части территории поселения для  самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно  населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Органы территориального общественного  самоуправления избираются на собраниях  или конференциях граждан, проживающих  на соответствующей территории.

 

 

7. Гарантии и защита прав МСУ.

 

Гарантии нашли свое закрепление  в конституционных принципах  организации и деятельности местного самоуправления. Так, Конституция РФ гарантирует – осуществление гражданами права на местное самоуправление; гражданам право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; устанавливает наличие и защиту муниципальной собственности, являющейся одной из главных гарантий существования местного самоуправления; гарантирует самостоятельность органов местного самоуправления в управлении муниципальной собственностью, формировании, утверждении и исполнении местного бюджета, установлении местных налогов и сборов.

В ст. 133 Конституции РФ закреплены такие гарантии местного самоуправления как право на судебную защиту, на компенсацию расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Не допускается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ, законами. Из этого следует - гарантии местного самоуправления делят на экономические, организационные и правовые.

Экономические гарантии местного самоуправления заложены в непосредственном становлении и развитии экономической и финансовой основ местного самоуправления, создании муниципальной собственности, формировании достаточной налогооблагаемой базы за счет развития местного производства и внедрения новых современных технологий. Организационные гарантии местного самоуправления создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии. Таким образом, граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, на отзыв депутата и выборного должностного лица, на правотворческую гражданскую инициативу, на проведение собраний, сходов, на обращение в органы местного самоуправления.

Правовые гарантии представляют собой

 

 

совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления. Они устанавливаются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований. Конституция РФ, федеральные законодательные акты, законодательные и иные правовые акты субъектов РФ, гарантируя местное самоуправление, устанавливают систему правовых мер, направленных на защиту нарушенных прав местного самоуправления, и на предупреждение подобных нарушений.

 

 

Муниципальное право.

1.Понятие муниципального  права. Особенности МП в системе  российского права.

2. Правовые основы МСУ.

3. Органы муниципального  образования в системе МСУ.

4. Полномочия  МСУ по управлению муниципальным  хозяйством.

5. Ответственность  органов муниципального управления  в системе МСУ,

6. Участие населения  в осуществлении МСУ.

7. Гарантии и защита прав МСУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9 Территориальные  основы МСУ

Местное самоуправление — это специфический уровень  власти, особая форма ее осуществления, которая предполагает иные принципы организации и взаимодействия муниципальных  органов власти, нежели те, что характеризуют построение государственной системы управления. Но вместе с тем органы местного самоуправления действуют в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации “местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций”. Конституция Российской Федерации,

Статья 10. Территории муниципальных образований

1. Местное самоуправление  осуществляется на всей территории  Российской Федерации в городских,  сельских поселениях, муниципальных  районах, городских округах и  на внутригородских территориях  городов федерального значения.

1.1. Наделение  муниципальных образований статусом городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, внутригородской территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется законами субъектов Российской Федерации.

2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

3. При изменении  границ между субъектами Российской  Федерации требования статей 12 и 13 настоящего Федерального закона не применяются. В этом случае изменение границ муниципальных образований, преобразование муниципальных образований, их упразднение, связанные с изменением границ между субъектами Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

экономическая основа – совокупность взаимосвязанных  муниципальных и иных объектов, в  также финансовых и иных ресурсов, составляющих потенциал, который используется для получения доходов и удовлетворения потребностей местного населения. 1. Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

2. Муниципальная  собственность признается и защищается  государством наравне с иными  формами собственности.

. Муниципальное  имущество

1. В собственности  муниципальных образований может находиться: 1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; 2) имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им в порядке, 3) имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; 4) имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения. 2. В собственности поселений могут находиться:

1) имущество,  предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения,  водоотведения, снабжения населения  топливом, для освещения улиц  населенных пунктов поселения; 2) автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

3. В собственности  муниципальных районов могут  находиться: 1) имущество, предназначенное  для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района; 2) автомобильные дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог;

 Статья 51. Владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом

1. Органы местного  самоуправления от имени муниципального  образования самостоятельно владеют,  пользуются и распоряжаются муниципальным  имуществом в соответствии с  Конституцией Российской Федерации,  федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного  самоуправления вправе передавать  муниципальное имущество во временное  или в постоянное пользование  физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии 52. Местные бюджеты 1. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района. В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно. 2. Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.

3. Формирование, утверждение, исполнение местного  бюджета и контроль за его  исполнением осуществляются органами  местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.5. В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 Соблюдение  конституционного принципа прав и свобод чел и гражд в МСУВ России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.Основными из них являются:признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;равенство мужчины и женщины;приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека в некоторых сферах общественной жизни. Оно обеспечивает свободы человека прежде всего невмешательством как собственным, так и со стороны всех иных социальных субъектов. Следовательно, свобода — это самостоятельность социальных и политических субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.Задача государства состоит не только в том, чтобы гарантировать права и свободы человека, но и в том, чтобы минимизировать неблагоприятные последствия своего вмешательства в социально- экономические процессыОсновными правами и свободами личности считаются те, перечень и гарантии реализации которых указаны в Конституции РФ. Среди них выделяют права:естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь);возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий — так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия).Установленные Конституцией и другими нормативными актами права и свободы человека и гражданина подразделяются на личные, политические и социально-экономические. Кроме того, выделяются гарантии осуществления установленных прав и свобод и их защиты.непосредственно действующими.Все люди равны перед законом и судом. Равенство прав и свобод означает, что их наличие и объем не зависят от пола, расы, национальности, языка, имущественного положения, должности, места жительства и отношения к религии.Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:личные (гражданские);политические;социально-экономические, культурные.Личные права и свободы человека относят к правам первого поколения. К числу личных прав относятся право на жизнь (смертная казнь применима только за особо тяжкие преступления против жизни), право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России. Гражданам России гарантируется право беспрепятственного въезда в страну.В числе личных прав Конституция называет также:право иметь неприкосновенность жилища;определять и указывать свою национальную принадлежность;пользоваться родным языком;Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. К числу политических прав и свобод относятся право на свободу слова, право на объединение в союзы для защиты своих интересов, право на проведение собраний, митингов, демонстраций.Одним из основных политических прав является право участвовать в управлении делами государства и общества как непосредственно, так и через своих представителей. Политические права и свободыСвобода слова и средств массовой информации Право на информацию. Право на объединение означает право создавать различные объединения, Экономические, социальные, культурные Право частной собственности. Свобода труда. Право на образованиеЭкономические права человекаВажными экономическими правами являются право частной собственности на различные виды имущества, в том числе право собственности на землю, а также право на свободный труд.Социальные права человекаС экономическими правами тесно связаны социальные права.Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

 


Информация о работе Шпор галки по "Муниципальному праву"