Источники муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – показать, какие есть источники муниципального права и какое место они занимают в муниципально – правовых отношениях. Работа ставит перед собой следующие задачи:
- сделать общую характеристику источников муниципального права на федеральном, региональном уровнях и уровне муниципальных образований.
- рассмотреть источники научной дисциплины муниципального права;
- показать место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права.
Объектом моей работы являются муниципально – правовые отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов муниципального права. Что касается предмета исследования – то это непосредственно сами принципы муниципального права.

Содержание работы

Введение..................................................................................................................2
1. Общая характеристика источников муниципального права………………...4
1.2 Источники муниципального права на федеральном и региональном уровне ……………………………………………………………………………..4
1.3 Источники муниципального права на уровне муниципальных образований………………………………………………………………………13
2. Иные источники муниципального права…………………………………... 24
2.1 Судебные акты (решения), содержащие правовые позиции и нормативные предписания по вопросам организации местного самоуправления ………....24
2.2 Договоры и соглашения в области местного самоуправления…………...29
Заключение……………………………………………………………………...30
Список используемой литературы…………………………………………...32

Файлы: 1 файл

мое муниципальное источники мун права.docx

— 56.74 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение..................................................................................................................2

1. Общая характеристика источников муниципального права………………...4

1.2 Источники муниципального права на федеральном и региональном уровне ……………………………………………………………………………..4

1.3 Источники муниципального права на уровне муниципальных образований………………………………………………………………………13

2. Иные источники муниципального права…………………………………... 24

2.1 Судебные акты (решения), содержащие правовые позиции и нормативные предписания по вопросам организации местного самоуправления ………....24

2.2 Договоры и соглашения в области местного самоуправления…………...29

Заключение……………………………………………………………………...30

Список используемой литературы…………………………………………...32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема моей курсовой работы – «Источники муниципального права Российской Федерации». Источниками в любой отрасли права называют правовые акты, в которых находят свое внешнее содержание нормы отрасли права. По – этому цель данной работы – показать, какие есть источники муниципального права и какое место они занимают в муниципально – правовых отношениях. Работа ставит перед собой следующие задачи:

- сделать общую характеристику источников муниципального права на федеральном, региональном уровнях и уровне муниципальных образований.

- рассмотреть источники научной дисциплины муниципального права;

- показать место и роль муниципальных правовых актов в системе источников российского права.

Объектом моей работы являются муниципально – правовые отношения, возникающие в ходе взаимодействия субъектов муниципального права. Что  касается предмета исследования –  то это непосредственно сами принципы муниципального права. В моей работе используются несколько методов  исследования: сравнительный метод, изучение нормативно-правовой базы, аналитический метод. Актуальность данной темы обусловлена тем, что правовое положение местного самоуправления как самостоятельной формы в механизме осуществления народовластия обусловило необходимость полного охвата всех сторон его организации и деятельности единой отраслью научных знаний. Такой отраслью является наука муниципального права. Степень разработанности моей темы находится на довольно высоком уровне. Основным не по юридической силе, а по разработанности и содержанию, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 – ФЗ от от 06.10.2003. В нем довольно детально прописаны все предписания, по которым должно осуществляться МСУ.

 

1. Общая характеристика  источников муниципального права

 

1.1 Источники муниципального  права на федеральном и региональном уровне

 

Источники муниципального права  в Российской Федерации разделяются  на три уровня, основной из которых  – федеральный уровень, т.е. данные источники принимаются Федеральными органами законодательной власти. Первое место здесь занимает Конституция. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ. Ее принятие в 1993 г. положило начало новому периоду развития местного самоуправления в Российской Федерации. Конституция РФ 1993 г. закрепила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России. Ч. 2 ст. 3 Конституции устанавливает, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление является одним из предусмотренных Конституцией РФ способов реализации публичной власти в Российской Федерации.

Конституция РФ закрепляет общие принципы построения и функционирования муниципальной власти, единые для  всей системы местного самоуправления в Российской Федерации, а также  государственные гарантии осуществления  местного самоуправления.1 Основополагающие нормы о независимости местного самоуправления содержатся в ст. 12 Конституции РФ.

Гл. 8 Конституции РФ полностью  посвящена организации местного самоуправления в Российской Федерации. В ней устанавливаются основные формы и способы осуществления  местного самоуправления, территориальные основы местного самоуправления, основные полномочия его органов. В ст. 130 Конституции РФ констатируется, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В ст. 131 фиксируются гарантии территориального верховенства (самостоятельности) местного самоуправления.2 К их числу Конституция относит основной круг территорий, на которых может осуществляться местное самоуправление (городские, сельские поселения); запреты на изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, без учета мнения населения соответствующих территорий.

В ст. 132 определяется круг вопросов местного значения (предметы ведения  местного самоуправления), в решении  которых органы местного самоуправления самостоятельны: управление муниципальной  собственностью; формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; осуществление  охраны общественного порядка; решение  иных вопросов местного значения.

В ст. 133 Конституции РФ устанавливает  запрет на ограничение тех прав местного самоуправления, которые закреплены в Конституции РФ и федеральных  законах.

После Конституции, второе место  занимают Федеральные законы Российской Федерации, в которых содержатся нормы, регулирующие местное самоуправление. Базовым федеральным законом, регулирующим деятельность местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131.

В Федеральном законе о  местном самоуправлении 2003 г. значительно  изменена концепция местного самоуправления. В наибольшей степени претерпели изменения территориальные основы местного самоуправления. Так, например, Федеральный Закон о местном  самоуправлении 1995 г. устанавливал одноуровневую  модель местного самоуправления, кроме  того, не допускал различий между муниципальными образованиями и не дифференцировал  их полномочий. Федеральный Закон  о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает  необходимость создания пяти видов  муниципальных образований: городских  и сельских поселений, муниципальных  районов, городских округов, внутригородских  территорий городов федерального значения. При этом территории городских и  сельских поселений входят в состав территорий муниципальных районов, но являются самостоятельными муниципальными образованиями, т.е. на данных территориях  осуществляется двухуровневое местное  самоуправление.

Особенность Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. заключается  и в том, что каждый из видов  муниципальных образований призван  решать присущие только ему вопросы  местного значения, т.е. вопросы местного значения поселения не совпадают  с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Такое  нововведение является положительным  фактором. Оно призвано исправить  существующую в настоящее время  ситуацию, когда являющиеся муниципальными образованиями миллионный город  и поселение с числом жителей  в несколько сотен человек  обладают одинаковыми полномочиями, несмотря на очевидную несопоставимость их экономических, социальных и демографических  потенциалов.

Важным является также  то, что различные муниципальные  образования будут иметь разные доходные источники, определяемые в  зависимости от их потребностей. Это  полностью соответствует принципу проводимой административной реформы: «деньги следуют за полномочиями». 3

Федеральный закон о местном  самоуправлении 2003 г. также предусматривает  особенности осуществления местного самоуправления в городах федерального значения, закрытых административно-территориальных  образованиях, наукоградах, на приграничных территориях.

Существенным изменениям подверглись и организационные  основы местного самоуправления. Если Федеральным законом о местном  самоуправлении 1995 г. допускалось существование  десятков возможных схем организации  муниципальной власти, то ныне действующий  закон ограничивает возможности  муниципальных образований в  данной сфере. Так, например, закон подробно регулирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения  численности представительных органов  местного самоуправления и порядка  занятия должности главы местной  администрации. В связи с этим можно отметить, что Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. фактически не соответствует названию «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку закрепляет не «общие принципы», а по сути, все вопросы организации местного самоуправления. Федеральный Закон о местном самоуправлении 2003 г. регулирует целый ряд вопросов, ранее не находивших отражения в федеральном законодательстве. В первую очередь это касается главы, определяющей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

В то же время нельзя не отметить, что рассматриваемый закон получает не только положительные отклики, но и отрицательные. Так, например, отдельные  его аспекты вызывали серьезные  споры еще на этапе разработки. В первую очередь они касались увеличения возможности государственных  органов и должностных лиц  вмешиваться в деятельность органов  и должностных лиц местного самоуправления и даже напрямую подменять их. Многие положения рассматриваемого закона существенно ограничивают самостоятельность местного самоуправления, гарантированную Конституцией РФ. Неоднозначно оценивались и оцениваются вводимые данным законодательным актом механизмы выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Изначально было предусмотрено, что Федеральный Закон о местном  самоуправлении 2003 г. должен вступить в силу с 1 января 2006 г. Однако впоследствии Государственная Дума сразу в  трех чтениях приняла поправку к  закону, согласно которой переходный период ввода реформы в действие продлевается до 1 января 2009 г. Важно  отметить, что принятая поправка не носит императивного характера. Это означает, что субъекты РФ, которые  уже готовы к реформе, могут своими законами осуществить ее раньше.4

С момента вступления в  силу Федерального Закона о местном  самоуправлении 2003 г. утрачивают силу еще два федеральных законодательных  акта, регулирующих организацию местного самоуправлении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Первый из них с 1995 г. действует частично: после принятия Федерального Закона о местном самоуправлении 1995 г. силу сохранили его ст. 49—76 (закрепляющие полномочия представительных и исполнительных органов местного самоуправления) и ст. 80—86 (регулирующие вопросы организации территориального общественного самоуправления). Второй — развивает положения Закона о местном самоуправлении 1995 г. о финансовой деятельности органов местного самоуправления.

В развитие Федерального закона о местном самоуправлении 1995 г. также  были приняты следующие федеральные  законы: «Об основах муниципальной  службы в Российской Федерации» от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ (на данный момент это закон отменен, так как вступил в силу новый Федеральный закон «О муниципальной службе» от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ); «О статусе наукограда Российской Федерации» от 7 апреля 1999 г. № 70-ФЗ; «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ; «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ. Непосредственно в развитие Федерального Закона о местном самоуправлении 2003 г. приняты следующие федеральные законы: «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» от 21 июля 2005 г. № 97-ФЗ; «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ.

Следует иметь в виду, что полномочия органов местного самоуправления в различных сферах общественной жизни содержатся во многих отраслевых законодательных актах, в том числе и кодифицированного  характера. Так, полномочия органов  местного самоуправления в земельной  сфере закреплены в ЗК РФ5, полномочия в сфере образования — в Законе РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1; в сфере гражданской обороны — в Федеральном Законе «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ; в сфере охраны атмосферного воздуха — в Федеральном Законе «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ и т.д.

На федеральном уровне регулирование местного самоуправления осуществляется и другими нормативными актами. Так, например, обе палаты Федерального Собрания РФ принимали постановления, затрагивающие вопросы организации  местного управления.6 Наиболее известными являются Постановление Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 г. № 3020-1; Постановление Государственной Думы «О проекте Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав населения на местное самоуправление в Российской Федерации”» от 10 июля 1996 г. № 528-ПГД.

Среди указов Президента РФ можно назвать следующие: «О Конгрессе  муниципальных образований Российской Федерации» от 22 октября 1998 г. № 1281; «Об  утверждении Основных положений  государственной политики в области  развития местного самоуправления в  Российской Федерации» от 15 октября 1999 г. № 1370; «О мерах по развитию федеративных отношений и местного самоуправления в Российской Федерации» от 27 ноября 2003 г. № 1395; Письмо «Перечень поручений, направленных на реализацию Федерального закона «О внесении изменений в законодательные  акты Российской Федерации и признании  утратившими силу некоторых законодательных  актов Российской Федерации в  связи с принятием федеральных  законов «О внесении изменений и  дополнений в Федеральный Закон  «Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъекта Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 августа 2004 г. № Пр-1433. Правительством РФ по вопросам местного самоуправления был также принят ряд постановлений, среди которых можно назвать следующие: «О Федеральной программе государственной поддержки местного самоуправления» от 27 декабря 1995 г. № 1251; «О некоторых мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления» от 27 июня 1996 г. № 755; «О некоторых мерах по реализации Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» от 17 июля 1996 г. № 871; «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 11 июня 1997 г. № 568 “Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации”»; «Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникают права собственности» от 4 марта 2002 г. № 140; «О порядке взаимодействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» от 12 августа 2004 г. № 410; «О ведении государственного реестра муниципальных образований Российской Федерации» от 1 июня 2005 г. и др.

Информация о работе Источники муниципального права