Муниципальное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:18, реферат

Описание работы

Понятие “муниципальное право” - новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов'.

Содержание работы

Введение.
1. Понятие и предмет муниципального права.
2. Источники муниципального права.
Список литературы

Файлы: 1 файл

мун право.docx

— 24.33 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Введение.

1.     Понятие и  предмет муниципального права.

2.     Источники  муниципального права. 

Список литературы.

 

Введение.

Понятие “муниципальное право” - новое для нашего государствоведения, хотя вопросы муниципального управления, муниципального хозяйства в свое время являлись предметом исследования юристов и деятелей земского движения дореволюционной России, а также отдельных ученых 20-х годов'.

Термины “муниципалитет”, “муниципальное хозяйство” отражали политико-правовое и экономическое  своеобразие исторически сложившейся  городской общины. Муниципалитетом  называлось городское управление, берущее  на себя бремя решения общегородских  задач, распоряжения хозяйственными средствами. Появление термина “муниципалитет”  относится к республиканской  эпохе истории Древнего Рима: так  назывались города, пользовавшиеся правами  самоуправления. В настоящее время  “муниципалитеты” - это избираемое городское и сельское самоуправление, хотя надо иметь в виду, что в  некоторых странах (например, в США) муниципальным именуется лишь городское  самоуправление.

В законодательстве Российской федерации термин “муниципальный”  применяется для характеристики как городского, так и сельского  самоуправления. При этом, однако, надо учитывать, что в Конституции  Российской Федерации используются понятия не “муниципалитет”, “муниципальные органы”, “муниципальное право”, а  “местное самоуправление”, “органы  местного самоуправления”. Но вместе с тем в качестве одной из форм собственности Конституция Российской Федерации закрепляет муниципальную  собственность, признавая право  самостоятельного управления ею за органами местного самоуправления как городских, так и сельских поселении. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации” от 28 августа 1995 г.' устанавливает, что термины “муниципальный” и “местный” и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления (ст. 1). Этот же Закон, регулируя вопросы законодательной базы местного самоуправления, прямо говорит о нормах муниципального права (ст. 7). Таким образом, имеются все основания именовать новую отрасль российского права муниципальным правом, которое по существу является правом местного самоуправления.

Термин “муниципальное право  Российской Федерации” употребляется  в двух основных значениях. Во-первых, так называется совокупность правовых норм, регулирующих определенную область  общественных отношений и составляющих отрасль правовой системы Российской Федерации, и во-вторых, так именуется научная дисциплина - совокупность научных теорий и знаний, обобщающих данную область общественных отношений, практику реализации норм муниципального права. Кроме того, в соответствии с наименованием отрасли права и научной дисциплины муниципальным правом называется учебная дисциплина, изучение которой предусматривается учебными планами юридических вузов. Все эти понятия тесно взаимосвязаны друг с другом, ибо имеют общий источник: одну и ту же сферу общественных отношений, в которых находит свое воплощение местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая государством самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований по решению вопросов местного значения. Однако каждое из этих понятий - и отрасль права, и научная дисциплина, и учебная дисциплина, носящее одно и то же наименование, имеет свое специфическое содержание, свой предмет.

 

  1. Понятие и предмет муниципального права 

Муниципальное право подобно  любой другой отрасли права представляет собой совокупность связанных между  собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли  права различаются, прежде всего, по предмету регулирования. Поэтому, чтобы  дать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет. Это позволит отграничить муниципальное  право от других отраслей российского  права и определить, что же обусловливает  объединение данных отношений в  самостоятельный вид общественных отношений, объективно требующий муниципально-правового регулирования.

Своеобразие отношений, регулируемых нормами муниципального права, состоит  в том, что они возникают в  особой сфере жизни общества, которую  Конституция Российской Федерации  определяет как “местное самоуправление”.

Местное самоуправление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной  самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, вопросы устройства и функционирования местной (муниципальной) власти. Ибо  местное самоуправление - это не только область гражданской самостоятельности  и общественной активности населения, но и специфический уровень власти, организационные формы осуществления которой определяются населением муниципального образования самостоятельно на основе федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования, т.е. городское, сельское поселение, иная населенная территория, предусмотренная  законодательством о местном  самоуправлении, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеют необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. При этом решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что местное самоуправление, представляя особый уровень власти, являясь выражением власти народа, организационно обособлено в системе управления обществом и государством. Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Можно выделить следующие  отличительные признаки отношений, составляющих предмет муниципально-правового регулирования.

Во-первых, данные отношения  имеют локально-территориальный  характер. Они возникают на местном (муниципальном) территориальном уровне в процессе осуществления местного самоуправления населением городских, сельских поселений и других муниципальных  образований, территории которых устанавливаются  в соответствии с законодательством  субъектов Российской Федерации  с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, речь идет об отношениях, возникающих в границах городов, поселков, станиц, сельских округов (волостей, сельсоветов), районов (уездов) и т.п.

Во-вторых, эти отношения  носят комплексный характер, так  как связаны с реализацией  задач и функций местного самоуправления во всех сферах местной жизни: экономической, бюджетно-финансовой, социально-культурной, охраны общественного порядка и  др. Общность данных отношений, обусловливающая  их объединение в рамках предмета муниципального права, определяется природой местного самоуправления. Суть местного самоуправления - в самостоятельном  решении населением вопросов местного значения.

Конституция Российской Федерации, гарантируя местное самоуправление, не раскрывает, какие вопросы следует  считать местными. Ответ на этот вопрос имеет принципиальное значение, ибо самостоятельность населения  муниципальных образований Конституция  Российской Федерации связывает  именно с решением вопросов местного значения (ст. 130). Круг данных вопросов определяется федеральными законами и  законодательством субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и находит свое конкретное выражение  в уставах местного самоуправления муниципальных образований. Вопросы  местного значения, согласно законодательству о местном самоуправлении, затрагивают  все области жизнедеятельности  населения городских, сельских поселений  и других муниципальных образований. Поэтому предмет муниципального права охватывает различные по своему конкретному содержанию и характеру  общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и т.д. Однако все эти отношения  объединяет в самостоятельный вид  общественных отношений общий признак: они возникают в процессе решения  населением муниципальных образований  вопросов местного значения непосредственно  или через органы местного самоуправления.

В-третьих, обязательным субъектом  муниципально-правовых отношений выступает либо население муниципального образования, которое непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, решает вопросы местного значения, либо орган или должностное лицо местного самоуправления, наделенные полномочиями по решению данных вопросов.

Таким образом, муниципальное  право закрепляет и регулирует общественные отношения, которые возникают в  процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и других муниципальных  образованиях.

Более полное представление  о структуре предмета муниципального права дает его подразделение  на следующие группы общественных отношений:

1. Отношения, возникающие  в процессе решения вопросов  местного значения путем непосредственного  выражения гражданами своей воли.

К данной группе отношений  относятся, возникающие в связи  с проведением местного референдума, схода, на которых может утверждаться, например: устав местного самоуправления, закрепляющий вопросы организации  и структуры органов местного самоуправления муниципального образования.  Кроме того, на местном референдуме, сходе граждан могут решаться и другие вопросы местной жизни.  К формам прямого волеизъявления, посредством которых граждане могут участвовать в осуществлении местного самоуправления, относятся выборы органов и должностных лиц местного самоуправления, а также индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, правотворческая инициатива населения в вопросах местного значения и др. Перечень вопросов, которые решаются (или могут решаться) населением непосредственно, а также формы и институты прямой демократии, обеспечивающие выражение воли граждан по данным вопросам, закрепляются в уставах местного самоуправления муниципальных образований на основе федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении.

2. Отношения, связанные  с деятельностью выборных и  других органов местного самоуправления  по управлению муниципальной  собственностью, объектами муниципального  хозяйства, формированием и исполнением  местного бюджета, а также иной  их деятельностью в различных  сферах местной жизни.  Направленной  на обеспечение жизнедеятельности  населения муниципального образования,  решение других вопросов местного  значения, включая и вопросы организации  своей работы, муниципальной службы.

Осуществляя задачи и функции  местного самоуправления, выборные и  другие муниципальные органы взаимодействуют  между собой, с предприятиями, учреждениями, организациями, расположенными на территории муниципального образования, с государственными органами, общественными объединениями, гражданами. Возникающие в процессе взаимодействия общественные отношения  регулируются нормами муниципального права, поскольку одной из сторон этих отношений выступают орган  местного самоуправления, выборное должностное  лицо местного самоуправления, муниципальный  служащий, осуществляющие полномочия по решению вопросов местного значения.

К этой группе отношений  относятся также отношения, связанные  с реализацией органами местного самоуправления конституционного права  на судебную защиту, на компенсацию  расходов, возникающих в связи  с реализацией решений, принятых государственными органами.

3. Отношения, возникающие  я процессе  реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им в соответствии с законодательством. А также в процессе организации и исполнения органами местного самоуправления законодательных и правовых актов федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Особенность этой группы отношений, входящих в предмет муниципального права, состоит в том, что данные отношения связаны не с решением непосредственно вопросов местного значения, а с участием органов  местного самоуправления в осуществлении  государственной политики на местном  территориальном уровне. Это участие  осуществляется в двух формах. Во-первых, путем реализации отдельных государственных  полномочий, которыми в соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации могут наделяться органы местного самоуправления. Так в соответствии с действующим законодательством поселковая, сельская администрация производит регистрацию актов гражданского состояния. Вместе с тем статья 47 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) устанавливает, что акты гражданского состояния (рождение, заключение брака и др.) подлежат государственной регистрации. В данном случае поселковая, сельская администрация осуществляет отдельное государственное полномочие.

Во-вторых, участие органов  местного самоуправления в осуществлении  государственных задач на местном  территориальном уровне находит  свое выражение в их деятельности по организации и исполнению законодательных  и иных правовых актов федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Осуществляя  эти задачи, муниципальные органы, например, содействуют созданию необходимых  жилищных условий для уволенных  в запас военнослужащих и их семей, обеспечивают выполнение законодательства о всеобщей воинской обязанности  и т.п.

Нормы муниципального права, регулируя данные отношения, закрепляют право граждан, проживающих на территории муниципального образования, органов  местного самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления предъявлять  в суд или арбитражный суд  иски о признании недействительными  нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц.

Информация о работе Муниципальное право