Предмет муниципального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 10:34, контрольная работа

Описание работы

Муниципальное право - относительно новое понятие для российской правовой системы. Возникновение муниципального права как отрасли права относится к началу 1990-х гг.
В этот период в Российской Федерации шел процесс формирования правовой базы местного самоуправления. Количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление в нашей стране, стало важным фактором становления муниципального права как самостоятельной отрасли российского права.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие муниципального права…………………………………………..4
2. Правовая основа муниципального права…………………………………8
3. Предмет муниципального права………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

Муниципальное право. 3. Предмет муниципального права.doc

— 67.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………3

1.     Понятие  муниципального права…………………………………………..4

2.     Правовая  основа муниципального права…………………………………8

3.     Предмет  муниципального права………………………………………….11

Заключение………………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

Муниципальное право - относительно новое понятие для российской правовой системы. Возникновение муниципального права как отрасли права относится к началу 1990-х гг.

В этот период в Российской Федерации шел процесс формирования правовой базы местного самоуправления. Количественное и качественное наращивание системы правовых норм, регламентирующих местное самоуправление в нашей стране, стало важным фактором становления муниципального права как самостоятельной отрасли российского права.

В теории права под  отраслью права понимается обособившаяся  внутри его системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Муниципальное право регулирует общественные отношения, возникающие в сфере организации и функционирования местного самоуправления.

Изначально муниципальное  право возникло как подотрасль конституционного права. В силу этого некоторые ученые и в настоящее время не рассматривают его в качестве самостоятельной отрасли. Мнение о муниципальном праве как подотрасли конституционного права обычно основывается на том, что местное самоуправление является одной из форм народовластия, в силу чего в Конституции РФ есть отдельная глава, в которой содержатся нормы, регулирующие основы местного самоуправления. Кроме того, особенностью подотрасли является наличие в ее составе общего института, закрепленного, как правило, в особой главе кодифицированного нормативного акта. В качестве такого кодифицированного акта применительно к муниципальному праву рассматривается Конституция РФ. Однако Конституция РФ является особым актом, носящим нормативно-учредительный характер и содержащим в себе основы всех отраслей российского права. Придерживаясь данной точки зрения, с тем же успехом к подотраслям конституционного права можно отнести административное, гражданское, трудовое право и иные отрасли.

1. Понятие муниципального  права.

Местное самоуправление – одна из форм осуществления власти народом. Как институт гражданского общества местное самоуправление является способом формирования публичной власти на местах и одновременно формой участия граждан в управлении государством.

Местное самоуправление как форма осуществления власти возникла ещё в глубокой древности. Наиболее полное местное самоуправление начало развиваться в условиях демократии. Именно при демократическом политическом режиме местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно и через своих представителей.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма  осуществления народом своей  власти, обеспечивающая в пределах, установленных законом, самостоятельное  и под свою ответственность решение  населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учётом исторических и иных местных традиций.

Будучи максимально  приближенным к населению, местное  самоуправление является первичным  уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счёте устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.

Муниципальное право  – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по организации  и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Предметом регулирования муниципального права являются отношения по решению вопросов местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

-         принятие и изменение уставов  муниципальных образований, контроль  за их соблюдением;

-         владение, пользование и распоряжение  муниципальной собственностью;

-         местные финансы, формирование, утверждение  и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других вопросов местного значения;

-         комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования;

-         содержание и использование муниципальных  жилищного фонда и нежилых  помещений;

-         организация, содержание и развитие  муниципальных учреждений дошкольного,  основного общего и профессионального  образования;

-         организация, содержание и развитие  муниципальных учреждений здравоохранения,  обеспечение санитарного благополучия населения;

-         охрана общественного порядка,  организация и содержание муниципальных  органов охраны общественного  порядка, осуществление контроля  за их деятельностью;

-         регулирование планировки и застройки  территорий муниципальных образований;

-         создание условий для жилищного  и социально-культурного строительства;

-         контроль за использованием земель  на территории муниципального  образования;

-         регулирование использования водных  объектов местного значения, месторождений общераспространённых полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

-         организация, содержание и развитие  муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

-         организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

-         муниципальное дорожное строительство  и содержание дорог местного  значения;

-         благоустройство и озеленение  территории муниципального образования;

-         организация утилизации и переработки бытовых отходов;

-         организация ритуальных услуг  и содержание мест захоронений;

-         организация и содержание муниципальных  архивов;

-         организация транспортного обслуживания  населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

-         создание условий для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания;

-         создание условий для деятельности  учреждений культуры в муниципальном  образовании;

-         сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

-         организация и содержание муниципальной  информационной службы;

-         создание условий для деятельности  средств массовой информации  муниципального образования;

-         создание условий для организации зрелищных мероприятий;

-         создание для развития физической  культуры и спорта муниципального  образования;

-         обеспечение социальной поддержки  и содействие занятости населения;

-         участие в охране окружающей  среды на территории муниципального образования;

-         обеспечение противопожарной безопасности  в муниципальном образовании,  организация муниципальной пожарной  службы;

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами  и законами субъектов РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Правовая  основа муниципального права.

Правовую основу муниципального права составляют: Конституция РФ,[1] федеральные конституционные законы, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции(уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований, принятые на сходах граждан и местных референдумах решения, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в РФ»,[2] другими  федеральными законами, уставами субъектов  РФ, законами субъектов РФ. Законодательное регулирование субъектами РФ вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Федеральные законы, законы субъектов РФ, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование имеет свой устав, в котором указываются:

-         границы  и состав территории муниципального  образования;

-         вопросы  местного значения, относящиеся  к ведению муниципального образования;

-         формы,  порядок гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

-         структура   и порядок формирования органов  местного самоуправления;

-         наименования и полномочия выборных, других органов местного самоуправления  и должностных лиц местного  самоуправления;

-         срок полномочий депутатов представительных  органов местного самоуправления, членов других выборных органов  местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

-         виды, порядок принятия и вступления  в силу нормативных правовых  актов органов местного самоуправления;

-         основания и виды ответственности  органов местного самоуправления  и должностных лиц местного самоуправления;

-         порядок отзыва, выражения недоверия  населением или досрочного прекращения  полномочий выборных органов  местного самоуправления и выборных  должностных лиц местного самоуправления;

-         статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

-         гарантии прав должностных лиц  местного самоуправления;

-         условия и порядок организации муниципальной службы;

-         экономическая и финансовая основы  осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования  и распоряжения муниципальной  собственностью;

-         вопросы организации местного  самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учётом исторических и иных местных традиций;

 

-         другие положения об организации  местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами РФ и законами субъектов РФ.

 Устав муниципального  образования разрабатывается муниципальным  образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта РФ. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции РФ, законам РФ и законам субъектов РФ. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Информация о работе Предмет муниципального права