Роль оценивания при выработке и принятии управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:00, реферат

Описание работы

Каждый день в нашей жизни мы принимаем решения - большие и малые, связанные с бизнесом, с личными и общественными делами
Своевременное принятие правильного решения - главная задача любого менеджера. Неправильное решение может дорого стоить компании, иметь фатальные, непоправимые последствия. Поэтому важно, чтобы процесс принятия решений был хорошо известен любому менеджеру.

Содержание работы

Введение...........................................................................................................3
1. Роль оценивания при выработке и принятии управленческих решений..................................................................................................................4
1.1 Разработка оценочной системы...............................................................4
1.2 Методологические основы оценки эффективности.............................13
1.3 Цели оценки управленческих решений принятия управленческих решений..................................................................................................................15
2. Провести анализ фрагментов текстов.....................................................16
Список литературы........................................................................................17

Файлы: 1 файл

МПУР ( 15).docx

— 33.10 Кб (Скачать файл)

К критериям эффективности  относятся показатели, отражающие объективную  сторону результатов управления и субъективное отношение людей (имеющих вполне определенные цели) к управлению, способствующие принятию правильных решений. Следовательно, для  объективной оценки эффективности  принятого решения необходимо выявить  совокупность показателей, характеризующих  основные грани (ребра “скелета”) системной  управленческой деятельности. В этом случае можно сделать определенные количественно качественные выводы о целесообразности функционирования системы управленческих решений  и принятого решения. При этом система критериев должна быть унифицирована, т. е. входящие в нее показатели по содержанию и математическому выражению  не должны противоречить друг другу. Показатели должны быть связаны между  собой таким образом, чтобы они  могли служить исходными по отношению  к более общим критериям. Общая  цель компании обусловливает цели ее структурных частей, которые образуют своеобразное “дерево целей”.

Учитывая особенности  функционирования на стратегическом, оперативном (функциональном) и тактическом  уровнях, каждый иерархический уровень  системы управления должен при принятии решения иметь подсистему критериев. Критерии различных иерархических уровней взаимосвязаны, они образуют “дерево критериев”. Критерии нижних уровней следуют из критериев эффективности более высоких уровней. При принятии управленческого решения на стратегическом уровне образуется “дерево решений” в данной организации. Каждое решение нижнего уровня соответствует целям и задачам высшего.

Методы оценки эффективности  управленческих решений. Эффективность принятого решения можно оценивать:

- ретроспективно (исследование полученных результатов и функционирование системы управленческих решений);

- прогнозированием (заблаговременное определение необходимого результата принятия решения и системы управленческих решений, исследование объекта управления, условий, обстановки, определение наиболее приемлемого варианта системной деятельности персонала организации).

Наиболее эффективными методами решения этой задачи в данном случае являются моделирование и комплексные  расчеты. В результате могут быть получены показатели внутренней и внешней эффективности системы управленческих решений, а также сравнительные оценки различных вариантов решения выбранной альтернативы. В настоящее время наиболее распространено математическое моделирование.

Расчетные методы оценки. Эти методы служат для получения числовых значений показателей результативности принятия решения или функционирования системы управленческих решений. Например, наиболее распространенным методом получения показателей, характеризующих взаимосвязь между располагаемым и необходимым временем решения различных задач лицом, принимающим решение, является метод построения и расчета сетевых графиков работ.

Сравнительные методы оценки. Для сравнительной оценки деятельности системы управленческих решений и принятия решения используются экспертные методы.

Эффективность работы лиц, принимающих  решения и персонала управления в системе управленческих решений может быть рассчитана по различным методикам, апробированным на практике. Анализ научных концепций оценки эффективности принятия решения и управления в целом позволяет выделить следующие методические подходы:

1) персонал управления  и лица, принимающие решения, являются  совокупным общественным работником, непосредственно воздействующим  на производство, поэтому конечные  результаты его деятельности  должны служить критериальным показателем эффективности. В качестве таких показателей принимают числовые значения конечных результатов деятельности: прибыль, затраты, объем товарной продукции, объем реализованной продукции, срок окупаемости;

2) критериальные показатели должны отражать результативность, качество и сложность “живого” труда. Такими показателями оценки персонала являются: производительность труда, удельный вес заработной платы, потери рабочего времени, качество труда рабочих, фондообеспеченность труда, трудоемкость и т. п.;

3) эффективность труда  персонала в значительной степени  определяется его организацией, мотивацией, социально психологическим климатом в коллективе. Критериальными показателями эффективности труда служат текучесть персонала, уровень его квалификации, дисциплина и т. п.

Состав показателей всесторонне  отражает эффективность работы персонала организации. В зависимости от предмета оценки существующие методики подразделяют на две группы: оценки качества труда и оценки результатов труда.

 

1.3 Цели оценки управленческих решений

 

Целью называют идеальный  результат деятельности в будущем. Целью решения условимся называть те конкретные результаты, которые  предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и фиксированном периоде  времени. При этом цель всегда лежит  вне системы. Она отражает реакцию  среды на систему. Качество цели определяет успех или неудачу организационно-производственной системы.

Перечислим известные  требования к цели. Цель должна быть:

- недвусмысленно сформулирована и понятна исполнителям;

- измеряема, для этого может быть использована обратная связь;

- реальна и достижима в установленные сроки;

- связана с системой вознаграждения, так как цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для ее достижения направлении;

- совместима с целями отдельных групп исполнителей;

- формализуема. Формализация целей - процесс очень сложный. Формальных методов синтеза целей не существует, при этом следует помнить, что формулировка целей носит эвристический характер.

Основная цель для коммерческих организаций - максимизация прибыли. При  этом могут формулироваться дополнительные ограничивающие требования, например обеспечение безопасности, недопущение  ущерба и т.п.

Различают три типа организационных  целей:

1. официальные цели - определяют  общее назначение организации,  декларируются в уставе или  положении об организации, а  также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж;

2. оперативные цели - определяют, чем на самом деле в текущий  период занимается организация,  и могут не полностью совпадать  на конкретный период с официальными  целями. Такие цели имеют внутреннюю  направленность и призваны мобилизовать  ресурсы организации; формой их  выражения может быть план  работы;

3. операционные цели - направляют  деятельность конкретных работников  и позволяют давать оценку  их работе. Они еще более конкретны  и измеряемы, чем оперативные,  такие цели формулируют в виде  конкретных заданий отдельным  группам и исполнителям.

Возможна и другая классификация  целей:

- стратегические цели;

- цели конкретной бизнес-программы;

- перспективные цели;

- текущие цели;

- оперативные цели.

Цели становятся инструментом управления, когда они определены или сформулированы, известны персоналу, приняты работниками к исполнению.

Формализация целей имеет  место при формировании критерия оценки эффективности системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Провести анализ фрагментов  текстов. Какие из них относятся  к техническим, биологическим  и управленческим решениям? К  каким сферам деятельности относятся  выбранные управленческие решения?  Кто является лицом, принимающим  решение?

 

№ 9. Группе стратегического  развития сформировать альтернативные стратегии развития основных направлений  деятельности компании.

 

Предназначено для группы развития и направлено на деятельность всем компании. Оно является управленческим и относится к стратегическому планированию.

 

№ 10. Консилиум врачей согласился с диагнозом лечащего врача, поставленным пациентке Самойленко М.Ч.

 

Принято в социальной системе  относительно биологического объекта. Оно относится к биологическим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Опыт успешных предприятий  показывает, что достижение высокой  эффективности невозможно без наведения  порядка в сфере управления предприятием. Необходим определенный уровень  системы управления, чтобы принятые решения выполнялись в установленные  сроки и с надлежащим качеством. Качество получаемых результатов является следствием качества системы управления предприятием.

Принятие управленческих решений и повышение их качества является важной проблемой.

Она занимает одно из центральных  мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты  по теории управления, начиная с  М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой  и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких  решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

В процессе выработки управленческих решений важную роль играет адекватная оценка ситуации и различных факторов, оказывающих воздействие на ее развитие.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Лифшиц А. С. Управленческие решения. – М.: Издательство: КноРус, 2009. – 248 с.
  2. Литвак Б. Г. Управленческие решения. Практикум. – М.: Издательство: Московская Финансово-Промышленная Академия, 2012. – 448 с.
  3. Лапыгин Д.Ю. Управленческие решения. – М.: Эксмо, 2009. – 449 с.
  4. Кузьмина Т. И. Управленческие решения. – М.: Издательство: МГОУ, 2011. – 340 с.
  5. Афоничкин А. И., Михаленко Д. Г. Управленческие решения в экономических системах. – М.: Издательство: Книга по Требованию, 2009. – 483 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Роль оценивания при выработке и принятии управленческих решений