Реформа местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
- Оправдают ли предлагаемые разработчиками проекта нового закона социальные меры ожидания, которые связывали с введением муниципальной демократии еще в начале 90-х годов?
- Готовы ли к реформе местного самоуправления субъекты РФ, муниципальные образования? Представляем ли мы ее последствия? Не приведет ли она к дезорганизации действующей системы муниципального управления и утрате ориентиров ее демократизации и развития?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………...5
Характерные черты присущие современной модели местного
самоуправления в Российской Федерации…………………………………...9
Общие принципы муниципальной организации и основные
организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления……………………………………………………………….15
Развитие местного самоуправления в современной России……………….21
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………...…25

Файлы: 1 файл

24.10.13.16.02.08_Zubareva_(Kovalkova) (1).docx

— 71.28 Кб (Скачать файл)

уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом городского

Правительства. В этой модели не предполагается наличие высшего должностного лица (мэра). С одной стороны, достоинство этой модели является отсутствие разделение властей, которое приводит к замедлению принятия решений. С другой стороны "комиссионная " форма управления резко критикуется специалистами, утверждающими, что поскольку она не позволяет провести принцип разделения властей, она недемократична. Считается, что она может развиваться в самых непредсказуемых направлениях и принимать уродливые формы, особенно если члены совета не будут вникать в дела других отделов.

      5. Комбинированная форма. Управляющий или главный администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста - управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют возможность прямого влияния на городскую политику, поскольку, голосуя «за» или «против» мэра, который назначает или снимает управляющего, они тем самым голосуют за сохранение или замену администрации муниципального образования.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется на территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 1995 года к «другим» территориям относит районы, сельские округа и т.п. Причем, районы и сельские округа в соответствии с законами о местном самоуправлении субъектов федерации могут называться по-разному с учетом исторических и местных традиций. (Район - волость, сельский округ - сельсовет).

 

На организацию местного самоуправления оказывает влияние ряд особенностей:

  • численность жителей города,
  • занимаемая территория,
  • наличие, либо отсутствие районов в городе,
  • другие факторы.

    В субъектах Федерации местное самоуправление осуществляется на территории малых и средних городов (райцентров), а также крупных городов – региональных центров с обязательным делением на внутригородские районы.

В областных центрах, район в городе не имеет самостоятельности, а является

лишь структурным подразделением местной администрации по территориальному принципу. Администрация района в городе действует на основании положения о ней разработанного представительным органом местного самоуправления.

  

  Таким образом, в различных субъектах РФ организация местного самоуправления складывается исходя из многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления, что обуславливается рядом причин:

  • на организацию местного самоуправления в РФ оказывают влияние

Федеративное устройство государства;

  • географические факторы;
  • этнические процессы.

    Все вышеперечисленные причины не могут не накладывать отпечаток на формы и способы организации осуществления местного самоуправления. Многообразие форм организации и осуществление местного самоуправления связано с возможностью избирать населением ту или иную модель организации местного самоуправления посредством Устава муниципального образования, согласно законодательству о местном самоуправлении субъектов Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие местного самоуправления в современной России

 

    Практически сразу после вступление в силу Федерального закона «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» стало понятно, что он применяться в полном объеме не будет. Основным принципиальным недостатком был отказ от поэтапного введения местного самоуправления. Закон в принятой редакции вводил местное самоуправление в России по историческим меркам практически «мгновенно» (в течение трех месяцев). Для реализации закона в полном объеме не было создано необходимых условий, часть из которых на момент принятия закона даже не была осознана.

     Во-первых, территориальной основой местного самоуправления оставалась

существующая система административно-территориального деления, на которой

ранее строилась система государственной власти и управления.

    Таким образом, не было принято во внимание, что существующее административно- территориальное деление, созданное под другие цели, не было приспособлено для организации системы муниципальных образований, а автоматически (без участия государства) установление оптимальной территориальной основы произойти не может.

    Во-вторых, не осознавалась как проблема необходимость формирования системы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления на качественно новых основаниях. Новый статус местной власти предполагает новые отношения с государством. Именно поэтому соответствующие законы (об общих принципах организации системы органов государственной власти и местного самоуправления) принимались отдельно без понимания необходимости сопряжения двух подсистем (государственной и муниципальной) в системах публичной власти и управления развитием страны.

    В-третьих, не осознавалась роль государства в процессе становления местного

самоуправления. Концепция Федеральной целевой программы государственной

поддержки местного самоуправления, утвержденная Правительством России,

отводила государству по отношению к местному самоуправлению роль стороннего наблюдателя, не мешающего, но и не помогающего развитию местного самоуправления.

     На практике государство в период становления местного самоуправления

использовало весь его социальный потенциал, подвергнув по существу «испытанию на прочность» нарождающийся институт народовластия. Это выразилось в создании таких условий, при которых дефицит консолидированного бюджета страны сосредотачивался на нижнем уровне бюджетной системы - в муниципальных бюджетах. Более того, процесс формирования экономической основы местного самоуправления во многом носил стихийный характер. Процессы приватизации и муниципализации не были согласованными. Причем первый поддерживался государством, а второй нет. В результате интенсивной приватизации значительная часть собственности, которая могла бы составить экономическую основу местного самоуправления, была утрачена.

    Такая политика не могла долго продолжаться. К 2000 г. коммунальное хозяйство практически полностью исчерпало свой ресурс.

   Недооценка руководителями исполнительной власти страны важности реформы местных властей, вылившаяся в неурегулированность межбюджетных отношений, способствовала постоянному сокращению доходов местных бюджетов и росту их дефицита, что в конечном итоге привело к коммунальному кризису. В наиболее яркой форме это проявилось в Приморском крае.

Единственным практическим достижением прошедшего периода реформирования местной власти стало создание правовых и организационных основ местного самоуправления. Остальные основополагающие конституционные гарантии местного самоуправления не были обеспечены.

Созидательный потенциал местного самоуправления остался нереализованным.

Более того, во многих политических кругах укреплялось мнение, что введение

местного самоуправления было ошибкой.

    Важным моментом реформы местного самоуправления на современном этапе является создание необходимых условий для формирования финансово-экономической основы местного самоуправления и осуществление мер государственной поддержки местного самоуправления.

    В сентябре 1997 года был принят Федеральный Закон «О финансовых основах

местного самоуправления в Российской Федерации». Он определил основные

направления и принципы организации местных финансов, установил источники

формирования направления, использования финансовых ресурсов местного

самоуправления, основы бюджетного процесса в муниципальных образованиях и взаимоотношения органов местного самоуправления с финансовыми институтами, а также гарантии финансовых прав органов местного самоуправления.

    Процесс формирования системы местного самоуправления и

законодательства о нем не завершен. Необходимо осмыслить

первый опыт местного самоуправления, чтобы более объективно

представить функционирование современной модели местного

самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Учитывая роль и место местного самоуправления в решении вопросов переход России к устойчивому развитию и повышению конкурентоспособности страны, становление и развитие местного самоуправления должно стать одной из приоритетных задач государственного строительства.

     Необходимо переходить от политики государственной поддержки местного

самоуправления (как политического института) к государственной политике в

отношении муниципальных образований и поселений (как социально-экономических целостностей в соответствии с их типологией и государственной стратегией - демографической, экономической, региональной, геополитической и др.).

    Наиболее «узким» местом государственного строительства остаются вопросы

взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.

Поэтому основная стратегическая задача центральной власти в ближайшей

перспективе - обеспечить формирование и юридическое закрепление механизмов взаимодействия двух систем власти и управления, для чего необходимо:

            1.установить оптимальную систему распределения полномочий по

уровням власти и механизмы ее коррекции и совершенствования в соответствии с реальными возможностями конкретных категорий муниципальных образований, создавая стимулы социально-экономического развития;

            2. провести административную реформу и реформу

административно-территориального деления;

            3. обеспечить развитие межбюджетных отношений на основе

нормативного определения (в натуральных показателях) объемов финансирования государственных (конституционных) социальных гарантий, одновременно определив и включив стимулирующие механизмы;

            4. обеспечить государственный и муниципальный контроль за

соблюдением законодательства и создание системы взаимной ответственности

органов местного самоуправления и органов государственной власти; создать

правовые механизмы эффективного контроля за деятельностью органов местного самоуправления; усилить роль представительных органов местного

самоуправления, особенно в части контроля за муниципальными финансами и

деятельностью исполнительных органов местного самоуправления, с постепенным переходом к контрактной системе назначения глав местных администраций;

           5. разработать целостную государственную политику в отношении

поддержки поселений по переходу их на режим устойчивого развития;

           6. осуществить меры, направленные на повышение эффективности

рассмотрения судебных споров между органами государственной власти и местного самоуправления.

           7.необходимо признать, что наша страна (а вместе с ней и местное самоуправление) еще пока находится в переходном периоде. Развитие

местного самоуправления - процесс длительный. Поэтому и грядущие изменения в системе организации местной власти надо осуществлять с учетом этих обстоятельств, не обольщая себя надеждой: вот примем новый закон, и все

изменится к лучшему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Новая Волна, 1996;
  2. Собрание законодательства Российской Федерации. 1995;
  3. Скрипкин Г.Ф. – «Закон и право», Издательство: ЮНИТИ-ДАНА. 2008г;
  4. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебник.  Издательство: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 г;
  5. Фомина В.П., Алексеева С.Г. – «Система государственного и муниципального управления. Система муниципального управления» Издательство Московского государственного открытого университета, 2011 г.

 

 


Информация о работе Реформа местного самоуправления в Российской Федерации