Реформа местного самоуправления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы на современном этапе придают следующие обстоятельства:
- Оправдают ли предлагаемые разработчиками проекта нового закона социальные меры ожидания, которые связывали с введением муниципальной демократии еще в начале 90-х годов?
- Готовы ли к реформе местного самоуправления субъекты РФ, муниципальные образования? Представляем ли мы ее последствия? Не приведет ли она к дезорганизации действующей системы муниципального управления и утрате ориентиров ее демократизации и развития?

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации………………………………………………………...5
Характерные черты присущие современной модели местного
самоуправления в Российской Федерации…………………………………...9
Общие принципы муниципальной организации и основные
организационно-правовые формы осуществления местного самоуправления……………………………………………………………….15
Развитие местного самоуправления в современной России……………….21
Заключение……………………………………………………………………23
Список литературы………………………………………………………...…25

Файлы: 1 файл

24.10.13.16.02.08_Zubareva_(Kovalkova) (1).docx

— 71.28 Кб (Скачать файл)

местной власти для быстрого и безболезненного выхода из кризисной ситуации.

Местное самоуправление в нашей стране представляется своеобразной гарантией от возникновения тоталитарных режимов. Оно получило развитие и большую автономию в странах без опыта демократических начал (Италия, Финляндия). В России же оно является частью государства, но при этом не входит в систему органов государственной власти. С учетом особенностей развития современного российского общества, исторических корней местного самоуправления, зарубежного муниципального опыта, современной нужно считать модель развитого местного самоуправления, сочетаемого с сильной государственной властью на уровне Федерации. Данная модель могла бы преодолеть региональный сепаратизм, так как в единстве государства заинтересованы и федеральная власть и власть местного самоуправления.

    Таким образом, процесс становления правовых основ организации самоуправления все больше обретает усовершенствованный характер, несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают этот процесс всеми силами законодательства, которое зачастую противоречит Федеральному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характерные черты присущие современной модели местного самоуправления

в Российской Федерации

    В демократическом государстве разделение властей происходит не только по

горизонтали - на законодательную, представительную и судебную ветви, но и по

вертикали - на центральную и местную власть.

  В федеративном государстве такое разделение еще более дифференцируется: выделяются три уровня власти:

  1. центральная (федеральная);
  2. региональная (субъектов федерации);
  3. местная власть.

    Наличие местных органов власти обусловливается тем, что центральная (и

региональная) власть не в состоянии эффективно решать разно уровневые проблемы.

    Единообразный централизованный подход в управлении не может учесть всех

особенностей большого количества местных сообществ, поэтому общепринятым в настоящее время является предоставление местным сообществам определенной автономии в решении «местных дел». Согласно ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении под ним понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

    Существует два  основных подхода к определению природы местного самоуправления.

«Общественная» теория местного самоуправления исходит из полного отделения друг от друга государственной власти и местного самоуправления. Содержанием деятельности местного самоуправления являются местные интересы, а государства - общенациональные интересы. Право на местное самоуправление — неотъемлемое право населения соответствующих территорий. Общественная теория местного самоуправления была характерна для первой половины  XIX  в. . Во второй половине  XIX  в. возобладала «государственная» теория местного самоуправления, согласно которой местное самоуправление - это форма децентрализации государственной власти, осуществление по поручению государства в рамках, установленных государством. Управления «местными  делами» с использованием органов, которые формируются при непосредственном  участии жителей соответствующих территорий.

«Государственная» теория получила широкое распространение в конституционно- правовом регулировании местного самоуправления в различных странах. Данный подход нашел свое отражение и в принятой Советом Европы Европейской хартии местного самоуправления как документе, отражающем современные общедемократические стандарты регулирования местного самоуправления.

   Конституционное законодательство Российской Федерации, однако, больше тяготеет к «общественной» теории местного самоуправления. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Статья 2 Федерального закона от 28 августа 1995 г. (в редакции от 17 марта 1997 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации »  определяет местное самоуправление, как признаваемую и гарантируемую Конституцией

РФ самостоятельную и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Статья 130 Конституции РФ закрепляет, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

    В понятии местного самоуправления можно выделить несколько основных признаков:

        1) Содержанием местного самоуправления является деятельность населения по решению вопросов местного значения. Под населением в федеральном законе

понимается население муниципального образования. В рамках осуществления

местного самоуправления население муниципального образования занимается

решением вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного

обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования,

отнесенных к таковым уставом муниципального образования в соответствии с

Конституцией и законодательством Российской Федерации и ее субъектов;

         2) Местное самоуправление - это самостоятельная деятельность населения.

Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Самостоятельность местного самоуправления определяется прежде всего его отделением от системы государственной власти. Кроме населения муниципального образования нет субъекта, которому бы подчинялись органы местного самоуправления. Конституция РФ специально подчеркивает, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131), органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной

собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ст. 132);

        3) Местное самоуправление осуществляется населением под свою ответственность;

        4) Местное самоуправление осуществляется в двух формах, непосредственно (путем муниципальных выборов, местного референдума, участия в собраниях (сходах) граждан, народной правотворческой инициативы, обращений граждан, создания территориального общественного самоуправления) и через органы местного самоуправления (выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения);

       5) Местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. В данном признаке выражается принцип децентрализации — отсутствие единых, типовых подходов к управлению «местными делами», так как каждое муниципальное образование имеет свои исторические и местные традиции, определяемые различными: географическими, климатическими, демографическими, экономическими и другими факторами.

     Местное самоуправление относится к основам конституционного строя, что означает невозможность его упразднения путем принятия поправок к Конституции РФ (гл. 8 «Местное самоуправление»). Положения гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ могут быть пересмотрены только Конституционным Собранием. Важным моментом в организации местного самоуправления в России является закрепление в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления.

В настоящее время в России еще происходят процессы реформирования местного самоуправления.

    Учитывая этот процесс при функционировании современной модели местного самоуправления в Российской Федерации должны учитываться следующие признаки:

  • на современном этапе развития российского государства осуществляется

переход от общегосударственной собственности к многообразию форм

собственности,     включая и муниципальную, требующий регулирования

экономических процессов на местах и наличия достаточных возможностей уместной власти в области урегулирования в деятельности малого и среднего бизнеса в виде собственных бюджетных земельных и иных ресурсов;

  • в России производство представлено    крупными предприятиями, где

влияние их на жизнь городов очень велико, а влияние городов на крупные

производства сведено к минимуму; процесс приватизации этих предприятий без участия местных властей привел к тяжелым последствиям;

  • в России осуществляется, и по сей день не завершена экономическая

реформа, чья особенность состоит в том, что процесс разгосударствления и децентрализация производства не сопровождается существенными изменениями в налоговой и финансовой сферах государства; здесь обязательной задачей является перераспределение налогов по уровням в зависимости от уровня налогооблагаемой базы. В этой связи происходит заинтересованность органов местного самоуправления в более полном использовании данного принципа и перехода от финансирования отраслей хозяйства к финансированию на местах;

  • развитие регионов и отдельных территорий в России происходит неравномерно; различные условия для хозяйственной жизни, различный уровень развития доходной части местных бюджетов требует наличия механизмов выравнивания, а также индивидуального подхода к развитию каждой территории, на которой осуществляется местное самоуправление.

   

    Таким образом, для современной России необходима система органов местного самоуправления самостоятельных в области экономики, и если это произойдет, то тогда они смогут оказать помощь государству в проведении экономических преобразований и выполнить возложенные на них социальные функции. Основу современной модели местного самоуправления составляют органы местного самоуправления, которые не только самостоятельно обеспечивают деятельность большого диапазона хозяйственных и социальных служб, но и используется в качестве объекта и проводника социально-экономической политики федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации. Все это превращает местное самоуправление в интегрированную часть всего государственного механизма. Одним из главных признаков новой модели местного самоуправления является ответственность представительных органов, глав местного самоуправления, в первую очередь, перед населением.

    Принцип ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением призван обеспечить:

        1. Эффективность обеспечения местных задач, отнесенных к ведению

муниципальных образований;

        2. Учет и защиту интересов населения муниципальных образований в деятельности органов местного самоуправления;

        3. Тесную связь с органами и должностными лицами местного самоуправления.

   Еще одним признаком  самостоятельности местного самоуправления является

законодательно закрепленная гарантия невмешательства органов государственной власти в вопросы местного значения. В Уставах муниципальных образований специально оговаривается, что эффективное управление муниципальной собственностью возлагается на органы местного самоуправления. Они вправе осуществлять с муниципальным имуществом любые сделки, регламентировать условия использования муниципальной собственности, осуществлять приватизацию муниципальной собственности. Закон закрепляет за органами местного самоуправления право на создание предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности. Переход России к рыночным отношениям не мог не сказаться на деятельности отдельных органов местного самоуправления. Основной задачей этих органов стало пополнение доходов местных бюджетов и рациональное использование бюджетных ресурсов.

    Функционирование современной модели организации местного самоуправления в экономической среде рыночного типа предполагает ряд следующих направлений:

    1. Рациональное использование всех имеющихся ресурсов и в первую очередь

земельные ресурсы;

    2. Развитие местного самоуправления как один из способов привлечения

иностранных инвестиций, а также инвестиционную деятельность самих местных

властей;

    3. Переподготовка кадров   для новых рабочих мест;

    4. Пересмотр роли и реформирование муниципальных предприятий;

    5. Создание муниципальных банков для решения следующих задач:

- уменьшение риска при  хранении бюджетных средств

-   приращение бюджетных  средств;

    6. Участие органов местного самоуправления в кредитных отношениях:

- выпуск муниципальных  займов и лотерей;

- выдача и получение  кредита.

    7.Сотрудничество органов местного самоуправления с предпринимательством в целях социально-экономического развития территорий муниципального

образования, улучшения условий жизни населения, решения вопросов местного

значения.

    Специфической чертой модели местного самоуправления в Росси является вопрос о ее природе.

   Для современной системы местного самоуправления характерны признаки,

Информация о работе Реформа местного самоуправления в Российской Федерации