Проблемы правового регулирования муниципальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, цель настоящей работы - полное и всестороннее изучение и теоретико-правовой анализ вопросов правового регулирования муниципальных отношений и связанных с этим проблем. Работа основывается на действующем законодательстве РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая работа++.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, орган местного самоуправления наделяет своими полномочиями структурные подразделения. В городском округе город Воронеж решением представительного органа местного самоуправления — Воронежской городской Думы — управы районов городского округа наделялись полномочиями, отнесенными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии со ст. 45 и 49 Устава городского округа город Воронеж управы района городского округа (управы районов) являются территориальными исполнительно-распорядительными органами администрации городского округа. Они не входят в структуру органов местного самоуправления, поэтому не вправе осуществлять полномочия, предоставленные только органам местного самоуправления.81

2. Нарушение правил юридической техники. Оно проявляется в следующем: нарушение порядка принятия нормативных актов и внесения в них изменений, несоблюдение установленного порядка введения в действие нормативных правовых актов, неопределенность и противоречивость используемой терминологии, пробелы, орфографические и грамматические ошибки. К примеру, нарушение порядка принятия нормативных актов и внесения в них изменений допускалось Воронежской городской Думой. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»82 и ст. 24 Устава городского округа город Воронеж проекты программ развития муниципального образования должны выноситься на публичные слушания. Воронежской городской Думой были утверждены муниципальная целевая программы «Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве городского округа город Воронеж на 2006-2010 гг.», без вынесения на публичные слушания.83

3. Постоянно изменяющееся федеральное законодательство, регулирующее общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, и как следствие — изменение и противоречивость законодательства субъектов Российской Федерации.

Для устранения выявленных причин возникновения коллизий в  муниципальных правовых актах необходимо совершенствование законодательства и деятельности органов государственной  власти. С целью предотвращения превышения полномочий органов местного самоуправления и вторжения их в полномочия органов государственной власти и других органов местного самоуправления предлагаются следующие меры.

1. стабилизировать законодательство в сфере разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, отойти от практики его постоянного изменения.

2. детально урегулировать взаимодействие органов государственной власти с органами местного самоуправления. Для предотвращения вторжения органов местного самоуправления в полномочия федеральных органов исполнительной власти рекомендуется:

— нормативными правовыми  актами федеральных органов исполнительной власти осуществлять детальное уточнение  разграничения полномочий территориальных  подразделений федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; при этом особое внимание уделять конкретизации полномочий органов местного самоуправления в рамках реализации вопросов местного значения;

— совершенствовать формы  взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Основной формой взаимодействия должна стать координация как согласование действий федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Необходима организация обучения должностных лиц органов местного самоуправления и муниципальных служащих по основам юридической техники и правилам русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов. Также в систему должны быть приведены и муниципальные правовые акты, и их нормы, как с целью устранения возможных неудобств правоприменителей, так и для обнаружения дефектов и пробелов норм, которые наиболее эффективно выявлять при системном анализе.

Таким образом, исходя из определения коллизий в праве мы сделали вывод о том, что является коллизиями в муниципально—правовых актах. В параграфе обозначены причины возникновения коллизий в мунииципально-правовых актах, в основном это:  превышение полномочий органов местного самоуправления; нарушение правил юридической техники; частое изменение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. В работе представлены предложения по устранению выявленных причин возникновения коллизий в муниципально-правовых актах.

В конце главы можно  прийти к следующим выводам:

1. Мы обозначили основные причины возникновения коллизий в области столкновения международного и внутригосударственного законодательства, регулирующего муниципально-правовые отношения. Механизм оценки конституционности вступивших в силу международных договоров в российском праве не предусмотрен. Однако суды и иные правоприменительные органы в случае расхождения конституционной нормы и правила, закрепленного в международном договоре, должны руководствоваться Конституцией РФ. Также Конституция РФ не предлагает механизма проверки соответствия федеральных законов правилам, установленным международными договорами Российской Федерации. Конституционный Суд РФ нередко ссылается в своих актах на международно-правовые документы. Но выдержки из них обычно служат не основой для выводов и решений по существу спора, а лишь своего рода иллюстративным материалом, дополняющим аргументацию Суда, свидетельствующим об учете международных стандартов при выявлении смысла норм Конституции РФ. Но Европейская хартия не всегда служит дополнительным иллюстративным материалом. Столкновения норм международного и внутригосударственного права случаются нередко. В параграфе мы рассмотрели конкретные случаи, приведенных выше положений и трудности, связанные с возникновением такого рода коллизий.

2. Исходя из общего  определения правовой коллизии, мы обозначили, что представляет  собой коллизия в законодательстве  субъектов РФ. Коллизии порождаются  самыми разнообразными причинами.  Чаще всего выделяют следующие: несовершенство законов, судебные ошибки, произвольное толкование Конституции и других актов, выход отдельных органов за пределы своих полномочий и т.д. Соотношение федеральных законов и законов субъектов РФ определено в Конституции РФ. Конституция открыла путь для создания каждым из субъектов РФ своей правовой системы, но возникают проблемы, вызванные отсутствием как соответствия между «федеральным» и «субъектными» правовыми пространствами, так и между правовыми системами, созданными разными субъектами РФ. На практике имеют место факты как абсолютизации самостоятельности законотворчества субъектов Федерации, когда последние, превышая свои полномочия, вторгаются в сферу ведения РФ, так и отрицание самостоятельности законодательства субъектов РФ федеральными органами государственной власти, что негативно сказывается на положении законодательства субъектов РФ. Все рассмотренные коллизии проиллюстрированы конкретными примерами.

3. Мы определили, что  является коллизиями в муниципально—правовых  актах. Рассмотрены причины возникновения коллизий в мунииципально-правовых актах, в основном это:  превышение полномочий органов местного самоуправления; нарушение правил юридической техники; частое изменение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации. В работе представлены предложения по устранению выявленных причин возникновения коллизий в муниципально-правовых актах.

 

Заключение

 

В конце научной работы мы можем сделать следующие выводы:

1. В отношении понятия  «муниципальные отношения» существенных разногласий между учеными не наблюдается. В то время как классификация мунициапально-правовых отношений вызывает большее количество споров. Практически каждый ученый, занимающийся этим вопросам, предлагает свой способ деления видов муниципальных отношений на группы. Хочется заметить, что некоторые из перечисленных выше классификаций слишком неконкретны, что в конечном итоге неизбежно приводит к утрате объективных критериев разграничения муниципально-правовых и смежных отношений, подмене этих критериев принципом разграничения отношений «по субъекту», что нельзя признать оправданным. На наш взгляд более точной, в рамках рассматриваемой темы, является классификация А.А. Сергеева. Поскольку приведенные группы отношений составляют главный предмет регулирования законодательства об организации местного самоуправления, образуют практику применения муниципального права судами и иными органами. В этих отношениях проявляется специфика муниципально-правового регулирования. Именно этой классификации мы и будем придерживаться при изучении вопроса о правовом регулировании муниципальных отношений.

2. Субъекты являются важнейшим элементом муниципальных отношений. Субъекты муниципально-правовых отношений обладают особым правовым статусом. Это, во-первых, лица, которые могут быть субъектами только муниципально-правовых отношений (население, муниципальное образование, органы территориального общественного самоуправления и др.). Во-вторых, остальные, неспецифичные исключительно для муниципального права субъекты, вступая в муниципально-правовые отношения, приобретают особые права и обязанности в сфере осуществления местного самоуправления. Мы объединили взгляды нескольких авторов на субъекты муниципальных отношений и их виды и создали свою классификацию субъектов. Это поможет сформировать более полное понимание о субъектах муниципальных отношений, что необходимо для дальнейшего изучения темы курсовой работы.

3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и конечно некоторые из них играют непосредственную роль в регулировании  мунициапльно-правовых отношений. Основной источник муниципального права представляет собой Европейская Хартия местного самоуправления. Именно этот нормативно-правовой акт имеет особое значение для развития муниципальных отношений в нашей стране, их правового регулирования. Поэтому мы подробно раскрыли и прокомментировали важные положения этого документа. Европейская хартия местного самоуправления состоит в основном из положений самого общего характера и поэтому закрепляет лишь принципы муниципально-правовых отношений, что дает возможность адаптировать положения Хартии к внутренним условиям и особенностям нашего государства. Мы отметили, что кроме Хартии местного самоуправления, на европейском уровне принимались и другие документы, затрагивающие характеристики муниципальных отношений, и перечислили эти документы. На наш взгляд, признание норм международного права и международных договоров частью российской правовой системы, их приоритета над внутригосударственным правом имеет большое значение, поскольку создает дополнительные гарантии прав и свобод своих граждан, обеспечивает стабильность правопорядка и развитие правового государства в нашей стране. Нормы международного права и международные договоры, оказывая в основном положительное влияние на развитие российского законодательства, способствуют развитию муниципального права, как его составляющей, и, соответственно, муниципальных отношений.

4. Внутрироссийская система муниципального законодательства включает в себя три иерархически взаимосвязанных уровня нормативно-правовых актов, регулирующих муниципальные отношения: нормативно-правовые акты федерального уровня, содержащие нормы муниципального права; нормативно-правовые акты субъектов РФ; нормативно-правовые акты местного самоуправления. В первую очередь мы рассмотрели федеральный уровень нормативно-правовых актов, регулирующих муниципально-правоввые отношения. К ним относятся федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента, постановления Правительства, постановления и другие акты Конституционного Суда РФ. Подробным образом мы рассмотрели Конституцию, которая устанавливает основы муниципально-правовых отношений, цели их правового регулирования и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующий более подробно все виды перечисленных нами ранее муниципально-правовых отношений. Следует отметить, что муниципально-правовые отношения регулируют также специальные федеральные законы, которые имеют узкий предмет регулирования, должны издаваться, как правило, на основе прямого указания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обеспечивать развитие его линии, и так называемые отраслевые федеральные законы, в которых содержатся отдельные нормы муниципального права (Кодексы РФ). Мы привели примеры все перечисленных нормативно-правовых актов, регулирующих муниципально-правовые отношения. Именно закрепленные на уровне федерального закона нормы муниципального права устанавливают основы построения муниципальных отношений, которые ограничиваются, уточняются, ставятся в зависимость от объективно существующих условий в ходе конкретной нормативно-правовой регламентации.

5. Определив основные черты и признаки регионального законодательства, мы дали определение этому явлению. Основы регионального законодательства отражены в Конституции РФ, которые более подробно раскрываются в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К нормативно-правовым актам, регулирующим муниципально-правовые отношения на региональном уровне можно отнести конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы о местном самоуправлении; о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие. Особое место среди региональных актов занимают нормативные правовые акты в форме законов, поэтому мы указали их отличительные признаки и особенности. Все сказанное мы конкретизировали характеристикой некоторых положений Устава Костромской Области.

6. Большинство вопросов, касающихся нормативно-правовых актов местного самоуправления, регулирующих муниципально-правовые отношения, регулирует Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К местным нормативно-правовым актам относятся: решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, сходе граждан; решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления; решения, принимаемые, исполнительными органами местного самоуправления; решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления. Мы характеризовали все эти нормативные правовые акты, особое внимание уделив Уставу муниципального образования и решениям, принятым на местном референдуме (сходе граждан), как актам высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. В работе мы рассмотрели как регулирует муниицпально-правовые отношения Устав города Костромы и пришли к выводу, что он регулирует все муниципально-правовые отношения, перечисленные в классификации А.А. Сергеева в  первом параграфе, взятой нами за основу рассмотрения данной темы.

7. Мы обозначили основные причины возникновения коллизий в области столкновения международного и внутригосударственного законодательства, регулирующего муниципально-правовые отношения. Механизм оценки конституционности вступивших в силу международных договоров в российском праве не предусмотрен. Однако, суды и иные правоприменительные органы в случае расхождения конституционной нормы и правила, закрепленного в международном договоре, должны руководствоваться Конституцией РФ. Также Конституция РФ не предлагает механизма проверки соответствия федеральных законов правилам, установленным международными договорами Российской Федерации. Конституционный Суд РФ нередко ссылается в своих актах на международно-правовые документы. Но выдержки из них обычно служат не основой для выводов и решений по существу спора, а лишь своего рода иллюстративным материалом, дополняющим аргументацию Суда, свидетельствующим об учете международных стандартов при выявлении смысла норм Конституции РФ. Но Европейская хартия не всегда служит дополнительным иллюстративным материалом. Столкновения норм международного и внутригосударственного права случаются нередко. В работе мы рассмотрели конкретные случаи, приведенных выше положений и трудности, связанные с возникновением такого рода коллизий.

Информация о работе Проблемы правового регулирования муниципальных отношений