Предупреждение правонарушений государственных и муниципальных служащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование предупреждения правонарушений в системе муниципальной службы Российской Федерации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды правонарушений;
- изучить способы предупреждений правонарушений;
- сделать общую характеристику понятия и видов ответственности;

Содержание работы

Введение 3
1 Общая характеристика правонарушений в системе
муниципальной службы Российской Федерации
1.1 Понятие, признаки, состав и виды правонарушений 6
1.2 Способы предупреждений правонарушений 13
2 Юридическая ответственность государственных и
муниципальных служащих
2.1 Понятие, признаки и виды ответственности 15
2.2 Основания возникновения ответственности и способы
привлечения 21
Заключение 27
Список использованных источников 29

Файлы: 1 файл

курсовая ппредупреждение правон. 23.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Административное  правонарушение как деяние представляет собой единство физического и психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному поступку.

Действие –  это активное нарушение установленной  обязанности или иного законного  требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта.

Бездействие –  это пассивное поведение, выражающееся в не совершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей.

Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасностью.

Важный признак  административного правонарушения – его административная наказуемость. Конкретное действие либо бездействие  может быть признано административным правонарушением только в том  случае, если за его совершение законодательством предусмотрена административная ответственность. Признак административной наказуемости тесно связан с юридическими последствиями применения мер административной ответственности [с. 23.12 КоАП РФ].

Можно выделить три разновидности административных правонарушений, совершаемых должностными лицами:

1) прямое нарушение  правил;

2) дача незаконных  указаний подчиненным; 

3)отсутствие контроля за действиями работников, повлекшее нарушение правил[2.24].

Обязательные и сопутствующие признаки, а также обстоятельства, характеризующие административное правонарушение, формируют его состав. Все признаки (элементы) состава административного правонарушения принято подразделять на четыре группы, характеризующие объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону проступка.

Объектом административного  правонарушения в сфере муниципальной службы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственной деятельности и охраняемые административно-правовыми нормами. Необходимо отметить, что посягательство на общественное отношение происходит посредством воздействия на определенный его элемент: субъектов отношения, предмет отношения, саму деятельность, составляющую содержание отношения или саму норму.

Объективную сторону административного правонарушения в сфере муниципальной службы составляет совокупность признаков, которые характеризуют внешнее проявление противоправного деяния, посягающего на охраняемый законом объект. К объективной стороне относятся само противоправное деяние (действие или бездействие), его вредоносный результат, причинная связь между деянием и результатом, место, время, способ, средства и орудия совершения правонарушения.

Субъективной стороной административного  правонарушения должностных лиц муниципальной службы является психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию и наступившим, или возможным, последствиям. Субъективную сторону проступка составляют вина, мотив и цель. Вина имеет свои особенности применительно к рассматриваемым нам вопросам. Вина, как признак субъективной стороны административного правонарушения, проявляется в форме умысла и неосторожности. Умысел и неосторожность могут проявляться по-разному. По аналогии с уголовным правом можно выделить четыре формы вины: прямой умысел, косвенный умысел, неосторожность и самонадеянность. Должностные лица могут совершать административные правонарушения как умышленно, так и неосторожно [2.7].

Гражданско-правовые деликты - противоправное деяние, направленное на нарушение имущественных или личных неимущественных прав других лиц. Основным юридическим фактом, порождающим гражданско-правовые отношения, выступают сделки (акты свободного волеизъявления лиц), а среди них чаще всего - договоры (двух- и многосторонние сделки).          

Гражданско-правовые деликты  влекут применение таких   санкций,    как    возмещение    вреда,    принудительное восстановление  нарушенного  права  или  исполнение невыполненной обязанности,  а  также  других  правовосстановительных   санкций.

Уголовные проступки - это общественно опасное действие, или бездействие, причиняющее вред охраняемым правом или законом общественным отношениям. Такие деяния представляют собой опасность для общества в целом. Составы преступлений, как вида правонарушений, закрепляются только в уголовных кодексах. Поэтому преступление всегда является уголовным правонарушением.

Отсюда следует, что правонарушениями следует считать  не только такие противоправные деяния, которые уже повлекли за собой  вредные последствия, но и такие, которые могут причинить обществу, лицу или государству вред.

Следует отметить, что все виды правонарушений находятся  в тесной связи и взаимообусловленности. Так, безответственность должностных  лиц, халатность и неэффектность  работы правоохранительных органов, приводящие к безнаказанности, зачастую являются своеобразными стимулами повышения общественной опасности правонарушителя и его деяний.

 

1.2 Способы предупреждения правонарушений

 Предупреждение  –  мера наказания,  выраженная  в официальном   порицании    физического    или    юридического    лица. Устное предупреждение не является наказанием. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные наказания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.

Следует отличать предупреждение от мер предупреждения. И предупреждение, и предупредительные  меры относятся к мерам принуждения. Но, несмотря на свое созвучие, они относятся  к разным группам принудительных мер. Предупреждение - это один из видов наказания, самое мягкое из наказаний, первое по счету в системе. А меры предупреждения образуют самостоятельную группу мер принуждения. К ним относятся, например: контрольные и надзорные проверки, досмотр вещей и личный досмотр, проверка документов и т.д. Их целью является не наказание, а, как это явствует из их названия, предупреждение, предотвращение возможных правонарушений в сфере муниципальной службы, то есть меры предупреждения применяются профилактически, до момента совершения каких-либо правонарушений, во их избежание, а наказания, в том числе и предупреждение - после совершения правонарушения, в рамках юридической ответственности.

Штраф - денежное наказанием, налагаемое за правонарушение в случаях и пределах, предусмотренных законодательством.

Возмездное  изъятие орудия совершения или предмета совершенного правонарушения  состоит  в его принудительном изъятии, изъятый  предмет реализуется с передачей  вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Это наказание назначается судьей.

Лишение специальных  прав, предоставленных гражданину, применяется на срок от одного месяца до двух лет за грубое или систематическое  нарушение порядка пользования  этими правами. Лишение специального права назначается судьей.

Арест заключается  в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается  на срок до 15 суток, а за нарушение  требований режима чрезвычайного положения  или режима в зоне проведения контртеррористической  операции - до 30 суток. Арест назначается судьей. Арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях, за отдельные правонарушения, близкие к преступлениям.

Арест предусматривается в основном за правонарушения против порядка управления, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Дисквалификация является новым наказанием в системе  наказаний. Дисквалификация заключается  в лишении физического лица права  занимать руководящие должности  в исполнительном органе управления юридического лица.

Наказание в виде дисквалификации может назначаться только судьей. Дисквалификация применяется на срок от шести месяцев до трех лет.

 Следовательно можно сделать вывод, что предполагают и иные подходы к изучению причин правонарушений и способам борьбы с ними.

2 Юридическая ответственность государственных и муниципальных служащих

2.1 Понятие, признаки и виды ответственности

Ответственность- это мера государственного принуждения, основанная на осуждении поведения правонарушителя и выражающаяся в установлении для него отрицательных последствий (личных и имущественных) [2.23,с.35-45].

Признаки ответственности:

1) устанавливается  государством в правовых нормах;

2) опирается  на государственное принуждение; 

3) применяется  специально уполномоченными государственными органами;

4) связана с  возложением новой дополнительной  обязанности; 

5) выражается  в определенных отрицательных  последствиях личного, имущественного  и организационного характера; 

6) выступает  формой реализации санкции правовой  нормы в конкретном случае и применительно к конкретному лицу, но с санкцией не отождествляется, ибо санкция — часть структуры нормы права, содержащая последствия осуществления диспозиции, которые могут быть как неблагоприятными (ответственность), так и благоприятными (поощрение);

7) возлагается  в процессуальной форме; 

8) наступает  только за совершенное правонарушение.

Основной и  наиболее общей целью ответственности  является защита прав и свобод человека, обеспечение в обществе законности и правопорядка.

Юридическая ответственность реализуется в соответствии с определенными принципами: законность; ответственность за противоправное поведение, а не за мысли и чувства; ответственность только при наличии доказанной виновности лица в совершении правонарушения; обоснованность; неотвратимость наступления юридической ответственности; презумпция невиновности; уважение прав человека и др.

Учитывая, что  правовое регулирование ответственности  муниципальных служащих имеет свои особенности, можно в особом порядке  говорить об ответственности муниципальных служащих. В законодательстве и правоприменительной практике в основном юридическая ответственность классифицируется в зависимости от вида как конституционно-правовая, административная, гражданско-правовая и уголовная. В отдельных случаях изучают материальную и дисциплинарную ответственность [2.1].

Порядок привлечения  к ответственности регулируется нормами разных правовых отраслей. Так, порядок привлечения к  уголовной  ответственности регулируется нормами  уголовного права; к материальной – нормами трудового права и т.п.

Дисциплинарная  ответственность – это правовое принудительное воздействие, результатом  которого является наступление для  муниципального служащего неблагоприятных  последствий за неисполнение или  ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (должностной проступок).

Дисциплинарная  ответственность служащих по правилам внутреннего трудового распорядка распространяется на всех других лиц, работающих в муниципальных органах  в целях технического обеспечения  их деятельности, но не являющихся муниципальными служащими [2.22, с.62-66].

Порядок или  процедура дисциплинарного производства един для всех групп и категорий  служащих. Основанием привлечения к  дисциплинарной ответственности любого служащего служит дисциплинарный проступок, т. е. неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей службы и трудовой дисциплины.

Для привлечения  любого служащего к дисциплинарной ответственности требуется обязательное письменное его объяснение о причинах и обстоятельствах допущенного  им нарушения должностных служебных обязанностей и предписаний. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение привлекаемого к дисциплинарной ответственности служащего.

По действующему законодательству дисциплинарное взыскание  применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее  одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни служащего  или пребывания его в отпуске. При этом в любых случаях взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу [2.22, с.62-66].

Административная  ответственность- ответственность  граждан, должностных лиц, юридических  лиц за совершенное административное правонарушение.

К административной ответственности  муниципальные служащие привлекаются на основании Кодекса об административных правонарушениях РФ, федеральных законов, других нормативных и правовых актов.

За административный проступок  могут быть наложены штраф, исправительные работы, административный арест и  т. д.; за дисциплинарный проступок – выговор, строгий выговор и т. д., за гражданско-правовой деликт – пеня, возмещение вреда и т.д. [2.20, с.287]

Уголовная ответственность  заключается в предусмотренных  Уголовным кодексом РФ лишении и  ограничении прав и свобод лиц, совершивших  преступления.

Информация о работе Предупреждение правонарушений государственных и муниципальных служащих