Местное самоуправление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в исследовании становления местного самоуправления в РФ, взаимодействие ее с органами государственной власти и ее основы деятельности.
В соответствии с указанной целью поставлены и решаются следующие задачи:
• обоснование исторических предпосылок формирования местного самоуправления в России;
• выявление организационно-правовых форм местного самоуправления в России;
• раскрытие и обоснование путей формирования современной модели местного самоуправления.

Содержание работы

Введение___________________________________________________________3
1 Становление местного самоуправления в Российской Федерации_______5
1.1 Реформирование местного самоуправления от древнерусского государства до современности__________________________________________5
1.2 Становление правовых основ организации местного самоуправления в Российской Федерации_________________________________________________8
2. Основы деятельности местного самоуправления_____________________11
2.1 Основные Конституционные положения_______________________12
3 Взаимодействие местного самоуправления с органами государственной власти____________________________________________________________14
3.1 Взаимодействие органов местного самоуправления с государственными органами по обеспечению правопорядка________________________14
3.2 Актуальные проблемы местного самоуправления______________18
Заключение_______________________________________________________21
Список используемой литературы_____

Файлы: 1 файл

Местное самоуправление.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, они органически  сочетают в себе возможности правоохранительных органов и общественных формирований в организации профилактики правонарушений.

Во-вторых, они включают  в себя наиболее важные мероприятия органов внутренних дел, предусмотренные  их перспективными и текущими планами. Это повышает действенность проводимых профилактических мероприятий, обеспечивает их реальность и целенаправленность.

Взаимодействие органов  внутренних дел с государственными и местными органами, общественными организациями должно осуществляться по вопросам как общей, так и индивидуальной профилактики.

Каждое из этих направлений  может быть разбито на две группы. Первая группа-это вопросы :

- предупреждения правонарушений со стороны отдельных категорий граждан;

- несовершеннолетних  и молодежи;

- ранее судимых, склонных  к совершению правонарушений  и других лиц, от которых  можно ожидать противоправных  поступков;

- трудоспособных лиц,  но не работающих и не учащихся, ведущих антиобщественный образ жизни, занимающихся бродяжничеством попрошайничеством.

Вторая группа-это  вопросы предупреждения отдельных  категорий правонарушений:

-преступлений против  личности(убийств, тяжких телесных  повреждений, изнасилований и  др.) особенно совершаемых по бытовым мотивам;

- имущественных преступлений(краж  государственного и общественного  имущества и частной собственности  граждан);

- преступлений против  общественного порядка и общественной  безопасности;

- организованной преступности  и коррупции.

Третья группа – это  вопросы профилактики антисоциальных явлений, способствующих совершению правонарушений, алкоголизма, наркомании.

Все три группы вопросов тесно переплетаются друг с другом, взаимозависимы и взаимообусловлены  и органов внутренних дел в решении вопросов профилактики правонарушений осуществляется в разных формах Чаще всего применяются:

  1. разработка планов социального развития, комплексных планов профилактики правонарушений в административном и муниципальных округах, которые являются основой организации взаимодействия на территории муниципалитета;
  2. взаимная информация об оперативной обстановке в административном и муниципальных округах, о правонарушениях, совершаемых на их территории;
  3. проведение собраний, совещаний и семинаров, пресс-конференций руководителей ОВД, общественных организаций и местных органов власти по вопросам укрепления правопорядка и законности, выработка конкретных мер по профилактике правонарушений;
  4. проведение социологических (криминологических) исследований по наиболее актуальным проблемам борьбы с преступностью и выработка на их основе рекомендаций и предложений;
  5. проведение теоретических и научно-практических конференций, семинаров по обсуждению проблемных вопросов борьбы с преступностью и правовой пропаганде среди населения, по обмену опытом в этой деятельности;
  6. проведение операции, рейдов, осмотров и обследований объектов в целях профилактики нарушений общественного порядка;
  7. сознание и оказание практической помощи общественным формированиям, осуществляющим охрану общественного порядка на добровольной и профессиональной основе;
  8. контроль за реализацией комплексных мер профилактики правонарушений подчиненными учреждениями, предприятиями и организациями.

Наряду с ними применяются  специфические формы взаимодействия органов внутренних дел с органами прокуратуры, юстиции, службы безопасности при решении вопросов профилактики правонарушений. Эффективной формой такого взаимодействия является совместное изучение и обобщение судебной, следственной и прокурорской практики, что позволяет вскрывать причины и условия, способствующие совершению преступлений, намечать соответствующие мероприятия по их устранению или нейтрализации, повышению социальной эффективности мероприятий по борьбе с преступностью.

Одной из форм взаимодействия может являться совместная организация работы межведомственных учебно-методических семинаров работников суда, прокуратуры, органов внутренних дел и местного самоуправления. Взаимодействие государственных органов и общественных организаций в профилактике правонарушений реализуется в процессе особого вида управленческой деятельности-организации взаимодействия.

В организации взаимодействия большая роль принадлежит руководству  органов внутренних дел, которое  обладает большим объемом информации о состоянии правопорядка на подведомственной территории, имеет в подчинении специализированные силы и средства для проведения профилактических мероприятий, соответствующий аппарат для организационного обеспечения этих мероприятий.

Координирующая деятельность руководства органов внутренних дел при этом осуществляется:

- путем организации  взаимодействия ОВД с иными  государственными органами и  общественными организациями при  решении проблем борьбы с преступностью  и охраны общественного порядка;

- путем представительства  ОВД в других ведомствах и организациях по вопросам профилактики правонарушений, внесения постановочных вопросов и предложений в государственные органы по совершенствованию профилактической работы в целом;

- путем направления  деятельности подчиненных подразделений  и сотрудников на установление тесного сотрудничества с государственными органами и общественными организациями в решении вопросов профилактики правонарушений.

Использование местными органами власти и ОВД средств  массовой информации в этих целях  является одним из направлений взаимодействия, предопределяющих эффектность его реализации.

Опыт организации деятельности органов местного самоуправления по профилактике правонарушений заслуживает  обобщения и распространения.

3.2 Актуальные  проблемы местного самоуправления

Соотношения государственной  власти и местного самоуправления не постоянно. Оно меняется в зависимости  от многих факторов политического, экономического и социального свойства. Для современной  России присутствие государственной  власти в сфере местного самоуправления обусловлено необходимостью вывода муниципалитетов из кризиса. Самоорганизация местного самоуправления, на которую, в сущности, рассчитаны Конституция РФ и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 года, не удалась. Модель местного самоуправления, организационно отдельного от государственной власти, себя не оправдала. Основной смысл обновления этой модели заключается в управлении положения и роли важнейшего демократического института в системе публичной власти.

Новый Феодальный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» учитывает рели, суть которых  – в непреодоленных традициях  централизованного государства, патерналистских  устремлениях значительной части общества, невысоком уровне политической культуры этой части общества, тяготения его к сильной личной власти верховного правителя, единственно способного справиться с экономическими и социальными проблемами, вызванными процессами общественного  переустройства. Государственная власть в лице законодателя централизует не федеральном уровне правовое регулирование вопросов местного самоуправления. На единую законодательную основу переводится решение многих вопросов организации местного самоуправления, его компетенционного статуса и территориального устройства. С одной стороны, это ограничивает возможности в данной области субъектов Федерации, но с другой – предоставляет дополнительные федеральные гарантии муниципальной власти, соответствующие данным условиям развития общества и государства.

Одно из главных направлений  новаций, предлагаемых федеральным  законом, – встраивание местного самоуправления в систему органов  государственной власти. Речь

Идет не о поглощении муниципалитетов государством, а  о разрушении формальных перегородок между обеими системами органов, мешающими наладить их взаимодействия и взаимную ответственность.

Федеральный закон определяет принципиальную возможность органов  государственной власти осуществлять в установленных пределах и в  особых случаях полномочия органов местного самоуправления и закрепляет жесткие условия осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Это, безусловно, означает новый шаг в укреплении «вертикальной власти».

Оставаясь, как и прежде, в общей системе публичной власти, органы местного самоуправления продолжают действовать в русле политики государства в различных сферах. Вместе с тем закон преобразует ряд полномочий органов местного самоуправления в государственные полномочия, хотя и оставляет их в сфере деятельности органом местного самоуправления. В этой связи, продолжая осуществлять полномочия, ставшие государственными, органы местного самоуправления попадают под строгий государственный контроль. С одной стороны, это ограничивает их устремление в решении ряда вопросов, с другой – гарантирует финансовое обеспечение данных полномочий и устраняет существовавшую до сих пор безответственность при их реализации.

Обновленная модель местного самоуправления, установленная Федеральным  законом, совпадает с конституционной моделью лишь частично. В этой связи возникает проблема соответствия ряда положений закона конституционным предписаниям. Правовая логика требует в ближайшей перспективе либо внесения некоторых изменений в новый Закон с тем, чтобы перевести его соответствие с конституционными нормами, либо уточнения некоторых норм Конституции с учетом реальных социально-политических условий. Конечно, кроме логики юридической есть логика политическая. Можно прогнозировать, что в интересах социальной стабильности Конституция будет подвержена «преобразованию без вторжения в ее текст». Это приведет к тому, что формулы. Конституции будет истолкованы том смысле, который сейчас заложен в нормах нового Федерального закона, как акта, отвечающего требованиям времени, жизненным нуждам государства и общества.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время  Россия находится в начале долгого  и сложного пути формирования новой  модели местного самоуправления.

На современном этапе, в условиях демократизации и реформирования общественной жизни, действия новой Конституции в России созданы реальные возможности для развития современной модели организации местного самоуправления. Но их реализация осложняется неблагоприятной экономической ситуацией, не устоявшейся системой российского федерализма, ломкой культурных и гражданских традиций, резкого изменения политической ситуации и как следствие – отсутствием «ощущения» стабильности непосредственного участника формирования органов местного самоуправления - населения.

Современная модель организации  местного самоуправления, представляется как система внешних взаимоотношений - между органами государственной власти и органами местного самоуправления и внутренних - между представительными и исполнительными органами местного самоуправления.

Модель современной  организации местного самоуправления имеет следующие организационные формы для ее осуществления:

1. Путем референдума,  выборов и др. форм прямого  волеизъявления граждан;

2. Через выборные и  др. органы местного самоуправления;

3. Через территориальное  общественное самоуправление;

4. Через созданные  союзы и ассоциации органов  местного самоуправления и органы  территориального  общественного  самоуправления.

Новая современная модель при всем многообразии территориальных  и организационных форм осуществления  местного самоуправления представляет единую систему местного самоуправления и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Принципиальным отличием современной модели от советской  является ее одноуровневый характер: местное самоуправление не входит в систему государственной власти, и муниципальные образования не подчиняются друг другу. Этот принцип предопределяет отношения между муниципальными органами и органами государственной власти, и муниципальных образований между собой. Органам местного самоуправления предоставляется экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с предметом ведения этих органов. Уставами муниципальных образований определяются наименования местных органов, порядок их формирования, компетенция, сроки полномочий.

Современная модель организации местного самоуправления реализуется посредством следующих функций:

- решением вопросов  административно-территориального  деления;

- полномочий в области  экономики и финансов;

- решение вопросов  социального развития территории;

- развитие культуры  и искусства.

Эффективность и целесообразность местного самоуправления для населения  предполагает необходимость развития муниципальной демократии, более  действенных условий для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, поддержки инициатив и самодеятельности граждан.

Местное самоуправление проявляется в активности населения, осознания им ответственности за организацию своей жизнедеятельности. В этой связи важное значение имеет  обеспечение подлинных гарантий прав и возможностей граждан на участие в самоуправлении, совершенствовании форм и методов организации местного самоуправления. Не менее важной проблемой является преодоление апатии и политической неграмотности граждан.

Реализация потенциала местного самоуправления содержит реальные возможности формирования новых отношений между демократическим государством и гражданским обществом, которые характеризуются политической и социальной устойчивостью.

Информация о работе Местное самоуправление в Российской Федерации