Местное самоуправление в России: основные этапы и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:40, реферат

Описание работы

Цель исследования - рассмотреть основные этапы развития местного самоуправления в России.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- рассмотреть становление местного самоуправления в России;
- выявить особенности этапа местного самоуправления с середины ХIХ века по начало ХХ века;
- охарактеризовать местное самоуправление в России после Октябрьского переворота 1917 г.;
- проанализировать современные тенденции развития местного самоуправления в России.

Содержание работы

Введение 3
1. Становление и развитие местного самоуправления 4
2. Местное самоуправление в России с середины ХIХ века по начало ХХ века 11
3. Местное самоуправление в России после Октябрьского переворота 1917 г. 16
4. Современные тенденции развития местного самоуправления в России 24
Заключение 30
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Муниципальное право реферат.doc

— 164.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, Президент Российской Федерации, напомнив в своем послании о завершении переходного периода, установленного для введения в действие всех положений Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», указал на то, что совершенствование этого Федерального закона будет продолжено.

2009 год ознаменовал  собой новый этап в развитии  системы публичной власти в  России. В результате реформы  местного самоуправления впервые  в нашей современной истории  публичная власть начинает полноценно работать на самом близком к населению уровне – в масштабах сельских и городских поселений.

Местное самоуправление, как и вся российская политическая система, накапливает положительный  опыт функционирования в качестве полноправного института и в то же время требует дальнейшего развития и совершенствования. Неслучайно, ставя в Послании Федеральному Собранию задачи по развитию институтов демократии, повышению уровня и качества народного представительства во власти, Президент России Д.А. Медведев акцентировал внимание на те аспекты этой работы, которые непосредственно связаны с низовыми уровнями публичной власти.

Созданные за эти годы (прямо скажем, по указанию «сверху») демократические учреждения должны укорениться во всех социальных слоях. Для этого, во-первых, нужно постоянно доказывать дееспособность демократического устройства. И, во-вторых, доверять все большее число социальных и политических функций непосредственно гражданам, их организациям и самоуправлению.13

Р.З Алтынбаев, председатель Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления, действительный член Российской муниципальной академии, утверждает: «местное самоуправление должно активнее заниматься социальной защитой населения, плотно взаимодействовать со средним и мелким бизнесом, способствовать его развитию, с целью увеличения налоговой базы и трудоустройства безработных».14

Весьма актуальной задачей  является повышение политической культуры населения муниципальных образований, приобщение людей к процессу управления местными делами.

Интересно мнение на современное  состояние и перспективы развития местного самоуправления Миронова С.М.: «За время, прошедшее с начала реформы, в России проделана огромная работа. Были созданы или преобразованы  тысячи муниципальных образований, установлены и закреплены их границы, разработаны уставы, проведены выборы в представительные органы. С 1 января 2009 г. в полном объеме вступил в силу Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Позади период организационных сложностей, в ходе которого в сам закон было внесено рекордное количество поправок - 296, а в субъектах Федерации принято более 5 тысяч (!) своих региональных законодательных актов. Казалось бы, наступило время определенности, время стабильной, планомерной работы. Но грянул финансово-экономический кризис. Молодая, неокрепшая российская система местного самоуправления наравне с другими государственными и общественными институтами должна держать удар, доказывать свою состоятельность. И это в условиях, когда в стране более 90% муниципальных образований являются дотационными, когда падают доходы от местных налогов, которые и в благоприятное-то время были скудны, когда резко урезаются трансферты и иная финансовая помощь сверху.

Местное самоуправление - это не только администрации и  представительные органы. Это и ТСЖ, домкомы, общественные советы по благоустройству, многие иные формы самоорганизации  населения.

Все последние годы главные  усилия по развитию местного самоуправления делались сверху. Потому-то все шло и идет так трудно. Сегодня уже созданы предпосылки для того, чтобы простимулировать наконец мощное ответное движение снизу. Признаки этого есть, главное - не сворачивать с пути, выдержать линию, невзирая ни на какие кризисы.

В свое время вопросами  местного самоуправления очень основательно занимался великий реформатор Петр Аркадьевич Столыпин. «Главная наша задача - укрепить низы, - говорил он. - В них  вся сила страны. Будут здоровы  и крепки корни у государства, поверьте - и слова Русского Правительства совсем иначе зазвучат перед Европой и перед целым миром». По большому счету это высказывание ни на йоту не потеряло актуальности и сейчас».15

 

 

 

Заключение

Во все периоды становления  России как единой и великой державы, особенно в кризисные периоды, отчетливо проявлялись две тенденции: объединение на основе сильной центральной власти и разобщение, суверенизация территорий, ее составляющих. Причиной тому были как объективные исторические и социально-экономические условия, так и субъективное желание удельных владетелей, или региональных элит, в современных политических терминах, быть всевластными хозяевами в своих ограниченных, но самодостаточных, с их точки зрения, пределах.

 Наряду с двумя  отмеченными основными тенденциями на всех этапах развития государственности иногда явно, иногда в менее заметной мере проявлялась и третья - становление и развитие местного самоуправления. В периоды разобщенности самоуправление было одним из инструментов управления для региональных властей. При усилении центральной власти самоуправление было в значительной мере компромиссом между верховной властью и входящими в состав единого государства территориями. Признание прав территорий на самоуправление сглаживало остроту противостояния центра и провинции.

В заключение отметим, что  все реформы управления и в  прошлом, и в настоящем проводятся, конечно, с целью "повышения эффективности  управления". Важно только понимать, что эффективность означает не только четкую передачу управленческих импульсов в рамках административной системы, но и результат управленческой деятельности - обеспечение населения качественными услугами государства, на которые должны идти выплачиваемые гражданами налоги. Об этом и не должны забывать авторы любых реформ в области управления.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.// Консультант плюс
  2. Европейская хартия местного самоуправления. Страсбург, 15 октября 1985 г. // Консультант плюс
  3. Закон «О местном самоуправлении в РСФСР»: Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. // Консультант плюс
  4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный Закон от 18 августа 1995 г. // Консультант плюс
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. // Консультант плюс
  6. О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 9 октября 1993 г. // САПП. 1993. №41. Ст. 3924.
  7. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации: Указ Президента РФ от 26 октября 1993 г. // САПП РФ. 1993. №44. Ст. 4186.
  8. Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы: Положение: Утв. Указом Президента РФ от 26 октября 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. №44. Ст. 4188.
  9. Анимица Е. Г., Тертышный А. Т. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург, 1998. – 296 с.
  10. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996.
  11. Гаврилов Б.И. История России М.: 1999.- 678 с.
  12. Гладышев А.Г. Правовые основы местного самоуправления. - М., 1996.
  13. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М.: «Проспект» 2004.
  14. Исаев И. А. История государства и права России. Учебник – М.: Юристъ, 2001.- 768 г.
  15. Лаптева Л.Е. О местном уровне управления в российской истории и современности, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003.
  16. Местное самоуправление в современной России. – М.: ИСРМО «Малые города». – Владимир, 2007. – 440 с.
  17. Местное самоуправление в России: Сборник статей / под.ред д.эк.наук проф. В.Б Зотова –М.: «Ось-89», 2003 г.
  18. Муниципальное право России / Кокотов А.Н, Саломаткин А.С. - 2005 -384с.
  19. Муниципальное право России: учебник (отв. ред. С.А. Авакьян). - Проспект, 2009 г.
  20. Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М., 1995.
  21. Чепурнова Н.М. Муниципальное право Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Евразийский открытый институт. – М., 2007. – 295 с.
  22. Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп.  – М.; ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.

 

1 Постовой Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. – М., 1995.

2 Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 394 - 401.

3 Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. М., 1987. с. 335.

4 Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. 2. Курс русской истории. Ч. 2. М., 1987. с. 345.

5 Лаптева Л.Е. О местном уровне управления в российской истории и современности, из сборника "История становления и современное состояние исполнительной власти в России". - М.: Новая Правовая культура, 2003

6 История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова М.: «Проспект» 2004.

7 Гаврилов Б.И. История России М.: 1999.- с. 347

8 Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996.

9 Барабашев Г.В. Местное самоуправление. - М.: МГУ, 1996.

10 См., напр.: Василев В.И.Каким быть главному закону о местном самоуправлении?// Журнал российского права № 12; Васецкий Н.А., Краснов Ю.К. Российское законодательство на современном этапе. Государственная дума в формировании правового пространства России (1994-2003). М., 2003; Мокрый В.С. Местное самоуправление: пути становления и развития // Журнал российского права. 2002 № 10; Савранская О.Л. Благими намерениями выстлана дорога в ад (о готовящейся реформе местного самоуправления) // Проблемы местного самоуправления. 2002. № 4; Васильев В.И. Местное самоуправление: закон и практика // там же. 2001. № 8. 

11 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. // СЗ РФ. 2003. №40. Ст. 3822

12 Сравнение законопроекта «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с одноименным действующим Федеральным законом 1995 г. Сравнение подготовлено национальным демократическим институтом международных отношений (НДИ) (http://www.ndi.ru/ARCHIVE/Russian/Laws/Local_Gov/Comp/index.shtml).

13 Д.А.Медведев. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, 5 ноября 2008 г. // Постоянный адрес статьи в Интернете: http://www.kremlin.ru/text/appears/2008/11/208749.shtml.

14 Местное самоуправление в России: Сборник статей/ под.ред д.эк.наук проф. В.Б Зотова –М.: «Ось-89», 2003 г. с. 21-22

15Миронов С.М. Председатель Совета Федерации, Полномочия дали - денег нет // РГ № 204 (5028) от 28 октября 2009 г.


Информация о работе Местное самоуправление в России: основные этапы и их особенности