Местное самоуправление на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет приведена историческая эволюция местного самоуправления, сравнение института местного самоуправления в разные исторические периоды, выявление закономерностей формирования местного самоуправления от внешних условий, состояние развитие органов местного самоуправления на современном этапе , прядок их формирования, полномочия, также будут освещены проблемы развития местного самоуправления в экономической , социальной и градообслуживающей сферах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА1. История развития местного самоуправления в России……………………………………………………………………….5
1.1Дореволюционный этап………………………………………………...5
1.2Самоуправление в СССР……………………………………………….6
1.3Местное самоуправление в постсоветский период…………………..8
ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………..11
2.1 Правовые основы местного самоуправления………………………12
2.2 Местное самоуправление и государство……………………………17
2.3 Предметы ведения и полномочия местного самоуправления……..18
2.4 органы местного самоуправления………………………………….................................................24
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 53.70 Кб (Скачать файл)

Классификация органов местного самоуправления

По способу образования  и делегирования полномочий они  делятся на выборные и другие. Первые отличаются тем, что население напрямую наделяет их полномочиями по решению  вопросов местного значения. Вторые создаются  для обеспечения этих полномочий и могут подразделяться на формируемые  на добровольной основе с последующим  утверждением (например, комиссии представительного  органа), на основе назначения (местная  администрация), на основе кооптации  по установленным нормам (муниципальные  комиссии: административная, жилищная и пр.). Выборные органы получают полномочия непосредственно от населения, т.е. выборы являются не только способом создания органов, но и способом наделения  их полномочиями. Органы, формируемые  иными способами, получают свои полномочия чаще всего от выборных органов. По назначению органы местного самоуправления делятся на органы общего и специального назначения (с широкой и узкой  специализацией). Под органами общего назначения понимаются те, деятельность которых распространяется на все  или большинство сфер деятельности местного самоуправления (представительный орган, администрация, а также такие  органы, как, например, финансовый или  орган по управлению муниципальной  недвижимостью). Под органами специального назначения понимаются "отраслевые" органы, занимающиеся одной или несколькими  сферами муниципальной деятельности (например, городской транспорт, образование, культура и т.д.). Деление по полномочиям  вытекает из классификации самих  полномочий местного самоуправления, которые подразделяются на следующие  группы:

- собственные полномочия  по решению вопросов местного  значения, выполняемые в обязательном  порядке согласно Конституции  РФ, федеральным и региональным  законам;

- делегированные органами  государственной власти федеральными  или региональными законами;

- добровольные, порученные  населением муниципального образования  или реализуемые муниципальной  властью по своему усмотрению. Последние связаны, например, с  кооперированием муниципальных  образований, с выполнением договоров  (в том числе с зарубежными  партнерами), членством в различных  ассоциациях и союзах и др.

В зависимости от способа  принятия решений органы местного самоуправления подразделяются на коллегиальные и  единоличные. Коллегиальное принятие решений характеризует саму суть выборных органов. Оно целесообразно, если решения имеют принципиальное значение для муниципального образования, а также в тех случаях, когда  со стороны населения возможны предположения  о предвзятом отношении или личном интересе должностного лица (например, предоставление муниципального жилья, размещение муниципального заказа, оказание социальной помощи отдельным лицам  и т.п.). Такие решения могут  приниматься специально создаваемыми коллегиальными органами.

В то же время вопросы  оперативного управления муниципальным  хозяйством более эффективно решаются на основе единоначалия, когда конкретными  сферами деятельности управляют  профессионалы, несущие ответственность  за результаты этой деятельности.

По типу исполняемых функций  органы местного самоуправления делятся  на представительные (проектная функция) и исполнительные (программная функция). Представление интересов заключается  в их выявлении, агрегировании, аккумулировании, принятии программы (проекта) развития муниципального образования (отсюда термин "проектная функция") и правовых актов, необходимых для реализации проекта. Реализация интересов обеспечивается путем разработки и исполнения программы  деятельности органов местного самоуправления ("программная функция"), направленной на осуществление проекта. Этим двум типам функций соответствуют  два основных типа органов местного самоуправления - представительные и  исполнительные.

Исходя из данной классификации, можно охарактеризовать каждый орган  местного самоуправления. Например, комитет  по социальной политике является: по способу  образования - формируемым на основе назначения, по назначению - органом  специального назначения, по полномочиям - исполняющим и собственные, и делегированные полномочия, по способу принятия решений - коллегиальным, по типу выполняемых функций - исполнительным. Однако такое разделение достаточно условно, и практически по всем классификационным признакам возможны варианты частичного или даже полного совмещения разнородных функций в одном органе.

Представительный орган  муниципального образования

Количественный состав представительного  органа определяется уставом муниципального образования и зависит, как правило, от числа жителей. В разных странах  подходы к определению численности  депутатов представительного органа весьма различны. Так, в большинстве  штатов США преобладают муниципальные  советы, небольшие по составу (в среднем 6 - 12 человек). В Японии, напротив, состав местных советов довольно многочислен - 40 - 120 членов в ассамблеях префектур  и 12 - 100 членов в муниципальных ассамблеях. Во Франции численность советников в муниципальных советах может  составлять от 9 (в коммунах с населением менее 100 человек) до 69 (в коммунах с  населением более 300 тысяч человек). В России Федеральным законом 2003 года установлен нижний предел численности  депутатов представительного органа исходя из численности населения  муниципального образования:

- 7 - при численности жителей  менее 1000;

- 10 - при численности жителей  от 1 до 10 тысяч;

- 15 - при численности жителей  от 10 до 30 тысяч;

- 20 - при численности жителей  от 30 до 100 тысяч;

- 25 - при численности жителей  от 100 до 500 тысяч;

- 35 - при численности жителей  свыше 500 тысяч.

Численность депутатов в  муниципальном районе не может быть менее 15. Верхние пределы численности  депутатов Закон не ограничивает.

Депутаты представительного  органа избираются населением на муниципальных  выборах. Для муниципального района Закон допускает две схемы, упомянутые выше.

 

В исключительной компетенции  представительного органа местного самоуправления находятся:

- принятие устава муниципального  образования, внесение в него  изменений и дополнений;

- утверждение местного  бюджета и отчета о его исполнении;

- установление, изменение  и отмена местных налогов и  сборов в соответствии с законодательством  РФ о налогах и сборах;

- принятие планов и  программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

- определение порядка  управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной  собственности;

- определение порядка  принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных  предприятий и учреждений, а также  об установлении тарифов на  услуги муниципальных предприятий  и учреждений;

- определение порядка  участия муниципального образования  в организациях межмуниципального  сотрудничества;

- определение порядка  материально-технического и организационного  обеспечения деятельности органов  местного самоуправления;

- контроль исполнения  органами и должностными лицами  местного самоуправления полномочий  по решению вопросов местного  значения.

Депутаты представительного  органа муниципального образования  осуществляют свои полномочия, как  правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов, а в малых муниципальных образованиях - 1 депутат.

 

Организацию деятельности представительного  органа в соответствии с уставом  муниципального образования осуществляет его глава или избираемый из числа  депутатов председатель.

Разнообразие вопросов, решаемых представительным органом, вызвало  необходимость создания в его  составе структурных единиц - комитетов  и комиссий по определенным направлениям деятельности. Структурные подразделения готовят проекты решений представительного органа, им может также передаваться право самостоятельного решения определенного круга вопросов. В некоторых крупных городах в составе представительных органов сформировались также депутатские группы (фракции) по территориальному или партийному признаку. Расходы на обеспечение деятельности представительного органа предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой

 

 

Исполнительно-распорядительный орган.

Исполнительно-распорядительный орган наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия администрации  городского округа

  1. разрабатывает проекты планов и программ социально-экономического развития
  2. ) обеспечивает составление балансов: финансового, денежных доходов населения, трудовых, земельных ресурсов и других, необходимых для управления экономическим и социальным развитием городского округа;
  3. в соответствии с законом и порядке, установленном Думой городского округа, создает муниципальные предприятия, учреждения и организации, решает вопросы их реорганизации и ликвидации;
  4. в порядке, установленном Думой городского округа, осуществляет регулирование тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений.
  5. осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
  6. осуществляет планирование застройки территории городского округа, территориальное зонирование земель;
  7. организует разработку и осуществление земельно-хозяйственного устройства
  8. Управление градообслуживающей сферой.

Глава муниципального образования

Глава муниципального образования  является его высшим должностным  лицом, возглавляющим деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Порядок избрания главы муниципального образования изложен выше. В пределах своих полномочий он:

- представляет муниципальное  образование в отношениях с  органами местного самоуправления  других муниципальных образований,  органами государственной власти, гражданами и организациями, без  доверенности действует от имени  муниципального образования;

 

- подписывает и обнародует  в порядке, установленном уставом  муниципального образования, правовые  акты, принятые представительным  органом;

- издает в пределах  своей компетенции правовые акты;

- вправе требовать созыва  внеочередного заседания представительного  органа.

Глава муниципального образования  подконтролен и подотчетен населению  и представительному органу муниципального образования.

Глава муниципального образования, являющийся одновременно главой местной  администрации, имеет право отклонить  нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, с мотивированным обоснованием отклонения либо с предложениями  о внесении в него изменений и  дополнений (отлагательное вето). Это  решение может быть отклонено  представительным органом, если при  повторном рассмотрении за принятие указанного акта проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов (квалифицированное большинство). В  этом случае глава муниципального образования  обязан подписать нормативный правовой акт и обнародовать его.

  Таким образом трансформация  института местного самоуправления  является последствием изменений политического , экономического , правового и социального устройства государства . Конституционные основы также повлияли на систему местного самоуправления, в том числе и на формирование и структуру органов местного самоуправления.  Демократический режим предполагает что главным источником власти является народ и это изменило сущность местного самоуправления путём выборов высшего должностного лица муниципального образования, а также через участие граждан в местном самоуправлении посредством референдума, опросов, выборов , обращений и т. д. Законодательство также оказало влияние на изменение  местного самоуправления, например в законе 2003 года предусмотрен ряд существенных изменений в порядке формирования, структуре и полномочиях отдельных органов местного самоуправления.

Прежде всего, наличие  в муниципальном образовании  представительного органа, главы  муниципального образования и местной  администрации стало обязательным, тогда как по Федеральному закону 1995 года обязательным было только наличие  представительного органа. Закрепление  правового статуса администрации  позволит урегулировать взаимоотношения  исполнительных органов как с  представительными органами местного самоуправления, так и с исполнительными  органами государственной власти субъекта РФ, а также весь бюджетный процесс, предусмотренный Бюджетным кодексом РФ. Экономические изменения повлекли за собой новые принципы управления муниципальной экономикой. Местное самоуправление как система государственного устройства незамедлительно реагирует на изменения происходящие в государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На современном этапе  институт местного самоуправления находится  на стадии становления и укрепления. Для полноценного развития местного самоуправления, полноценной реализации  вопросов местного значения, чёткой работы органов местного самоуправления, полноценного развития муниципальных образований нужно преодолеть ряд существенных проблем таких как формирование гражданского общества, повышение социальной активности, кадровое обеспечение органов местного самоуправления, применение различных экономических методов для улучшения хозяйственной деятельности. Кроме того для укрепления местного самоуправления потребуется поддержка органов государственной власти как на региональном так и на федеральном уровне, путём проведения ими эффективной политики в политической , экономической , социальной и правовой областях.

 

 

 

Информация о работе Местное самоуправление на современном этапе