Местное самоуправление на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет приведена историческая эволюция местного самоуправления, сравнение института местного самоуправления в разные исторические периоды, выявление закономерностей формирования местного самоуправления от внешних условий, состояние развитие органов местного самоуправления на современном этапе , прядок их формирования, полномочия, также будут освещены проблемы развития местного самоуправления в экономической , социальной и градообслуживающей сферах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА1. История развития местного самоуправления в России……………………………………………………………………….5
1.1Дореволюционный этап………………………………………………...5
1.2Самоуправление в СССР……………………………………………….6
1.3Местное самоуправление в постсоветский период…………………..8
ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………..11
2.1 Правовые основы местного самоуправления………………………12
2.2 Местное самоуправление и государство……………………………17
2.3 Предметы ведения и полномочия местного самоуправления……..18
2.4 органы местного самоуправления………………………………….................................................24
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 53.70 Кб (Скачать файл)

  Устав муниципального образования

Устав муниципального образования - своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. В нем отражены основные принципы работы органов местного самоуправления.

 2.2 Местное самоуправление и государство.

Эффективность деятельности местного самоуправления в значительной мере определяется политикой государства  по отношению к нему, системой взаимоотношений  между органами государственной  власти и местного самоуправления. Взаимодействие с органами государственной  власти является одной из важных составных  частей муниципальной политики. Органы местного самоуправления во взаимоотношениях с государством через свои союзы  и ассоциации воздействуют на формирование государственной политики в области  местного самоуправления. Представительные органы местного самоуправления наделены правом законодательной инициативы в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ, т.е. они имеют право  вносить проекты законодательных  актов субъектов РФ или изменений  в действующие законодательные  акты, подлежащие обязательному рассмотрению.

Формы государственного регулирования  местного самоуправления:

-Законодательное регулиривание

-Экономическое регулирование

-Государственная поддержка

-Контроль и надзор

-Государственные гарантии  прав

Законодательное регулирование  деятельности местного самоуправления осуществляется государством путем  формирования правовой базы, включая  законодательное определение территорий и границ муниципальных образований, предметов ведения и полномочий. Эти вопросы были рассмотрены  в предыдущих разделах.

Экономическое регулирование  деятельности местного самоуправления осуществляется путем наделения  его имуществом и финансовыми  средствами и использования механизмов налогового и бюджетного регулирования.

 

Государственная поддержка местного самоуправления

Органы государственной  власти обязаны создавать необходимые  условия для становления и  развития местного самоуправления, содействовать  населению в осуществлении права  на местное самоуправление. Государственная  поддержка осуществляется посредством  соответствующих федеральных и  региональных программ. Существенными  компонентами государственной поддержки  местного самоуправления являются: методическая помощь, в частности разработка модельных  нормативных актов и рекомендаций; информационное обслуживание; развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления. Государственное регулирование  и поддержка местного самоуправления на федеральном уровне реализуются  благодаря системе федеральных  органов, ведающих вопросами местного самоуправления. Они действуют в  Правительстве РФ, в палатах Федерального Собрания РФ. В системе федеральных  органов исполнительной власти курирование  местного самоуправления возложено  на Министерство регионального развития РФ, в составе которого есть соответствующие  структурные подразделения.

2.3 Предметы ведения  и полномочия местного самоуправления.

Полномочия - это права, которыми наделен каждый уровень власти и  управления для выполнения возложенных на него функций.

Вопросы местного значения и полномочия местного самоуправления

Вопросы местного значения, отнесенные российским законодательством  к предметам ведения местного самоуправления, можно разбить на две большие группы: вопросы, связанные  с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функций, и вопросы  хозяйственного плана, связанные с  жизнеобеспечением поселений и  оказанием муниципальных услуг  населению.

К вопросам первой группы можно  отнести, например, такие, как формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов  и сборов, владение, пользование  и распоряжение муниципальным имуществом, экологический контроль и др.

Вопросы второй группы, связанные  с оказанием муниципальных услуг  населению, в свою очередь, можно  разбить на две группы. Для одной  Закон употребляет термины "организация", "содержание", "обеспечение", что предполагает полную ответственность  органов местного самоуправления за их решение и частичное или  полное финансирование из средств местных  бюджетов. К таким вопросам относятся, например, организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, содержание и строительство местных  дорог, обеспечение первичных мер  пожарной безопасности, организация  службы скорой медицинской помощи, организация библиотечного обслуживания населения и др. Для другой группы вопросов в Законе используются термины "создание условий" и "участие", что предполагает осуществление  соответствующих функций иными  субъектами деятельности, отсутствие обязательного бюджетного финансирования и возложение на органы местного самоуправления лишь части ответственности за их решение. К их числу относятся  создание условий для обеспечения  населения услугами общественного  питания, торговли и бытового обслуживания, для организации досуга и обеспечения  жителей услугами организаций культуры, массового отдыха, развития массовой физической культуры и спорта и др.

В Федеральном законе 1995 года (ст. 6) для всех муниципальных  образований был установлен единый перечень вопросов местного значения из 30 пунктов. Он не был исчерпывающим. Органы местного самоуправления имели  право принимать к рассмотрению и иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов  РФ, а также вопросы, не исключенные  из их ведения и не отнесенные к  ведению других органов. Эта норма  давала органам местного самоуправления право решать вопросы жизнеобеспечения населения в случаях, не урегулированных  законодательством.

В Федеральном законе 2003 года предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления установлены  исходя из следующих отправных положений.

1. Вопросы местного значения, являющиеся предметом ведения  местного самоуправления, разделены  по типам муниципальных образований  на вопросы местного значения  поселения, муниципального района  и городского округа. Общими для  всех типов муниципальных образований  являются вопросы формирования, утверждения и исполнения соответствующих  бюджетов, контроль за их исполнением,  установление, изменение и отмена  закрепленных за данным уровнем местных налогов и сборов, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом. Остальные вопросы местного значения четко разграничены между поселениями и муниципальными районами, а за городскими округами закреплены все вопросы местного значения поселений и муниципальных районов.

2. К ведению поселений  отнесен круг вопросов, связанных  в основном с повседневным  жизнеобеспечением населения. Это:  обеспечение малоимущих граждан  жилыми помещениями в соответствии  с жилищным законодательством,  организация строительства и  содержания муниципального жилищного  фонда, создание условий для  жилищного строительства, организация  в границах поселения тепло-  и водоснабжения, водоотведения,  снабжения топливом, обеспечение  первичных мер пожарной безопасности, создание условий для организации  досуга и обеспечения жителей  поселения услугами организаций  культуры, для развития массовой  физической культуры и спорта, массового отдыха, благоустройство  и озеленение территории, планирование  застройки поселений, организация  освещения улиц, установка уличных  указателей и т.п.

3. Многие вопросы местного  значения отнесены к предметам  ведения и поселения, и муниципального  района. Разграничение между ними  произведено по такому принципу, что в границах поселения за  их решение отвечает оно само, а за межпоселенческие вопросы  - муниципальный район. Например, к вопросам местного значения  поселения отнесена организация  транспортного обслуживания в  границах поселения, а к вопросам  муниципального района - организация  транспортного обслуживания между  поселениями в границах муниципального  района. К уровню поселения отнесены  организация сбора и вывоза  бытовых отходов и мусора, библиотечного  обслуживания населения, ритуальных  услуг и содержание мест захоронения,  к уровню муниципального района - организация библиотечного обслуживания  поселений (библиотечный коллектор), содержание межпоселенческих мест  захоронения и организация ритуальных  услуг и т.д.

4. Исключительно на уровень  муниципального района вынесены  вопросы, решение которых требует  наличия развитой инфраструктуры  и крупных затрат на ее поддержание.  К ним относятся: организация  охраны общественного порядка,  предоставления начального и  среднего общего образования,  дошкольного образования, отдыха  детей в каникулярное время,  основных видов медицинской помощи, организация и осуществление  экологического контроля территории и ряд других. При этом в сфере образования полномочия по финансовому обеспечению процесса (заработная плата педагогического персонала, учебные пособия, средства технического обеспечения и т.д.) возложены на органы государственной власти субъектов РФ. Эта мера призвана гарантировать получение качественных образовательных услуг во всех муниципальных образованиях, независимо от состояния их доходной базы.

5. Учитывая различные  возможности отдельных поселений  (например, сельское поселение из  нескольких населенных пунктов  с общей численностью жителей  1 - 2 тысячи и городское поселение  с населением 30 - 50 тысяч жителей), закон устанавливает, что органы  местного самоуправления поселения  и муниципального района вправе  заключать между собой соглашения  о передаче друг другу части  полномочий. Данная норма позволяет  экономически слабому и дотационному  поселению передавать часть своих  функций муниципальному району (с  соответствующим сокращением объема  дотаций), а городскому поселению  - принимать на себя ряд функций  муниципального района.

6. В отличие от Федерального  закона 1995 года, в Федеральном законе 2003 года установлено, что органы  местного самоуправления вправе  решать иные вопросы, не отнесенные  к их компетенции и компетенции  других уровней публичной власти, только при наличии собственных  материальных и финансовых ресурсов.

7. Полномочия органов  местного самоуправления по решению  вопросов местного значения выделены  в отдельную статью закона (ст. 17), т.е. отделены от перечня  этих вопросов. Полномочия являются  общими для всех типов муниципальных  образований и включают в себя  такие пункты, как принятие уставов  и иных муниципальных правовых  актов, установление официальных  символов, создание муниципальных  предприятий и учреждений, установление  тарифов на их услуги (если  иное не предусмотрено федеральными  законами), формирование и размещение  муниципального заказа, проведение  муниципальных выборов, референдумов  и голосований, принятие и организация  выполнения планов и программ  комплексного социально-экономического  развития, учреждение муниципальных  средств массовой информации  и др.

8. Установлено, что перечень  вопросов местного значения всех  типов муниципальных образований  может быть изменен только  путем внесения изменений и  дополнений в Федеральный закон.  Финансирование решения этих вопросов осуществляется за счет средств местных бюджетов и может дополнительно финансироваться из бюджетов других уровней и государственных внебюджетных фондов. Федеральные законы и законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Таким образом, Федеральный  закон 2003 года кардинально меняет всю  схему определения предметов  ведения и полномочий местного самоуправления, делает ее более четкой, разграничивает по типам муниципальных образований, увязывает с решением вопросов финансирования. Все это будет способствовать совершенствованию всех сторон деятельности местного самоуправления.

 

2.4 органы местного  самоуправления.

Организационные основы местного самоуправления - это комплекс вопросов, связанных с определением структуры  и наименования органов местного самоуправления, их статуса, порядка  формирования, компетенции, разграничения  полномочий между ними, системы взаимоотношений, порядка принятия решений, методов  разрешения противоречий, порядка прекращения  полномочий.

Органы местного самоуправления могут избираться непосредственно  населением и (или) образовываться представительным органом муниципального образования. Каждый из них наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Должностное лицо местного самоуправления может быть выборным либо нанятым по контракту (трудовому  договору) и наделяется исполнительно-распорядительными  полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования, например муниципальная  избирательная комиссия, руководитель милиции общественной безопасности и др. При этом, согласно Федеральному закону 2003 года N 131-ФЗ, наличие представительного  органа, главы муниципального образования  и местной администрации является обязательным, за исключением сельских поселений с численностью жителей менее 100, в которых полномочия представительного органа осуществляет сход граждан. Наименования органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливаются законом субъекта РФ с учетом местных традиций. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность и иные вопросы деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются уставом муниципального образования.

Информация о работе Местное самоуправление на современном этапе