Местное самоуправление на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

В данной работе будет приведена историческая эволюция местного самоуправления, сравнение института местного самоуправления в разные исторические периоды, выявление закономерностей формирования местного самоуправления от внешних условий, состояние развитие органов местного самоуправления на современном этапе , прядок их формирования, полномочия, также будут освещены проблемы развития местного самоуправления в экономической , социальной и градообслуживающей сферах.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА1. История развития местного самоуправления в России……………………………………………………………………….5
1.1Дореволюционный этап………………………………………………...5
1.2Самоуправление в СССР……………………………………………….6
1.3Местное самоуправление в постсоветский период…………………..8
ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………………………..11
2.1 Правовые основы местного самоуправления………………………12
2.2 Местное самоуправление и государство……………………………17
2.3 Предметы ведения и полномочия местного самоуправления……..18
2.4 органы местного самоуправления………………………………….................................................24
Заключение………………………………………………………………………30
Список используемых источников……………………………………………..31

Файлы: 1 файл

курсовая 1.docx

— 53.70 Кб (Скачать файл)

Переходный период до конца 1995 года характеризовался доминированием исполнительной власти. Лишь в некоторых  регионах были избраны по временным  положениям представительные органы местного самоуправления с весьма ограниченными  полномочиями. Только после принятия в 1995 году Федерального закона "Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" началось возрождение местного самоуправления в России. Были избраны новые органы местного самоуправления. В конце 1995 года Правительством РФ была принята Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. После выполнения ее основных мероприятий в 1999 году была принята вторая программа - Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления. В 1996 году был принят Федеральный закон "Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". В 1997 году принят Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в РФ", в 1998 году - Федеральный закон "Об основах муниципальной службы в РФ". В том же году Россия ратифицировала Европейскую хартию местного самоуправления. В 1999 году Указом Президента РФ были утверждены Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти были созданы Совет по местному самоуправлению в РФ, возглавляемый Президентом России, и Совет руководителей органов местного самоуправления по проблемам социально-экономической реформы при Правительстве РФ.

В то же время практика реализации местного самоуправления выявила ряд  серьезных недостатков и нерешенных проблем. В ряде субъектов РФ полноценные  органы местного самоуправления так  и не были сформированы и сохранилась  практика назначения глав городов и  районов региональными президентами и губернаторами. Изменения в  налоговом и бюджетном законодательстве существенно подорвали финансовую базу местного самоуправления и превратили большинство муниципальных образований  в дотационные. На органы местного самоуправления был возложен значительный объем  государственных полномочий, не обеспеченных финансированием.

С 2002 года в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко  разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Существенным ее компонентом стала реформа  местного самоуправления. В 2003 году был  принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ, который должен был вступить в силу с 1 января 2006 года. В дальнейшем в него было внесено множество изменений и дополнений (см. приложение 1), в том числе срок вступления Закона в полную силу был отодвинут на 1 января 2009 года в связи с финансовой необеспеченностью и неготовностью вновь образованных муниципальных образований (особенно сельских поселений) к его реализации. По состоянию на сентябрь 2006 года завершен первый этап реформы - формирование новой системы муниципальных образований. Прошли выборы органов местного самоуправления, разработаны или скорректированы уставы муниципальных образований и начался период адаптации к требованиям нового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. МЕСТНОЕ  САМОУПРАВЛЕНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 

С проведением в России кардинальных  экономических , политических, социальных реформ 90-х годов государственная  система существенно трансформировалась. Изменились принципы государственного управления, жизнедеятельность людей , быта, ориентиров развития страны в  челом. Естественно перемены такого масштаба оказали огромное влияние  на систему местного самоуправления. Политические перемены требуют повышение  гражданского общества и социальной активности населения, потому что непосредственное участие население в решении вопросов местного значения является неотъемлемым элементом деятельности и развития муниципального образования. Экономические перемены  повлекли за собой финансовую слабость муниципальных образований, это очень большая и значимая проблема, потому что от этого зависит социально-экономическая стабильность муниципального образования. Все эти факторы обусловили сущность местного самоуправления , и это требует создание системы функционирования  местного самоуправления путем формирования органов посредством которых будут решаться вопросы местного значения, порядок их формирования и разграничения между ними полномочий. Построение данной системы должно отражать политические , экономические , социальные интересы государства.

 

 

 

 

 

2.1 Правовые основы  местного самоуправления

Понятие и состав правовой базы местного самоуправления.

Эффективное функционирование системы местного самоуправления во многом определяется уровнем развития его правовой базы.

 Правовая база местного  самоуправления – это система  законодательных и иных нормативных  актов , на основе которых оно  функционирует. Состав правовой  базы местного самоуправления  включает:

-Конституция Российской  Федерации

-Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” , другие федеральные законы

-Указы и распоряжения  Президента РФ , иные федеральные  правовые акты

- Конституции (уставы) субьектов  РФ , законы и иные правовые  акты органов государственной власти субьектов РФ

- Уставы муниципальных  образований ,решения принтые  на местных референдумах,сходах  граждан, правовые акты органов  и должностных лиц местного  самоуправления.

Правовая база местного самоуправления находится в стадии формирования . Но в системе правовых знаний уже  выделилась особая отрасль права- муниципальное  право. Оно регулирует правовые отношения  возникающие возникающие в процесе  организации местного самоуправленияю.

 Конституционные  основы местного самоуправления.

С принятием Конституции  в Российской Федерации были установлены  основные принципы жизнедеятельности  государства.  Данные принципы должны обязателно выполнятся всеми уровнями власти на всей территории Российской Федерации. Таким образом изменение  государственного устройства и принятие новой Конституции повлекли за собой  изменение местного самоуправления. Итак к Конституционным основам  местного самоуправления относится:

-Cтатус местного самоуправления.

Народ осуществляет свою власть непосредственно , а также через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления (ст 3, п. 2).

В РФ признаётся и гарантируется  местное самоуправление. Местное  самоуправление в пределах своих  полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

-Муниципальная собственность.

В РФ признаётся и защищается муниципальная собственность.

В муниципальной собственности  могут находится земля и другие природные ресурсы  .

-Основные права и свободы.

Определяют деятельность органов местного самоуправления (ст.18)

Органы местного самоуправления и их должностные лица должны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами , непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом ( ст.24, п.2)

Право граждан избирать быть избранными в органы местного самоуправления ( ст.32 , п2)

Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 33)

-Право на жилище.

Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство,  в муниципальных  условия для  осуществления права на жилище. (ст. 40, п 2)

Обязанность предоставления жилья малоимущим и иным указанным  в законе гражданам, нуждающимся  в жилище бесплатно или за доступную  плату из муниципальных жилищных фондов.

- Право на медицинскую  помощь.

Бесплатная медицинская  помощь в муниципальных  медицинских учреждениях здравоохранения  за счёт соответствующих бюджетов, страховых взносов, других поступлений (ст. 41, п. 1)

- Право на образование.

Общедоступное и бесплатное дошкольное , основное общее и среднее  профессиональное образование в  муниципальных образовательных  учреждениях.(ст.43 п.2)

Бесплатное высшие образование  в муниципальном образовательном  учреждении на конкурсной основе.

-Установление принципов  организации местного самоуправления.

Установление общих принципов  организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению РФ и Субьектов федерации.

-Сфера деятельности.

Обеспечивает самостоятельное  решение населением вопросов местного значения , владение , пользование и  распоряжения муниципальной собственностью.

-Форма осуществления.

Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизьявления , через  выборные органы местного самоуправления.

-Структура органов .

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

-Задачи и функции

 Органы местного самоуправления  самостоятельно управляют муниципальной  собственностью, формируют утверждают  и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляеют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

-Гарантии прав

Местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту , на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений , принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления , установленных Конституцией РФ.

Конституция РФ признает и  гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную  собственность, включая собственность  на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное  формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. В пределах своих  полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления, как упоминалось, не входят в систему органов государственной  власти. Это необходимо трактовать не как утрату ими полномочий, а  как невозможность органов государственной  власти выступать в качестве вышестоящей  инстанции по отношению к органам  местного самоуправления.

  Федеральное законодательство.

Федеральный закон 2003 года N 131-ФЗ относит к полномочиям федеральных  органов государственной власти в области местного самоуправления:

- определение общих принципов  организации местного самоуправления  в РФ;

- правовое регулирование  деятельности федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ и их должностных лиц  в области местного самоуправления;

- правовое регулирование  прав, обязанностей и ответственности  граждан, органов и должностных  лиц местного самоуправления  по решению вопросов местного  значения и при осуществлении  переданных государственных полномочий.

  Региональное законодательство

Для конкретного муниципального образования региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку  муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта РФ.

Федеральный закон 2003 года относит  к полномочиям органов государственной  власти субъектов РФ правовое регулирование  вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах  РФ, правами и обязанностями органов  государственной власти субъектов  РФ и их должностных лиц в области  местного самоуправления, правами и  обязанностями органов и должностных  лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов РФ.

В конституциях (уставах) субъектов  РФ содержатся разделы, посвященные  местному самоуправлению. Каждый субъект  РФ принимал закон об организации  местного самоуправления на своей территории, а также пакет других законов  по вопросам местного самоуправления

Система муниципальных правовых актов

По вопросам местного значения населением муниципальных образований  непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются  муниципальные правовые акты.

Система муниципальных правовых актов:

-Население на референдумах и сходах-Решения-Важнейшие вопросы местного значения.

-Представительный орган-Решения-Устав  муниципального образования ; Правила обязательные для исполнения на территории  муниципального образования; Вопросы организации деятельности представительного органа.

-Председатель представительного  органа- Постановления и распоряжения-Вопросы  организации деятельности представительного  органа.

-Глава местной администрации-Постановления  и распоряжения- Вопросы местного  значения , вопрося организации местной  администрации.

-Глава муниципального  образования-Постановления и распоряжения-Вопросы  председателя представительного  органа или главы администрации.

 Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования.

Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности  муниципального образования. Наиболее типичные из них:

- положение о местных  референдумах и местных выборах;

- положение об организации  территориального общественного  самоуправления на территории  муниципального образования;

- положение о порядке  управления собственностью муниципального  образования;

- правила землепользования  и застройки;

- правила торговли;

- положение о муниципальном  заказе;

- положение о муниципальной  службе и т.д.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься органами территориального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.

Информация о работе Местное самоуправление на современном этапе