Конституционное регулирование основных прав и свобод граждан в США и Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека. Права человека — универсальная категория, представляющая собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе. В современный период права человека понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Содержание работы

Введение 3
1 Права человека и гражданина в России 4
1.1 Права человека и гражданина: понятие и виды 4
1.2 Реализация политических прав граждан в России 13
2 Конституционное регулирование основных прав и свобод
граждан в США и Германии 17
2.1Право собственности и ее наследование 17
2.2 Право на труд и свобода труда 18
2.3 Право на охрану здоровья 19
2.4 Право на образование и свобода образования 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

право-готовое.docx

— 41.13 Кб (Скачать файл)

— являются способом привлечения каждого гражданина к политическому народовластию (на уровне участия в реализации как государственной власти, так и местного самоуправления).

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:

1) свобода мысли и слова (ст. 29);

2) право на информацию (ч. 2 ст. 24, ч. 4 ст. 29);

3) право на объединение (ст. 30);

4) право на проведение публичных  мероприятий (ст. 31);

5) право на участие в управлении  делами государства (ст. 32);

6) право на обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст. 33).

Если и говорить о победах реформ в современной России, то в большей мере они связаны с «прорывом» в установлении и частичном осуществлении политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полной реализации должна стать формирующаяся новая система политического народовластия демократической российской государственности.

Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе социалистических учений, в результате классовой борьбы трудящихся за улучшение своего положения. (Впервые они были закреплены в Конституции РСФСР 1918 г.)

Особенности данных прав:

— единство материального (экономического и социально-культурного) содержания;

— нередко выступают как права и гарантии, ибо обеспечивают реализацию других прав и свобод;

— имеют общесоциальную направленность, так как выступают инструментами утверждения гуманизма и справедливости;

— требуют в отношении себя более детальной конкретизации в текущем (трудовом, жилищном, гражданском и т.д.) законодательстве;

— одни права претерпели существенное изменение ( право на труд, на образование и т.п.), другие оказались принципиально новыми для российской правовой системы (это прежде всего такие фундаментальные для развития рыночной экономики права, как право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности).

В обобщенном плане все главные изменения в содержании экономических, социальных и культурных прав можно проследить на основе анализа общей системы данной группы прав и свобод, получающих закрепление в Конституции РФ 1993 г. Она позволяет представить социально-экономические права в виде системного единства (совокупности) следующих групп прав:

1) рыночно-экономические права  и свободы, обеспечивающие свободу  предпринимательской и иных форм  экономической, трудовой деятельности:

— право частной собственности (ч. 1 ст. 35) и ее наследования (ч. 4 ст. 35);

— право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст. 36);

— право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);

— право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

— право на труд и на вознаграждение за труд (ч. 3 ст. 37);

2) социально-культурные права и  свободы, способствующие духовному  развитию граждан:

— право на образование (ч. 1 ст. 43), на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч. 2 ст. 43);

— право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч. 3 ст. 43);

— свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества (ч. 1 ст. 44);

— свобода преподавания (ч. 1 ст. 44);

— право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

— право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

3) социальные права, гарантирующие  человеку достойную жизнь, защиту  от негативного воздействия рынка:

— право на гарантированный минимальный размер оплаты труда (ч. 2 ст. 7);

— право на защиту от безработицы (ч. 3 ст. 37);

— право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч. 1 ст. 38);

— право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч. 2 ст. 7);

— право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);

— право на жилище (ч. 1 ст. 40), на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ч. 3 ст. 40);

— право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения (ст. 41);

4) социальные права-гарантии, обеспечивающие  нормальное физиологическое развитие  личности:

— право на отдых (ч. 5 ст. 37);

— право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);

5) социальные права, способствующие  достижению социального партнерства  в обществе:

— право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 13, 30);

— право на индивидуальные и коллективные трудовые споры», включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37).

 

1.2 Реализация политических прав граждан в России

 

Политические права являются одной из разновидностей целой системы прав, принадлежащих гражданину в России. Те права, которые принято считать политическими, были сформулированы еще в эпоху буржуазно-демократических революций и закрепляются в различных международно-правовых актах.

Можно выделить целый ряд особенностей законодательного оформления политических прав граждан в России.

1. В Конституции Российской Федерации  признаются и гарантируются права  гражданина, включая политические, согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права, следовательно, на российской территории  должны соблюдаться Всеобщая  Декларация прав человека и  иные конвенции о правах.

2. Признание государством политических  прав гражданина означает обязанность  государства утвердить эти права  в своем законодательстве, предпочтительно  в Конституции.

3. Закрепление политических прав  в Конституции Российской Федерации  позволяет рассматривать их как  основные. Исходя из этого политические  права нельзя делить на более  или менее значимые.

4. Политические права являются  неотчуждаемыми. Поэтому они не  могут быть ограничены государством  без указания оснований их  ограничений.

5. Политические права являются  непосредственно действующими, так  как они определяют смысл, содержание  и применение законов, деятельность  законодательной и исполнительной  власти, местного самоуправления  и обеспечиваются правосудием. В  силу этого обстоятельства Конституция  Российской Федерации может применяться  непосредственно при осуществлении  правосудия по вопросу о реализации  политических прав граждан. Реальное  или фактическое осуществление  политических прав и совокупность  гарантий, позволяющих их реализовывать, зависит не только от существующих  предписаний норм права, но и  от ряда различных факторов: правового  сознания граждан, их менталитета, особенностей функционирования  властных структур, традиций, верований, обычаев.

Гарантии, которые содержатся в Конституции по обеспечению политических прав российских граждан, должны соответствовать реальным социально-политическим условиям в государстве. Гарантом обеспечения политических прав граждан в России выступает Президент Российской Федерации, российский народ, Уполномоченный по правам человека, избираемый среди депутатов Государственной Думы.

На практике политические права граждан часто нарушаются. Особенно это касается политического права избирать и быть избранным, как в государственные, так и в органы негосударственной власти, а также право участия в референдуме. Так, при проведении кандидатами предвыборной агитации наблюдается злоупотребление служебным положением (самореклама, незаконное использование бюджетных средств, привлечение незаконных источников финансирования).

В законодательстве о выборах нет четких критериев» для признания выборов недействительными. Более того, даже в случае обнаружения серьезных нарушений законодательства признать выборы недействительными практически невозможно, если только нарушения не касаются фиксирования результатов волеизъявления, подсчета голосов и определения результатов выборов.

В средствах массовой информации иногда можно встретить утверждение, что к управлению государством нельзя допускать всех граждан без исключения. С правовой точки зрения это утверждение является некорректным, так как подразумевается попрание политического права граждан участвовать в управлении делами государства. Просматривается также тенденция со стороны некоторых учреждений государственной власти отказать определенным категориям граждан в таком важнейшем политическом праве, как быть избранным.

Для большинства государственных служащих в силу особенностей их политического менталитета непривычно действовать, основываясь на законе, тем более на Конституции, которая, как правило, воспринимается как «торжественная декларация». Для многих российских граждан Конституция также носит «декоративный» характер, а для некоторых — изданием, которое можно пролистать на досуге. Проявлением подобного конституционного нигилизма выступает образное выражение, что «Конституция Конституцией, но для руководителя есть инструкция».

Основным гарантом совокупности политических прав должна выступать такая система политического народовластия, которая бы органически сочеталась с особенностями российского менталитета и основывалась на праве. Ограничения политических прав должны быть продиктованы не только соображениями политической конъюнктуры, а требованиями обеспечить безопасность государства и осуществление политических прав российских граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Конституционное  регулирование основных прав  и свобод граждан в США и  Германии

2.1 Право собственности и ее наследование

 

В Конституциях США и Германии речь идет о собственности, обеспечивающей жизненные потребности человека. Ее обычно называют частной собственностью. На основе собственности в любом государстве возникают своего рода классовые разделения. Существуют как крупные собственники, так и мелкие. Последние вынуждены работать по найму у крупного собственника (Государство, АО и пр.) или у мелкого предпринимателя.

Развитие производства ведет к обобществлению собственности в самых различных формах, в том числе путем создания таких предприятий, которые принадлежат работающим на них лицам. Они встречаются в США.

В конституции ФРГ в отношении собственности говорится, как о социальной функции, о том, что она обязывает собственника.

Собственность может быть, и изъята для государственных или общественных нужд. То есть владелец, при этом, лишается права собственности, однако обычно это компенсируется государством. На практике возможна национализация собственности. Такого рода мероприятия проходили как в США, так и в ФРГ. Чаще данный процесс связан с банкротством каких-либо предприятий, находящихся в частной собственности, которое приведет к нежелательным последствиям для государства и общества.

Конкретное имущество у собственника (кроме реквизиции и некоторых других случаев) может быть изъято только в общественных целях, на основе закона, по решению суда и при равноценном возмещении.

Во многих странах иностранцы не имеют права собственности на землю, на природные подземные богатства. Однако это не касается США и Германии.

С правом собственности связано право на свободную хозяйственную инициативу, на предпринимательскую деятельность. Это право заниматься любой деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность на запрещена законом.

Для предпринимательской деятельности существует государственная регистрация. В США, Германии, да и в России, данным видом деятельности разрешено заниматься как гражданам данного государства, так и не гражданам.

2.2 Право на труд и свобода труда

 

Конституция и законы, как в США, так и в ФРГ регулируют коллективный труд в обществе, а не индивидуальный для себя.

В ФРГ положение о праве на труд было включено в Конституцию после второй мировой войны. Данное право сопровождается оговоркой о помощи со стороны государства безработным. В особенности это касается конституционных прав в США. Данное право было, в дальнейшем, дополнено положением о свободе труда, т.е. о праве заниматься любым видом труда по своему желанию, если эта форма работы не запрещена законом.

Право на труд и свобода труда в США и ФРГ дополняются конституционными положениями о безопасных и здоровых условиях труда, о праве на свободный выбор профессии, на достойное вознаграждение, о праве на справедливую оплату труда. Законами устанавливаются обязательные условия оплаты труда: в США – почасовая оплата. В случае вынужденной безработицы существует государственное пособие – в Германии 30-35 % от предыдущей средней заработной платы и выплачивается не более года. Но выплачивается только тем лицам, которые выплачивали ранее из заработной платы страховые взносы по безработице.

Информация о работе Конституционное регулирование основных прав и свобод граждан в США и Германии