Основные методы защиты прав и свобод граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2014 в 13:24, контрольная работа

Описание работы

Основной закон государства – Конституция, в первой своей главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о том, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Данное положение – одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Содержание работы

Введение 3
Основные права человека и гражданина по Конституции РФ. 4
Классификация основных прав и свобод. 5
Гарантии осуществления и защиты прав и свобод. 7
Заключение 16
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

власть и общество.docx

— 40.31 Кб (Скачать файл)

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

 

Абражеева Александра Сергеевна

Основные методы защиты прав и свобод граждан

Контрольная работа по дисциплине «Власть и общество» студента 1-го курса заочной формы обучения

 

 

Руководитель

Торгашев  Р.Е.

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

Оглавление

Введение 3

Основные  права человека и гражданина по Конституции  РФ. 4

Классификация основных прав и свобод. 5

Гарантии  осуществления и защиты прав и  свобод. 7

Заключение 16

Список литературы 17

 

  

Введение

Основной закон государства  – Конституция, в первой своей  главе «Основы конституционного строя» декларирует положение о  том, что «Человек, его права и  свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина –  обязанность государства». Данное положение  – одна из фундаментальных основ  конституционного строя РФ. Понятием «высшая ценность» не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Понятие «основные права  и свободы человека и гражданина»  возникло в 18 веке, когда впервые  прозвучало во французской «Декларации  прав и свобод человека и гражданина» 1783 года. Идеи просветителей, провозглашенные в данном документе были поддержаны впоследствии конституциями многих государств – начиная с первой американской конституции и до наших дней.

Думается, нужно обратить особое внимание на то, что раздел о  правах человека и гражданина не всегда занимал столь значимое место  в предыдущих Конституциях нашей  страны – появился он лишь в Конституции 1937 года, да и то, в числе последних  глав. В Конституции 1978 года он был  поставлен уже на второе место.

Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, принятая в этих международных документах. Подписав 10 июля 1992 года в Хельсинки  декларацию «Надежды и проблемы времени  перемен», Российская Федерация подтвердила  свои обязательства соблюдать заключительный акт СБСЕ 1975 года в области прав человека.

Во исполнение этих обязательств 21 апреля 1992 года были внесены изменения  в действующую в то время Конституцию (1978 года) – раздел II «Государство и  личность» был заменен с незначительными  коррективами, положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина. Тем не менее, этого было недостаточно, так как данный раздел не был органично  связан с остальным текстом Конституции.

 

Основные права человека и гражданина по Конституции РФ.

 

Референдум 12 декабря 1993 года принял Конституцию РФ, действующую и по сей день.

Именно в ней по логике построения, первая статья провозглашает  основы устройства общества, на которые  опираются права и свободы  человека и гражданина, члена этого  общества, провозглашенные уже во второй статье Конституции, а вторая глава Основного закона Российской федерации целиком посвящена  этому правовому институту. «Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность  быть самостоятельным субъектом, способным  самоутвердиться в качестве достойного члена общества».

Содержание главы 2 Конституции  РФ соответствует общепризнанному  в международном праве перечню  прав и свобод. Новым шагом в приближении норм отечественного законодательства общепризнанным международным стандартам в области прав человека стало вступление России в Совет Европы 15 января 1996 года и принятие, в числе прочих, положения о необходимости ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая протокол № 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время.

Следуя положению «Всеобщей  декларации прав человека», принятой Генеральной  Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве  и правах. Они наделены разумом  и совестью и должны поступать  в отношении друг друга в духе братства», Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что « основные права и свободы  человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Важно отметить, что Конституция  признает права и свободы как  основные, не предусматривая их деления  на более и менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность.

 

Классификация основных прав и свобод.

Говоря о правах и свободах, мы в качестве субъекта рассматриваем  человека и гражданина. Здесь прослеживается та же логика, что и в определении  приоритетов при классификации  прав и свобод - она отражена во Всеобщей декларации прав человека и в Международных  пактах по правам человека.

Думается, что классификация  прав и свобод достаточно условна  – так право собственности  является не только личным, обеспечивающим самостоятельность личности, но и  социальным, экономическим, связанным  с удовлетворением материальных притязаний человека; право на определение  национальности и пользование родным языком – может рассматриваться  не только в сфере личных прав, но и социальных, культурных.

 Личные права человека  – наиболее широко определенные  Конституцией. Специфика их заключается  в том, что это именно те  права, которые присущи любому  человеку от рождения, не связаны  с понятием гражданства. Все  эти права определяют свободу  человека в его личной жизни,  его юридическую защищенность  от какого-либо незаконного вмешательства  – ограждение автономии личности.

 Политические права  и свободы - отражают возможность  участвовать в политической жизни  и осуществлении государственной  власти. Однако этот критерий  дает возможность рассматривать  многие из так называемых личных  прав в числе прав гражданских  и политических – например, право  на свободу мысли и слова,  получение, производство и распространение  информации (ст. 29). В качестве критерия  выделения данной группы прав  и свобод в относительно самостоятельную  группу, думается, целесообразно рассматривать  такое понятие как «гражданство»  – выше приводилось определение  этого института, данное в Законе  о гражданстве РФ. Кроме того, нужно отметить, что несмотря на естественность и неотчуждаемость этих прав, в полном объеме они могут быть осуществлены по достижении лицом, наделенным гражданством РФ 18 лет (ст. 60 Конституции РФ) – т.е. возраста полной дееспособности. Следует также отметить, что осуществление некоторые политических прав регулируется другими статьями Конституции. Так, депутатом Государственной думы может быть избран гражданин по достижению им возраста 21 года (ст. 97 КРФ), для избрания Президентом установлен возрастной ценз в 35 лет (ст. 81 КРФ).

 Говоря о правах  социально-экономических, необходимо  отметить, что Конституция 1993 года  Российской Федерации привнесла  много нового в эту сферу  жизни - личность стала экономически  активной. Положения об экономических  и социальных правах и свободах  человека, изложенные в Международном  Пакте об экономических, социальных  и культурных правах от 16 декабря  1966 года легли в основу статей  Конституции РФ 1993 года. Помимо положений,  регулирующих экономические права  и свободы, большое количество  норм регулируют социальную сферу.  Можно сказать, что здесь речь  в большей степени идет не  только и не столько правах, сколько о гарантиях.

 Культурные права - Осуществление этих прав и  свобод человека в демократическом  социальном государстве предполагает  гарантии на свободу творчества (ст. 44); право на защиту интеллектуальной  собственности (ст. 44); право на  участие в культурной жизни  и пользование учреждениями культуры (ст. 45).

Особое место в системе  прав и свобод человека и гражданина в российской федерации занимают так называемые «права по защите других прав». «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство….» - это самое первое положение Конституции РФ утверждает, что Российское государство, приняв и подписав положения международных документов по правам человека взяло на себя обязанность и закрепило ее конституционно гарантировать осуществление и законную защиту прав и свобод человека и гражданина в случае любого их нарушения.

 

Гарантии осуществления  и защиты прав и свобод.

Поскольку темой работы являются конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, этот раздел Конституции имеет особое значение – ведь Конституция, как Закон, имеющий  высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать  непосредственное воздействие на всю  систему органов государственной  власти. Таким образом, одним из принципов на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.

Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции  указаний на гарантии их осуществления  и защиты. Более того, положения  Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы  человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах  принятых государственными органами. «Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они  определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Положения этой статьи указывают  на то, что любое поведение человека по осуществлению своих прав и  свобод (при соблюдении ограничения  ст. 17, 55 - не нарушая права и свободы  других людей) является правомерным  и не требует наличия специальных  нормативных актов. Это однако, не означает что подобные акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов – например, ст. 36, в которой провозглашается право частной собственности на землю – ч. 3 этой статьи гласит о том, что «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.

 Социально-экономические  – в Конституции 1993 года нет  специального раздела об экономической  основе государства и общества, не установлена какая-либо форма  собственности в качестве основной  или ведущей, как равно и  не предусмотрено ограничений  для других, в частности собственности.  Более того, частная собственность  признается и защищается (ст. 35 КРФ). Действующая конституция обязывает  государство обеспечивать свободу  экономической деятельности и  поддерживать конкуренцию, запрещая  лишь монополизацию этой деятельности  и недобросовестную конкуренцию,  и провозглашает равенство всех  форм собственности и равную  их защиту (ст. 8, ст. 34 КРФ). В современных  условиях, когда экономическое пространство  России находится в состоянии  формирования, роль Конституции  как основного закона и иных нормативных актов, регулирующих развитие экономики страны получает особое значение. Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества. Недостаточный уровень гарантированности прав и свобод, особенно социально-экономических, в настоящее время во многом связан с финансовыми трудностями, со слабой социальной ориентированностью перехода на рыночную экономику.

 Политические – направленность  политики государства и создание  условий для осуществления этих  гарантий. Под политическими гарантиями  понимаются соответствующим образом  ориентированная политика государства,  ее направленность на создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие  человека; устойчивость политических  структур, их способность к достижению  гражданского согласия, исключающего  дестабилизацию в обществе; должный  уровень политической культуры  граждан; борьба с бюрократизмом  государственного аппарата, со взяточничеством и другие политико-организационные факторы. Думается, правильным будет рассмотреть как в соответствии с Конституцией «государственная защита прав и свобод человека в российской Федерации гарантируется».

Представительная ветвь  власти - Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию законов, соответствующих конституционным  принципам, создает юридические  механизмы обеспечения реального  осуществления прав и свобод. Государственная  Дума назначает на должность и  освобождает от должности Уполномоченного  по правам человека Российской Федерации  в соответствии с федеральным  конституционным законом «Об  уполномоченном по правам человека в  Российской Федерации» от 25 декабря 1996 года. «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации  учреждается в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Важным моментом функционирования данного закона является то, что Уполномоченный в своих  действиях независим и неподотчетен государственным органам и должностным  лицам, руководствуется Конституцией РФ, федеральным конституционным  законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», общепризнанными нормами и принципами международного права, международными договорами РФ. Деятельность его дополняет  существующие средства защиты прав и  свобод граждан.

Информация о работе Основные методы защиты прав и свобод граждан