Государственное регулирование в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:22, отчет по практике

Описание работы

Целью отчёта является понятие и анализ уровня занятости населения, а так же государственного регулирование в данной сфере. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:-изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;-дать понятие безработицы и занятости населения;-проанализировать состояние уровня занятости населения в России;-рассмотреть ситуацию на рынке труда в России на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования в сфере занятости населения……………………………………………………………………….....5
1.1. Понятие и сущность рынка труда, занятость населения …………………5
1.2. Государственное регулирование в сфере занятости населения……….…12
1.3 Зарубежный опыт регулирования в сфере занятости населения…………18
2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола………………………………………………..….28
2.1.Общая характеристика Центра занятости населения г. Йошкар-Олы…...28
2.2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения в г. Йошкар-Ола. SWОT-анализ…………………………………………………….36
2.3Краткий анализ современной ситуации на рынке занятости городского округа Йошкар-Ола за 2010-2011 гг.……………………………………………………………………………………...43
Глава III. Совершенствование процедур формирования рынка труда………………………………………………………………………………...46
3.1 Основные направления совершенствования государственного регулирования формирования рынка труда……………………………………………………………………..….……….46
Заключение……….………………………………………………………….41
Список используемых источников…………………………………………………………………….……53

Файлы: 1 файл

Демакова Екатерина ГМУ-42 отчёт.docx

— 129.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Поволжский  государственный технический университет»

 

 

 

Кафедра управления и права

 

 

 

 

ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

На тему: «Государственное регулирование в сфере занятости населения

на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы ГМУ-32

Демакова Е. А.

Научный руководитель:

Ларионова Н.И.

Руководитель от организации:

нач. отдела взаимодествия

с работодателями

Гришанина Н.А.

 

 

                                                       Йошкар-Ола

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Теоретические аспекты  государственного регулирования  в сфере занятости населения……………………………………………………………………….....5

1.1. Понятие и  сущность  рынка труда, занятость населения  …………………5

1.2. Государственное регулирование  в сфере занятости населения……….…12

1.3 Зарубежный опыт регулирования  в сфере занятости населения…………18

2.Анализ государственного  регулирования в сфере занятости  населения на примере ЦЗН г.  Йошкар-Ола………………………………………………..….28

2.1.Общая  характеристика Центра занятости  населения г. Йошкар-Олы…...28

2.2.Анализ государственного  регулирования в сфере занятости  населения в г. Йошкар-Ола. SWОT-анализ…………………………………………………….36

2.3Краткий анализ  современной ситуации на рынке  занятости городского округа Йошкар-Ола за 2010-2011 гг.……………………………………………………………………………………...43

Глава III. Совершенствование процедур формирования рынка труда………………………………………………………………………………...46

3.1  Основные направления совершенствования государственного регулирования формирования рынка труда……………………………………………………………………..….……….46

Заключение……….………………………………………………………….41

Список используемых источников…………………………………………………………………….……53

Введение

Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений  и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование  социально-экономических процессов, в том числе и занятости  населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей  реформ. Структурная перестройка  экономики России привела к высвобождению  работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению  явной безработицы. Увеличивается  и скрытая безработица ( за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся  в частично оплачиваемых или полностью  неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий  день или неделю и т. д.). в настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 17 до 20% экономически активного населения.

 Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов. 

Целью отчёта является понятие и анализ уровня занятости населения, а так же государственного регулирование в данной сфере. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:-изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;-дать понятие безработицы и занятости населения;-проанализировать состояние уровня занятости населения в России;-рассмотреть ситуацию на рынке труда в России на сегодняшний день.

Методы исследования: 
1.обработка, анализ научных источников;

2.анализ научной литературы, учебников и пособий по исследуемой  проблеме.

Объект исследования – занятость на рынке труда.

Предмет исследования – работа государственного регулирования в сфере занятости населения.

Таким образом, потребностью населения в трудоустройстве  касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и  характера предлагаемой работы. Такая  диспропорция, в большей или меньшей  степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях существует давно. Это свидетельствует  о том, что проблема свободных  рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Однако, даже нарисованная картина не может скрыть факты, отталкивающие  работников от свободных рабочих  мест: низкий уровень заработной платы  и несвоевременная ее выплата, неудовлетворительные ( практически на всех крупнейших предприятиях страны) условия труда, а также отсутствие льгот и поощрений. В связи со сложившейся проблемой ситуация на рынке труда, на мой взгляд, становится критической. Чтобы как можно глубже разобраться в этой немало важной проблеме, постараемся раскрыть ее сущность в данной работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  аспекты государственного регулирования  в сфере занятости населения

1.1. Понятие и   сущность рынка труда, занятость  населения

Рынок труда, как и рынки  капиталов, товаров, ценных бумаг и  т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели  и трудящиеся совместно ведут  переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий  труда и заработной платы.

Исследуя механизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил  из того, что рабочая сила как  «совокупность физических и духовных способностей, которыми обладает организм, живая личность человека», является товаром, а производственные отношения  базируются на свободной купле-продаже  рабочей силы, где ее ценой является заработная плата. Развитие современного производства предъявило повышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации, профессиональной и общеобразовательной  подготовке, творческому отношению  к труду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональную подготовку кадров, авансируя тем  самым работников материальными  затратами на учебу. Вложение средств  на переподготовку кадров в связи  с научно-техническим прогрессом и стремительным развитием экономических  отношений определило политику закрепления  кадров, их стабилизации. Сейчас рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством. Другими словами, рынок труда – это механизм или институт, сводящий вместе покупателей (работодателей) и продавцов (работников)труда.

На рынке труда существуют три основных агента предприниматели, профсоюзы и государство. Государство  же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и  инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил. Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в разном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли. Если говорить о структуре и сущности рынка труда она представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальных положений:

Рынок труда – это совокупность экономических отношений между  спросом и предложением рабочей  силы на рынке труда. Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальных и интересов и функций.

С позиции предприятий  рынок труда – это сфера  взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических  работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы.

Главными составными частями  рынка труда являются совокупное предложение, охватывающее всю наемную  силу, и совокупный спрос как общая  потребность экономики в наемной  рабочей силе.

Существует открытый и  скрытый рынок труда:

- открытый рынок труда  – это экономически активное  население, которое ищет работу  и нуждается в подготовке и  переподготовке, а также все вакантные  рабочие места во всех секторах  экономики.

- скрытый рынок труда  – это лица, которые формально  заняты в экономике, но в  то же время в связи с  сокращением производства или  же с изменением его структуры  могут быть высвобождены.

Исходя из определения  и характеристики рынка труда, можно  установить его основные элементы:

  • субъекты рынка труда;
  • правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда;
  • конъюнктура рынка;
  • службы занятости населения;
  • инфраструктура рынка труда;
  • система социальной защиты населения и др.

Основными субъектами рынка  труда являются работодатели и наемные  работники.

Работодатель – наниматель, который может быть представлен  различными «фигурами» в зависимости  от узаконенной структуры отношений  собственности. Им могут быть государственные предприятия, акционерные общества, общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственные ассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные наниматели и т.п.

Наемные работники – это  свободные трудоспособные граждане, для которых работа по найму является главным источником средств существования  и индивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляют различную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации, социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивости.

Система отношений на рынке  труда складывается из трех основных компонентов:

- отношения между наемными  работниками и работодателями;

- отношения между субъектами  рынка труда и его представителями  (профсоюзы, ассоциации работодателей,  службы занятости);

- отношения между субъектами  рынка труда и государством.

Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для его функционирования.

Рынок труда выполняет  ряд функций:

  • обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками.
  • установление равновесных ставок заработной платы.
  • решение вопросов занятости населения.
  • осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения.
  • конъюнктура рынка – это соотношение спроса и предложения в разрезе всех составляющих структур рынка труда. Она складывается в зависимости от:
  • состояния экономики (подъем или спад);
  • отраслевой структуры хозяйства;
  • уровня развития технического базиса;
  • благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного);
  • развития рынков товаров, услуг, жилья, ценных бумаг;
  • состояния социальной и производственной инфраструктуры;
  • степени развития экономики;
  • меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных).

Кроме того, на нее оказывают  влияние демографические, этносоциальные, политические, экологические и некоторые другие факторы. В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктура рынка труда может быть трех типов:

- трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда;

- трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда;

- равновесный, когда спрос  на труд соответствует его  предложению. Конкуренция представляет  собой наличие большого числа  независимых покупателей и продавцов  на рынке труда и возможность  для них беспрепятственно входить  на рынок труда и покидать  его. 

Стоит и дать определение занятости населения. Занятость – это участие населения в трудовой деятельности, включая учёбу, службу в армии. Занятостью принято считать общественно полезную  деятельность граждан, приносящую им, как правило, заработок. К занятым относятся работающие по найму, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (предприниматели, фермеры). Уровень занятости, то есть вовлеченность в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением. 

Полная занятость означает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами. Частичная занятость подразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период. Неполная занятость является источником безработицы.

Конкуренция – неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Чисто конкурентный рынок характеризуется- наличием большого числа покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию;- ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы. Рынок труда, функционируя в определенной социально-экономической среде, как и все иные рынки, наделен инфраструктурой.

Инфраструктура рынка  труда - это совокупность организационно-правовых форм, различных институтов, организаций, обслуживающих рынок труда и  обеспечивающих его функционирование, например, законодательство о труде, министерство труда и занятости, государственные и частные биржи  и центры по трудоустройству, профессиональные союзы. Инфраструктура призвана регулировать отношения между работодателем  и работником по поводу цены рабочей  силы, условий труда, подготовки и  переподготовки работников, а также  организовывать и регулировать процессы защиты прав работодателей и наемных  работников на рынке труда. Как известно, достижение эффективной занятости - это главная социально-экономическая  функция рынка труда. Инфраструктура рынка обеспечивает выполнение этой функции, следовательно, критерием  успешного функционирования инфраструктуры рынка труда является достижение равновесия между спросом и предложением, а главной задачей инфраструктуры - создание экономически выгодных условий, обеспечивающих наиболее эффективное  взаимодействие между спросом и  предложением на рынке труда5. Для реализации этой задачи инфраструктура выполняет частные функции, направленные на регулирование рынка труда, посредством деятельности организаций, осуществляющих трудовое посредничество, профессиональное обучение безработных граждан, профориентационные услуги и соответствующих институтов, регулирующих эту деятельность. Это:

Информация о работе Государственное регулирование в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола