Государственное регулирование в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 11:22, отчет по практике

Описание работы

Целью отчёта является понятие и анализ уровня занятости населения, а так же государственного регулирование в данной сфере. В развитии этой цели можно выделить следующий круг задач:-изучить понятие рынка труда, его сущность и структуру;-дать понятие безработицы и занятости населения;-проанализировать состояние уровня занятости населения в России;-рассмотреть ситуацию на рынке труда в России на сегодняшний день.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретические аспекты государственного регулирования в сфере занятости населения……………………………………………………………………….....5
1.1. Понятие и сущность рынка труда, занятость населения …………………5
1.2. Государственное регулирование в сфере занятости населения……….…12
1.3 Зарубежный опыт регулирования в сфере занятости населения…………18
2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола………………………………………………..….28
2.1.Общая характеристика Центра занятости населения г. Йошкар-Олы…...28
2.2.Анализ государственного регулирования в сфере занятости населения в г. Йошкар-Ола. SWОT-анализ…………………………………………………….36
2.3Краткий анализ современной ситуации на рынке занятости городского округа Йошкар-Ола за 2010-2011 гг.……………………………………………………………………………………...43
Глава III. Совершенствование процедур формирования рынка труда………………………………………………………………………………...46
3.1 Основные направления совершенствования государственного регулирования формирования рынка труда……………………………………………………………………..….……….46
Заключение……….………………………………………………………….41
Список используемых источников…………………………………………………………………….……53

Файлы: 1 файл

Демакова Екатерина ГМУ-42 отчёт.docx

— 129.34 Кб (Скачать файл)

 

2.3. Краткий анализ ситуации на рынке занятости городского округа Йошкар-Ола за 2010-2011 гг.

Тенденции социально-экономического развития городского округа в целом  соответствуют общероссийской динамике. В 2011 году отмечается положительная  динамика основных показателей социально-экономического развития городского округа относительно соответствующего периода прошлого года (за исключением отдельных видов  экономической деятельности). Наметившаяся стабилизация городского рынка труда в прошлом году сохранилась и в 2011 году. Оздоровление положения на предприятиях, создание инвесторами новых рабочих мест позволило снизить численность безработных и уровень регистрируемой безработицы.

Рост промышленного производства по итогам 9 месяцев 2011 года составил 7,0%, производство сельскохозяйственной продукции  увеличилось на 32,9%, объём выполненных  работ в строительстве вырос  на 22,8%. В январе-сентябре 2011 года оборот розничной торговли составил 105,8% в сопоставимых ценах к уровню соответствующего периода 2010 года, общественного питания – 104,4%. Объем платных услуг населению по сравнению с январем-сентябрём 2010 года уменьшился на 2,5%.

Среднемесячная начисленная  заработная плата работникам организаций  в августе 2011 года составила 16,5 тыс. рублей или 107,4% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, с начала года соответственно - 16,1 тыс. рублей и 109,3%, но сохраняется высокая дифференциация в заработной плате между видами экономической деятельности  (в 3 раза).

Наметились положительные  сдвиги в демографической ситуации, в январе – августе рождаемость  увеличилась на 7,0%, а смертность снизилась на 9,5%. 

Отмеченные тенденции  в социально-экономической сфере  обусловили положение, складывающееся на рынке труда. В 2011 году оно было менее напряженным, чем в 2010 году. Уровень занятости населения  по итогам 2010 года составил 60,2% (против 59,9% по итогам 2009 года). В январе - сентябре 2011 года по сравнению с соответствующим  периодом 2010 года на 3,6% увеличилась  численность  работающих на предприятиях и организациях, не относящихся к  субъектам малого предпринимательства, и составила 77,0 тысяч человек.

На 31 декабря 2011года в городском  округе было зарегистрировано 2144 безработных. С января по декабрь 2011 года численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 204 человека или на        8,7 %, уровень регистрируемой безработицы снизился с 1,42 % до 1,29%.

Рынок труда в течение  года пополнялся за счет граждан, уволенных  с предприятий по собственному желанию, высвобожденных с предприятий, выпускников  учебных заведений, уволенных из Вооруженных сил, освобожденных из мест лишения свободы, механического притока населения в трудоспособном возрасте, лиц, длительное время  (более года) не работающих.

Около 55,0 % безработных, состоящих  на учёте в Государственном казенном учреждении Республики Марий Эл «Центр занятости населения города Йошкар-Олы» (далее - Центр занятости), имеют высшее и среднее профессиональное образование. В общей численности зарегистрированных безработных 12,0 % составляют уволенные  в связи с сокращением штатов, либо ликвидацией предприятия; 53,8 % уволились по собственному желанию.

К концу 2011 года снизилась  напряженность на контролируемом рынке  труда (число незанятых граждан, приходящихся на 1 вакансию) до 1,2, что в 1,4 раза меньше значения этого показателя на начало года (на 01.01.2011г.- 1,7).

По сравнению с соответствующим  периодом 2010 года на 1216 человек уменьшилось  число граждан, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, в т.ч. незанятых граждан на 1194 человека; на 619 человек меньше поставлено на учет безработных граждан.

Количество вакансий на 1 января 2012 года составило 1951 рабочее  место и увеличилось на 444 единицы  по сравнению с этим же периодом 2011 года.

Численность работников, предполагаемых к увольнению в связи с ликвидацией  организаций либо сокращением численности  в 2011 году, по сведениям предприятий  по состоянию на 1 января 2012 года составила 1017 человек. Численность работников, уволенных в связи с ликвидацией  организаций либо сокращением численности  и обратившихся в службу занятости, снизилась по сравнению с 2010 годом  на 20,6% (2011г. - 449 чел., 2010 г. – 564 чел.).

В конце 2011 года на предприятиях и в организациях города численность  работников, работающих неполное рабочее  время, составила 1318 человек и увеличилась  по сравнению с соответствующим  периодом 2010 года вдвое (на 01.01.2011г. – 523 чел.), в отпусках без сохранения заработной платы, как и в прошлом  году, находились 6 человек.

 

Глава III. Совершенствование процедур формирования рынка труда.

3.1  Основные  направления совершенствования государственного регулирования формирования рынка труда.

Во многих странах мира, в том числе и в России, старение населения на фоне тревожных демографических  тенденций неизбежно приводит к  возникновению дефицита рабочей  силы, оказывая тем самым негативное влияние не только на функционирование рынка труда, но и на экономическое  развитие страны в целом.

Особую важной для России является задача предоставления больших возможностей для групп недостаточно представленных на рынке труда. Это может быть достигнуто путем усилий, направленных на:  
• Облегчение перехода от учебы к трудовой деятельности для молодежи;  
• Для взрослых мужчин и женщин – оптимальное сочетание семейной и трудовой жизни;  
• Поддержку участия в рынке труда пожилых людей, обеспечивая их соответствующими условиями труда, непрерывным обучением;  
• Содействие занятости и вовлечение в рынок труда всех граждан, получающих социальные пособия, а не только пособия по безработице;  
• Борьбу с дискриминацией и содействие интеграции иммигрантов и мигрантов в рынки труда.

Осуществление этих и иных мер поможет успешно решить проблему нехватки рабочей силы, которая будет  актуальной для России в предстоящие  годы.

Таким образом, помимо традиционно  выделяемых групп, недостаточно представленных на рынках труда – пожилых, женщин, молодежи, инвалидов - определена еще  одна важная группа, интеграция которой  будет способствовать инклюзивности рынков труда – иммигранты и трудовые мигранты (внутренние и внешние).

Данный подход определялся  тем, что современная экономика  развитых стран диктует необходимость  идти не по экстенсивному, а по интенсивному пути формирования рынков труда. Действительно, особенности постиндустриального  развития, переход от экономики, основанной на массовом индустриальном производстве к приоритетности сектора услуг, информационных технологий и экономике  знаний предъявляет иные, более высокие  требования к уровню подготовки, квалификации, мобильности и адаптивных способностей рабочей силы. В этих условиях инвестирование в человека, повышающее качество рабочей  силы, дает наибольшую отдачу для общества в целом. Интенсивный характер развития рынков труда, таким образом, означает, в первую очередь, его капиталоемкость  в отношении инвестиций в человеческий капитал.

Переход к интенсивному типу развития рынка труда предопределяется необходимостью максимально эффективного использования имеющихся трудовых ресурсов. Эта задача обуславливает  поиски путей наилучшей интеграции пожилых людей, молодежи и женщин в рынок труда. Другими словами, современный рынок труда должен быть эластичным и способствующим успешной интеграции групп, представляющих естественный резерв его развития.

Работники пожилого возраста сталкиваются с многочисленными  препятствиями для трудоустройства. Для создания стимулов к труду  в целом ряде стран были ужесточены условия для выхода на пенсию раньше срока и получения пособий  по инвалидности. В ряде других стран  сходные меры были приняты в отношении  условий получения пособий по безработице теми работниками пожилого возраста, которые уже в течение  определенного времени являлись получателями таких пособий и, таким  образом, не имели стимулов к поиску работы.

Увеличить занятость среди пожилых можно:  
• снижая мотивацию к завершению трудовой жизни и раннему пенсионированию;  
• обеспечивая более поздний выход на пенсию через реформирование пенсионных систем;  
• оптимизируя условия труда (включая неполный рабочий день, временную работу);  
• осуществляя непрерывное обучение;  
• используя их компетентность и опыт (например, при переводе с управленческого поста на пост консультанта и т.д.);  
• изменяя общественное мнение (организация пропагандистских кампаний и т.д.).

Если говорить о такой  важной группе, как молодежь, так  же недостаточно представленной на рынке  труда, то следует исходить из того, что во всем мире, включая Россию, системы школьного образования  не справляются с задачей адаптации  к быстро меняющейся и конкурентной рыночной среде, основанной на постоянных инновациях. В связи с этим, усложняется процесс перехода молодежи от учебы к трудовой деятельности.

Эта проблема не имеет простых  решений, однако можно сформулировать несколько важных рекомендаций. Они  исходят из понимания того, что  сочетание образования с трудовой практикой является эффективным способом облегчения перехода от учебы к трудовой деятельности и уменьшения безработицы среди молодежи. Однако во всех высокоразвитых странах усложнение производственного цикла, развитие наукоемких технологий требуют все более квалифицированных работников, в связи с чем средний возраст молодежи, вступающей на рынок труда, существенно вырос за счет более длительного периода, необходимого для профессионального обучения.

К специфике России, например, относится то, что структура профессионального  образования заметно смещена  в пользу высшей школы. С начала 1990-х  гг. число вузов в нашей стране возросло в два раза, а численность  студентов – в 2,3 раза. Доля лиц  с высшим образованием среди занятого в экономике населения составляет сегодня 23,5 процента.

С одной стороны, резкий рост числа высокообразованных молодых  специалистов – благо для современной  высокотехнологичной экономики. Однако потребности рынка труда в  новых трудовых кадрах с начальным  и средним профессиональным образованием, например, в квалифицированных рабочих, мастерах, техниках, работниках индустрии  питания и сферы сервиса при  этом удовлетворяются не полностью. Это свидетельствует о необходимости  лучше ориентировать структуру  предоставляемых образовательных  услуг на потребности национального  и региональных рынков труда, всемерно развивать, в частности, среднее  профессиональное образование, лучше  информировать молодежь о профессиях и специальностях, пользующихся спросом. Учитывая сокращение рабочей силы, важно обеспечить более ранний выход  молодежи на рынок труда. При этом следует вести профессиональную подготовку молодых людей не только в образовательных учреждениях, но и на рабочих местах, поощряя  к этому работодателей.

В качестве важной задачи можно  назвать создание программ профессиональной ориентации молодежи, стимулирования системы профессиональных и производственных практик в период обучения.

Как можно расширить занятость  молодежи?  
• Необходимо способствовать успешному переходу от обучения к трудовой деятельности.  
• Учитывая сокращение численности рабочей силы, сегодня очень важно обеспечить более ранний выход ее на рынок труда.  
• Полученные знания должны соответствовать характеру работы.  
• Подготовку необходимо осуществлять частично в образовательных учреждениях, частично - на рабочих местах (в т.ч. создавая стимулы для работодателей), ускоряя таким образом выход молодых на рынок труда.  
• Государственным чиновникам и социальным партнерам следует осознать свою ответственность за создание условий для интеграции молодежи в рынок труда. Очень важно использовать превентивные и меры активной политики занятости.

Как увеличить присутствие  женщин на рынке труда?  
• Обеспечить необходимый баланс между трудовой деятельностью и семейной жизнью.  
• Уменьшить влияние финансовых демотиваторов, связанных с размерами зарплаты, налогообложением.  
• Повысить доступность и качество услуг по уходу за детьми и стариками.  
• Улучшить организацию труда (неполный рабочий день, гибкий режим).

Таким образом, расширение занятости  молодежи, женщин и пожилых связано  с удлинением и улучшением трудовой жизни через совершенствование  условий и организации труда (для  молодежи - более ранняя, но более  качественная интеграция в рынок  труда; для мужчин и женщин - оптимальное  сочетание семейной и трудовой жизни, для пожилых - оптимизация условий труда и непрерывное обучение)

Заключение

 

В данной работе использовалась возможность провести анализ как  научно-теоретического, так и практического  аспекта деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок  труда. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных  вопросов.

Главной задачей  моей работы являлось рассмотрение рынка занятости как единого организма состоящего из различных отраслей функционирования, а также рассмотрение рынка труда в городском округе города Йошкар-Ола.

Формирование рыночного  механизма хозяйствования неизбежно  ведет и к необходимости формирования рыночно обоснованной системы распределения  рабочей силы. В настоящее время  российский рынок труда не сбалансирован, о чем свидетельствуют серьезный  дисбаланс в первую очередь со стороны спроса. Кризис в экономике,  закрытие крупных промышленных предприятий  ведут к безработице и одновременно к необходимости широкомасштабной переквалификации значительной части  рабочей силы. Особенно трудно идут эти процессы из-за слабой мобильности  рабочей силы – переезд из города в город остается крупной проблемой. С другой стороны, наблюдается увеличение доли занятости в тех отраслях, деловая активность в которых  выросла в связи с рыночными  преобразованиями. К таковым относится,  главным образом, сфера услуг - сфера  торговли и общественного питания, материально-технического снабжения  и торгового посредничества, а  также кредитно-финансовая и страховая  сфера.

Информация о работе Государственное регулирование в сфере занятости населения на примере ЦЗН г. Йошкар-Ола