Формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:24, контрольная работа

Описание работы

Глава 5 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уже в своем наименовании разделяет формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и формы его участия в осуществлении местного самоуправления.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3
1 Местный референдум ……………………………………………………..…. 4
2 Муниципальные выборы …………………………………………………
3 Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица…………………………………………….
4 Собрания, сходы, конференции граждан……………………………….
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы……………………………………...

Файлы: 1 файл

О.Л. Слепцова.docx

— 48.28 Кб (Скачать файл)

1-й этап. Подготовка к  выборам. Для организации подготовки  и проведения выборов депутатов  представительных органов местного  самоуправления, глав муниципальных  образований формируются избирательные  комиссии. Обычно формируются следующие  избирательные комиссии: 1) избирательная  комиссия муниципального образования; 2) окружные избирательные комиссии; 3) участковые избирательные комиссии. При проведении выборов главы муниципального образования полномочия окружной избирательной комиссии исполняет избирательная комиссия муниципального образования. Б соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, положение избирательной комиссии муниципального образования в системе органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Избирательные округа, списки избирателей формируются так  же, как и при подготовке к проведению референдума. На образование округов  может повлиять выбранный тип  избирательной системы (возможно формирование многомандатных округов).

2-й этап. Назначение выборов.  В соответствии со статьей  10 Федерального закона «Об основных  гарантиях избирательных прав  и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации»  выборы назначает уполномоченный  на то орган или должностное  лицо. Решение о назначении выборов  должно быть принято не ранее  чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня голосования.

Обычно выборы депутатов  представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных  образований назначаются представительным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования. В отдельных  случаях такое решение может  быть принято судом, избирательной  комиссией. Механизм назначения выборов  в судебном порядке был описан выше.

В соответствии с федеральным  законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан  Российской Федерации, если уполномоченный на то орган не назначит выборы в  сроки, предусмотренные законом, а  также в случае отсутствия уполномоченного  на то органа очередные выборы назначаются  и проводятся избирательной комиссией  муниципального образования соответственно уровню выборов в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований.

3-й этап. Выдвижение и  регистрация кандидатов- В соответствии  с федеральным законом граждане  Российской Федерации, обладающие  пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами  непосредственно либо в составе  списка кандидатов. Непосредственное  выдвижение кандидатов может  быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком. Выдвижение  кандидатов в составе списка  кандидатов может быть осуществлено  избирательным объединением, избирательным  блоком.

О выдвижении кандидата, списка кандидатов в соответствующую избирательную  комиссию представляется письменное уведомление. Форма письменного уведомления  и порядок его представления  устанавливаются законом. Кандидат считается выдвинутым, приобретает  права и обязанности кандидата  после поступления в соответствующую  избирательную комиссию уведомления  и заявления в письменной форме  выдвинутого лица о согласии баллотироваться  по соответствующему избирательному округу.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления  об этом избирательных комиссий, в  которых будет осуществляться регистрация  кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

Количество подписей, которое  необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается  законом и не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. В соответствии с избирательным кодексом Свердловской области при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления по одномандатным избирательным округам, при выборах глав муниципальных образований по общемуниципальным избирательным округам - 0,75% подписей от числа зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного округа, при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления по многомандатным избирательным округам - 0,75% подписей от числа зарегистрированных избирателей соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, подлежащих распределению в данном округе.

В соответствии с федеральным  законодательством размер избирательного залога составляет 15% от устанавливаемого законом предельного размера  расходования средств избирательного фонда соответственно кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. В  Свердловской области предельный размер расходования средств избирательных  фондов кандидата, избирательного объединения, избирательного блока не может превышать:

1) для кандидата в депутаты  представительного органа местного  самоуправления, кандидата на должность  главы муниципального образования  с численностью избирателей в  соответствующем избирательном  округе:

- до 15 тыс. человек - 400 тыс.  руб.;

- до 50 тыс. человек - 900 тыс.  руб.;

- до 100 тыс. человек - 2000 тыс. руб.;

- до 250 тыс. человек - 2500 тыс. руб.;

- до 500 тыс. человек - 4000 тыс. руб.;

- свыше 500 тыс. человек  - 8000 тыс. руб.;

2) для избирательного объединения,  избирательного блока при проведении  выборов депутатов представительного  органа местного самоуправления  по общемуниципальному избирательному округу -4000 тыс. руб.

Выдвижение кандидатов, списков  кандидатов избирательными объединениями, в том числе входящими в  состав избирательных блоков, осуществляется в соответствии с Федеральным  законом от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ «О политических партиях» (вред, от 21 июля 2005 г.).

Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению избирательной  комиссии установлен пунктом 23 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации» и  является исчерпывающим.

4-й этап. Предвыборная  агитация. Следует различать информационное  обеспечение выборов и предвыборную  агитацию. Информационное обеспечение  выборов включает в себя информирование  избирателей, предвыборную агитацию  и способствует осознанному волеизъявлению  граждан, гласности выборов.

Предвыборная агитация - деятельность, осуществляемая в период избирательной  кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей  к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против пего (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании:

а) призывы голосовать за или против кандидата (списка кандидатов);

б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, избирательных объединений, избирательных  блоков, в частности указание на то, за кого из кандидатов, за какой  из списков кандидатов, за какое  из избирательных объединений, за какой  из избирательных блоков будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий  избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов);

г) распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных  объединениях, избирательных блоках в сочетании с позитивными  либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, к которым принадлежит  данный кандидат, к избирательному объединению, избирательному блоку, выдвинувшим  кандидата, кандидатов, список кандидатов.

Предвыборная агитация может  проводиться:

1. на каналах организаций  телерадиовещания и в периодических  печатных изданиях;

2. посредством проведения  массовых мероприятий (собраний  и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных  дебатов и дискуссий);

3. посредством выпуска  и распространения печатных, аудиовизуальных  и других агитационных материалов;

4. иными не запрещенными  законом методами.

Кандидат, избирательное  объединение, избирательный блок самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном  законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

Расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно  за счет средств соответствующих  избирательных фондов, фондов референдума  в установленном законом порядке.

5-й этап. Голосование и  определение результатов выборов.  Каждый избиратель голосует лично,  голосование за других избирателей  не допускается.

На основании статьи 70 Федерального закона «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  Российской Федерации» выборы признаются соответствующей избирательной  комиссией не состоявшимися, в случае если:

а) в них приняло участие  менее 20% от числа избирателей, внесенных  в списки избирателей. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что минимальный  процент от числа избирателей  для признания выборов депутатов  представительных органов местного самоуправления состоявшимися не устанавливается;

б) в одномандатном или  едином избирательном округе число  голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов  по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число  голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

в) менее чем два списка кандидатов при голосовании за списки кандидатов получили согласно закону право принять участие в распределении  депутатских мандатов;

г) за списки кандидатов, получившие согласно закону право принять участие  в распределении депутатских  мандатов, было подано в сумме 50 или  менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании  за списки кандидатов;

д) все кандидаты выбыли при проведении повторного голосования;

е) если законом предусмотрено  проведение повторного голосования, а  в бюллетень на общих выборах  были включены два кандидата и  ни один из них не получил необходимое  для избрания число голосов избирателей.

Законом не могут устанавливаться  дополнительные основания признания  выборов несостоявшимися.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов  недействительными:

а) в случае если допущенные при проведении голосования или  установлении итогов голосования нарушения  не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) в случае если они признаны недействительными на части избирательных  участков, списки избирателей на которых  на момент окончания голосования  в совокупности включают не менее  чем 1Д от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей  на момент окончания голосования  в соответствующем избирательном  округе;

в) по решению суда.

По результатам голосования  избранным считается кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, в случае если выборы признаны состоявшимися  и действительными. Глава муниципального образования считается избранным, если он получил более 50% голосов  избирателей, принявших участие  в голосовании.

Из постановления Конституционного Суда РФ. Факт негативного отношения большинства избирателей ко всем кандидатам, подтвержденный голосованием «против всех кандидатов» большим числом избирателей, чем проголосовало за набравшего большинство голосов кандидата, означает, что и данный кандидат не получил поддержки избирателей, необходимой и достаточной для обеспечения подлинного представительства народа, которое согласно статье 3 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации должно быть результатом свободных выборов. Поэтому признание выборов в таких обстоятельствах не состоявшимися в наибольшей степени отвечает принципу народовластия.[7]

 

1.3 Отзыв депутата, члена  выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица

 

Отзыв - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации по досрочному прекращению полномочий депутата, выборного должностного лица, осуществляемого на основе специально назначенного голосования.

Правовые основы

голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются  федеральным законом и принимаемым  в соответствии с ним законом  субъекта Российской Федерации для  проведения местного референдума с  учетом особенностей, предусмотренных  Федеральным законом «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Основания и процедура отзыва устанавливаются уставом муниципального образования.

Ранее этот вопрос в Федеральном  законе от 28 августа 1995 г. «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» практически не регулировался. В  статье 18 Закона закреплялось, что уставами муниципальных образований в  соответствии с законами субъектов  Российской Федерации может быть предусмотрена возможность отзыва населением депутата, члена выборного  органа местного самоуправления, выборного  должностного лица местного самоуправления.

Информация о работе Формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления