Федеральное собрание РФ - Парламент РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Задачами работы является: определение порядка формирования палат Федерального Собрания РФ и его полномочий; обоснование структуры Российского Парламента и правового статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Данная работа написана на основе российского законодательства, базовым из которого являются: Конституция РФ; Регламент Государственной Думы ; Регламента Совета Федерации ; Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации "; Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Предметы введения палат Федерального Собрания…………….….…5
Конституционный статус Совета Федерации………………………..…5
Конституционный статус Государственной думы……………….……9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГОСОБРАНИЯ
2.1 Порядок формирования Государственной Думы ……………….. ……....13
2.2 Порядок формирования Совета Федераций………………………………19
2.3 Правовой статус депутата и члена Совета Федераций………………..….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…30

Файлы: 1 файл

kurssss.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

 

 

2.3 Правовой статус  депутата Государственной Думы  и члена Совета Федерации

    Статус парламентария  – члена Совета Федерации и  депутата Государственной Думы  – образуют правовые нормы,  устанавливающие их права, обязанности,  ответственность, основные правовые  и социальные гарантии при  осуществлении ими парламентской  деятельности. Эти установления  содержатся в Конституции Российской  Федерации, Федеральном законе  «О статуте депутата Совета  Федерации и статусе депутата  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации», других федеральных законах, указах  и распоряжениях Президента Российской  Федерации, постановлениях Правительства  Российской Федерации, регламентах  и постановлениях палат.

    Общее и особенное  в статусе члена Совета Федерации  и депутата Государственной Думы. Обобщенное понятие статуса парламентария,  применяемое одновременно к члену  Совета Федерации и депутату  Государственной Думы, является  в известной мере условным  и подразумевает, что в их  работе по осуществлению законодательной  деятельности в Федеральном Собрании  много схожих черт. Вместе с  тем статус члена Совета Федерации  и депутата Государственной Думы  правомерно рассматривать и раздельно  как два самостоятельных, правовых  института, поскольку они отличаются  целым рядом особенностей, что  обусловлено спецификой формирования  и деятельности палат Федерального  Собрания Российской Федерации.10

    К таким особенностям  следует отнести прежде всего  то обстоятельство, что депутатом  Государственной Думы является  избранный народом представитель  (достигший 21 года и имеющий  право участвовать в выборах), тогда как члены Совета Федерации  входят в Федеральное Собрание  от субъектов Федерации. Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня его избрания и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий парламентариев, предусмотренных ст. 4 Федерального закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Срок полномочий члена Совета Федерации зависит от срока его пребывания в должности главы и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и законодательного (представительного) органа власти в регионе.

    Различны и  формы деятельности членов Совета  Федерации и депутатов Государственной  Думы. Так, последним, помимо общих,  установленных для парламентариев  форм деятельности (участие в  заседаниях палат, в работе  соответствующих комитетов и  комиссий, в выполнении поручений  палат и их органов, в парламентских  слушаниях и т.п.), присущи и  иные, характеризующие их особый  правовой статус. К ним относятся:  участие в работе депутатских  объединений; обращение с депутатским  запросом к Правительству Российской  Федерации, Генеральному прокурору  Российской Федерации, Председателю  Центрального банка, руководителям  федеральных органов исполнительной  власти, руководителям исполнительных  органов государственной власти  субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления  по кругу вопросов, входящих в  компетенцию этих органов.

    Особо следует  сказать о такой форме депутатской  деятельности, как работа с избирателями. Она выражается в обязанности  депутатов Государственной Думы  поддерживать тесные взаимоотношения  с избирателями, т.е. принимать  меры по обеспечению их прав, свобод и законных интересов.  Именно: рассматривать поступившие  от них предложения, заявления  и жалобы, способствовать в пределах  своих полномочий правильному  и своевременному решению содержащихся в них вопросов; вести прием граждан; изучать общественное мнение и при необходимости вносить предложения в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объединения.

    Для работы  с избирателями депутатам ежемесячно  предоставляются соответствующие  дни в порядке, определяемом  Регламентом Государственной Думы. Для осуществления данных полномочий  депутатам предоставляются транспорт,  отдельное помещение, оборудованное  средствами связи, в том числе  правительственной, и необходимой  оргтехникой, а также обеспечивается  извещение населения о месте  и времени встречи депутата  с избирателями и выделяется  для этого помещение.

    К общим установлениям,  характеризующим статус парламентария,  относятся прежде всего нормы,  определяющие их права и обязанности  в сфере законотворческой деятельности. Члены Совета Федерации, депутаты  Государственной Думы обладают  правом законодательной инициативы, которое осуществляется в форме  внесения в Думу законопроектов  и поправок к ним; законодательных  предложений о разработке и  принятии новых федеральных конституционных  законов и федеральных законов;  законопроектов о внесении изменений  и дополнений в действующие  законы Российской Федерации  и т.п.

    По законодательству  парламентарии вправе иметь помощников, т.е. граждан, оказывающих постоянную  помощь конкретному члену Совета  Федерации, депутату Государственной  Думы при осуществлении ими  своих полномочий.11

    Член Совета  Федерации Федерального Собрания  Российской Федерации вправе  иметь до пяти помощников, работающих  на основании трудового договора (контракта), а также до пяти помощников, работающих на общественных началах.

Депутат Государственной  Думы вправе иметь до пяти помощников по работе в данной палате (одного помощника), а также по работе в своем избирательном  округе (для депутатов, избранных  по одномандатным округам) или по работе в регионе, определяемом соответствующим  депу-татским объединением (для депутатов, избранных по общефедеральному избирательному округу).

    Член Совета  Федерации и депутат Государственной  Думы самостоятельно определяют  общее количество своих помощников  и распределяют обязанности между  ними.

    Число помощников  депутатов Государственной Думы, работающих на общественных началах,  в законе не определено. И это  не случайно, поскольку депутаты, избранные по партийным спискам,  обязаны работать практически  со всеми регионами страны. Чтобы  не потерять с ними связь,  необходимо иметь большой актив  помощников.

    Ряд предоставляемых  парламентариям прав, предусмотренных  в законодательстве Российской  Федерации, направлен на беспрепятственное  осуществление ими парламентской  деятельности.

    К ним в первую  очередь следует отнести обеспечение  неприкосновенности членов Совета  Федерации и депутатов Государственной  Думы. Это означает, что в течение  всего срока полномочий они  не могут быть привлечены к  уголовной или к административной  ответственности, налагаемой в  судебном порядке, задержаны,  арестованы, подвергнуты обыску  или допросу без согласия соответствующей  палаты Федерального Собрания, кроме  случаев задержания на месте  преступления, а также подвергнуты  личному досмотру, за исключением  случаев, когда это предусмотрено  федеральным законом для обеспечения  безопасности других людей.

Парламентариям предоставлено  право на безотлагательный прием  должностными лицами по вопросам деятельности Федерального Собрания; право на получение  и распространение информации; право  пользоваться правительственной и  другими видами связи; право на внеочередное поселение в гостинице; предоставление служебного помещения; право бесплатно  пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом  и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, за исключением  такси.

    Учитывая особую  значимость парламентской деятельности, законодательство Российской Федерации  устанавливает для членов Совета  Федерации и депутатов Государственной  Думы специальные гарантии. Так,  например, парламентарии освобождаются  от призыва на военную службу  и на военные сборы; для них  предусмотрено обязательное государственное  страхование жизни и здоровья  за счет Федерального бюджета,  а также компенсация за причиненное  увечье или иное повреждение  здоровья, повлекшее стойкую утрату  трудоспособности.

Установлены трудовые гарантии, предусматривающие, что срок полномочий депутата засчитывается в общий  и непрерывный трудовой стаж или  срок службы, стаж работы по специальности; по окончании срока полномочий депутату предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – другая равноценная по предыдущему  месту работы, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации и т.д.12

К числу наиважнейших гарантий осуществления членами Совета Федерации  и депутатами Государственной Думы своей деятельности следует отнести  установление ответственности, предусмотренной  действующим законодательством, за невыполнение законных требований парламентариев; за неправомерное воздействие на них, а также членов их семей и  других родственников; за посягательство на их честь и достоинство; за нарушение неприкосновенности члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Исходя из всего  выше изложенного, можно определить  сущность и роль Федерального  Собрания  в системе органов  государственной власти РФ. Федеральное  Собрание – Парламент России, высший законодательный и представительный  орган государственной власти, состоящий  из двух палат – Государственной  Думы и Совета Федерации. Конституция  РФ не называет палаты верхней  и нижней, однако, проведя аналогию  с мировой практикой можно  говорить о том, что Совет  Федерации формально является  верхней палатой.

Анализируя способы формирования палат Федерального Собрания можно  говорить об оптимальном на сегодняшний  день порядке выборов Государственной  Думы – сочетании пропорциональной и мажоритарной избирательных систем. Новый федеральный закон "О  порядке формирования Совета Федерации" устранил недостатки предыдущего законодательства по этому вопросу, и сделал возможным  функционирование "верхней" палаты на постоянной основе.

    Конституционная  компетенция палат Федерального  собрания характеризуется тремя  группами полномочий: относящиеся  к исключительному ведению палаты; связанные с организацией деятельности  палаты; по принятию федеральных  законов. Следует отметить, что  законодательная деятельность сконцентрирована  главным образом в Государственной  Думе: законопроекты вносятся в  "нижнюю" палату; существует возможность  преодоления несогласия Совета  Федерации по законом, принятому   Думой; ограничены сроки, в  течение которых Совет Федерации  обязан рассмотреть законы, переданные  ему Государственной Думой. Совет  Федерации фактически рассматривает  законы, принятые Думой, одобряет  или не одобряет их. Из этого  можно делать вывод о том,  что Совет Федерации, является  контролирующей и сдерживающей, по отношению к Государственной  Думе палатой российского Парламента.

Говоря о депутатах (членах) Федерального собрания очень важно отметить ихособый правовой статус, закрепленный в законодательстве, т.е. их права,обязанности, а также гарантии – без которых осуществление депутатскойдеятельности было бы невозможно.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные правовые акты

1. Конституция РФ 1993 год.

2.Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания.» от 18.05.2005 №51 ФЗ ( ред. от 02.05.2012 )

3.Федеральный закон «О порядке формирования Совета ФедерацииФедерального Собрания РФ» от 05.07.2000 №113 ФЗ

4.Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания РФ» от 08.05.1994 №3 ФЗ

Учебная литература

1. Баглай М. В., Габричидзе  А.Б. Конституционное право  РФ. М.:  2000  – 512 с.

2.Бархатова.Е.Ю. Комментарий   к  Конституции  Российской  Федерации, М.: 2001.-364 с.

3. Кутафин О.Е. Государственное  право РФ. М.: Юридическая литература,2000.- 584 с.

4. Кутафин О.Е., Козлова Е.И. Конституционное право РФ. М.: Юристъ, 2001.- 221 с.

5. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. М.: Изд. МГЭИ, 1997. – 327 с.

6. Теория государства и права. Учебник. / Под ред. М. Н. Марченко. – М.: ИКД ЗЕРКАЛО-М, 2001.- 640 с.

7. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юристъ, 2000.- 221 с.

1Бархатова.Е.Ю. Комментарий  к  Конституции  Российской  Федерации, М.: 2001.-364 с.

2. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России. М.: Изд. МГЭИ, 1997. – 327 с.

Информация о работе Федеральное собрание РФ - Парламент РФ