Федеральное собрание РФ - Парламент РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 05:32, курсовая работа

Описание работы

Задачами работы является: определение порядка формирования палат Федерального Собрания РФ и его полномочий; обоснование структуры Российского Парламента и правового статуса членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
Данная работа написана на основе российского законодательства, базовым из которого являются: Конституция РФ; Регламент Государственной Думы ; Регламента Совета Федерации ; Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации "; Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ".

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…3
ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
Предметы введения палат Федерального Собрания…………….….…5
Конституционный статус Совета Федерации………………………..…5
Конституционный статус Государственной думы……………….……9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГОСОБРАНИЯ
2.1 Порядок формирования Государственной Думы ……………….. ……....13
2.2 Порядок формирования Совета Федераций………………………………19
2.3 Правовой статус депутата и члена Совета Федераций………………..….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….…30

Файлы: 1 файл

kurssss.docx

— 52.04 Кб (Скачать файл)

К положениям, характеризующим  конституционный статус Государственной Думы, следует отнести нормы, устанавливающие сроки ее полномочий, и порядок роспуска. Согласно ч. 1 ст. 96 Конституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года. В то же время Конституция устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Федерации.

В первом случае Президент Российской Федерации  вправе распустить Государственную Думу и назначить новые выборы после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации (ч. 4 ст. 111 Конституции Российской Федерации).

Распустить Государственную  Думу Президент может и в случае, если Государственная Дума в течение  трех месяцев со дня вынесения  ею постановления о недоверии  Правительству Российской Федерации, повторно подтвердит свое намерение. При такой ситуации Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции).

И, наконец, ч. 4 ст. 117 предусматривает еще один вариант, позволяющий Президенту реализовать право роспуска Государственной Думы. Произойти это может в том случае, когда Председатель Правительства Российской Федерации ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, а Государственная Дума в доверии отказывает. Это требует от Президента принятия решения в течение семи дней об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае роспуска Государственной Думы Президент  Российской федерации назначает  дату выборов с тем, чтобы вновь  избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через  четыре месяца с момента роспуска.Государственная  Дума не может быть распущена:

- по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции  Российской Федерации, в течение года после ее избрания;

- с момента  выдвижения ею обвинения против  Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

- в период  действия на всей территории  Российской Федерации военного  или чрезвычайного положения,  а также в течение шести  месяцев до окончания срока  полномочий Президента Российской  федерации.4

Завершая анализ конституционного статуса палат  Федерального Собрания Российской Федерации, необходимо отметить, что процесс  отработки механизма их деятельности находится в постоянном развитии. Обновляются, уточняются, упраздняются отдельные правила и процедуры их работы, о чем свидетельствуют, в частности, многочисленные изменения и дополнения, вносимые в регламенты палат. Корректируется деятельность отдельных подразделений, создаются новые парламентские структуры, устанавливаются дополнительные полномочия. 

 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

2.1 Порядок формирования  Государственной Думы РФ

     Государственная  дума – нижняя палата парламента  Российской Федерации. Численный  состав Государственной Думы - 450 депутатов - образует общее число  депутатов, исходя из которого  Конституция определяет долю, необходимую  для принятия решений Государственной  Думой и осуществления групповых  инициатив ее депутатов.

    Государственная  Дума избирается сроком на  четыре года. Четырехлетний срок  полномочий Государственной Думы  представляется оптимальным: он  позволяет депутатам не только  набрать необходимый опыт работы, но и использовать его в  течение значительного времени.  В то же время его не следует  считать слишком длительным. Такой  срок установлен для парламентов  или нижних палат во многих  зарубежных странах (Германия, Австрия,  Швеция, Польша, Болгария и др.), хотя  в ряде демократических стран  действует и пятилетний срок (Великобритания, Франция, Италия и др.). Периодические  перевыборы Государственной Думы  приспосабливают ее состав к  изменяющимся социально-политическим  отношениям в обществе, позволяют  отразить в депутатском корпусе  умонастроения, политические симпатии  и антипатии избирателей.5

    Не очень ясны  границы во времени срока полномочий  Государственной Думы. Во всяком  случае, ни в Конституции, ни  в федеральных законах они  не определены. Очевидно, что начало  полномочий Государственной Думы  как органа не совпадает с  началом полномочий ее депутатов.  В соответствии с ч. 2 ст. 99 Конституции  Государственная Дума собирается  на 30-й день после избрания, если  не созвана ранее Президентом  Российской Федерации, и с этого  момента, согласно ч. 4 указанной  статьи, прекращаются полномочия Государственной Думы прежнего созыва и, следовательно, полномочия ее депутатов. А согласно ст. 3 Федерального закона "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы" срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания депутата и прекращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, если не прекратился досрочно. Поэтому моментом начала полномочий Государственной Думы нового созыва следует считать момент начала ее работы, ибо до этого, не имея своей структуры (председателя, комитетов и т.п.), она функционировать не может.

    Получается, что  в период между днем избрания  Государственной Думы нового  созыва и днем ее первого  заседания действуют полномочия  и ее депутатов, и депутатов  Государственной Думы прежнего  созыва, которая в этот период  еще может проводить свои заседания.

Четырехлетний срок полномочий Государственной Думы может быть прерван ее досрочным роспуском  на основании ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 111 и  ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции.

    Порядок формирования  государственной думы – выборы. Что касается порядка формирования  Государственной Думы, то Конституция  не устанавливает, какими должны  быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет  и подлежащей применению избирательной  системы. Все это отдано на  усмотрение законодателя. Требование  всеобщности выборов можно вывести  из положений ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции,  а требование равных выборов  - из принципа равноправия, записанного  вее ст. 19. Принципы всеобщего,  равного и прямого избирательного  права при тайном голосовании,  добровольного участия в выборах  сформулированы с соответствующей  нормативной конкретизацией в  Федеральном законе "Об основных  гарантиях избирательных прав  граждан Российской Федерации"  от 6 декабря 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 33, ст. 3406), а применительно к выборам  в Государственную Думу - в Федеральном  законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. В этом законе подробно урегулирован порядок выборов депутатов Государственной Думы. В соответствии с ним депутаты избираются по смешанной системе. Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половина депутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию Российской Федерации, по системе пропорционального представительства, согласно которой каждое избирательное объединение получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов этого объединения. При этом установлен заградительный пункт: в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу участвуют только те избирательные объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.6

    Конституцией  устанавливаются требования предъявляемые  к кандидатам в депутаты государственной  думы: им может быть избран  гражданин Российской Федерации,  достигший 21 года и имеющий  право участвовать в выборах.

    Необходимо сделать  оговорку, что одно и то же  лицо не может одновременно  являться членом Совета Федерации  и депутатом Государственной  Думы. Депутат Государственной Думы  не может быть депутатом иных  представительных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления.

    Кроме того  депутаты Государственной Думы  работают на профессиональной  постоянной основе. Депутаты Государственной  Думы не могут находиться на  государственной службе, заниматься  другой оплачиваемой деятельностью,  кроме преподавательской, научной  и иной творческой деятельности.

    Только к депутатам  Государственной Думы относится  конституционное требование работать  на постоянной профессиональной  основе. Законодательная деятельность, предполагающая основательное изучение  социальных проблем, скрупулезную  работу над формулировками текстов  законов, участие в обсуждении  их во фракциях или депутатских  группах, в комитетах и на  пленарных заседаниях Государственной  Думы, контрольная деятельность  парламента, обсуждение проблем  текущей политики, которые тоже  требуют подготовки, контакты с  избирателями, с государственными  органами и учреждениями, с общественностью  - все это неизбежно поглощает  рабочее время депутата и практически  почти не оставляет ему возможности  для каких-либо иных занятий  (разумеется, если депутат относится  к своим обязанностям добросовестно).

    Но дело не  только в этом. При осуществлении  своего мандата депутат должен  быть свободен от влияния государственных  органов и учреждений, должностных  лиц, прежде всего исполнительной  власти. Недопустимость службы депутата  в органах или аппарате исполнительной  и судебной власти вытекает  из сформулированного в ст. 10 Конституции  принципа разделения властей.  Кроме того, государственная служба  по определению предполагает, что  государственные служащие действуют  в составе иерархически организованных  структур и состоят в отношениях  руководства и подчинения (это  относится и к службе в аппарате  самого парламента).7

    Следовательно,  находясь на государственной  службе, депутат неизбежно попадает  в подчинение к вышестоящим  должностным лицам, которые тем  самым получают определенную  возможность влиять на деятельность  депутата по осуществлению им  своего мандата. Другая оплачиваемая  деятельность возбраняется депутатам  по тем же причинам.

    Депутаты Государственной  Думы обладают неприкосновенностью  в течение всего срока их  полномочий. Они не могут быть  задержаны, арестованы, подвергнуты  обыску, кроме случаев задержания  на месте преступления, а также  подвергнуты личному досмотру, за  исключением случаев, когда это  предусмотрено федеральным законом  для обеспечения безопасности  других людей. Вопрос о лишении  неприкосновенности решается по  представлению Генерального прокурора  Российской Федерации соответствующей  палатой Федерального Собрания.  

    Государственная  Дума заседает раздельно от  Совета Федераций. Заседание Государственной  Думы является открытым. В случаях,  предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые  заседания. Государственная Дума  избирает из своего состава  Председателя Государственной Думы  и его заместителей. Председатель  Государственной Думы и его  заместители ведут заседания  и ведают внутренним распорядком  палаты. Государственная дума принимает  регламент.

    К ведению Государственной  Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о  доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность  и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава  ее аудиторов;

д) назначение на должность  и освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека, действующего в  соответствии с федеральным конституционным  законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения  против Президента Российской Федерации  для отрешения его от должности.

    Постановления  Государственной Думы принимаются  большинством голосов от общего  числа депутатов Государственной  Думы, если иной порядок принятия  решений не предусмотрен Конституцией  Российской Федерации.8

 

2.2 Порядок формирования  Совета Федераций

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации  в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого  субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного  органов государственной власти.

Действующий в настоящее  время порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с последующими изменениями). В соответствии с этим законом палата состоит из 166 представителей субъектов Российской Федерации, избранных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и назначенных высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, при этом полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором он был избран (назначен) член.9

С 1 января 2011 года с учетом изменений порядка формирования Совета Федерации, внесенными Федеральным  законом от 14 февраля 2009 года № 21-ФЗ, кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, органом государственнойвласти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации. Избранный (назначенный) член Совета Федерации обязан в установленный Федеральным законом срок сложить полномочия депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутата представительного органа муниципального образования.

    Кандидатуры для  избрания представителя в Совете  Федерации от законодательного (представительного)  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации  вносятся на рассмотрение этого  органа его председателем, а  в двухпалатном законодательном  (представительном) органе - поочередно  председателями палат. При этом  группа депутатов численностью  не менее одной трети от  общего числа депутатов может  внести альтернативные кандидатуры.  Решение об избрании представителя  от законодательного (представительного)  органа принимается тайным голосованием  и оформляется постановлением  указанного органа, а двухпалатного  законодательного (представительного)  органа - совместным постановлением  обеих палат.

    Решение высшего  должностного лица субъекта Российской  Федерации (руководителя высшего  исполнительного органа государственной  власти субъекта Российской Федерации)  о назначении представителя в  Совете Федерации от исполнительного  органа государственной власти  субъекта Российской Федерации  оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта  Российской Федерации (руководителя  высшего исполнительного органа  государственной власти субъекта  Российской Федерации).

    Избранный (назначенный)  член Совета Федерации приступает  к осуществлению своих полномочий  на десятый день со дня вступления  в силу решения о его избрании (назначении) соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

    Статус члена  Совета Федерации Федерального  Собрания Российской Федерации  определяется Федеральным законом от 8 мая 1994 года №3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с последующими изменениями).

Информация о работе Федеральное собрание РФ - Парламент РФ