Анализ стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Достижение данной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования муниципального образования;
анализ практической деятельности органов местного самоуправления по стратегическому планированию муниципального образования;
разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы стратегического планирования муниципального образования 5
1.1 Сущность стратегического планирования муниципального образования 5
1.2 Содержание стратегического плана развития муниципального образования 10
1.3 Стратегическое планирование ресурсного обеспечения муниципального образования 15
2 Анализ стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 18
2.1 Общая характеристика муниципального образования город-курорт Геленджик 18
2.2 Оценка перспектив социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Геленджик 20
2.3 Характеристика ресурсного потенциала муниципального образования город-курорт Геленджик 25
3 Рекомендации по совершенствованию стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 29
3.1 Пути совершенствования стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 29
3.2 Инструменты повышения эффективности стратегического управления ресурсным потенциалом муниципального образования город-курорт Геленджик 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 44

Файлы: 1 файл

курсовая чесноков.docx

— 305.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время практически  все регионы России формируют региональные (территориальные) стратегии развития в соответствии с общенациональной стратегией развития. Для этого принимаются соответствующие нормативно – правовые акты, регламентирующие данный вид деятельности. Однако, несмотря на их действие, муниципальные образования РФ зачастую сталкиваются с большими проблемами при разработке и реализации стратегических планов.

Одной из причин, приводящих к этому, является отсутствие четкого понимания того, что такое процесс стратегического планирования и что такое стратегический план, а также информационная изоляция и нехватка методических материалов, проблема статистического и аналитического обеспечения разработки стратегического плана.

Одним из направлений, способствующих пониманию руководством муниципалитетов, как и для чего составлять стратегии развития могла бы стать разработка четкого унифицированного механизма управления процессом стратегического планирования, который в общем виде можно изобразить в виде своеобразной пирамиды, представленной на рисунке 5, и использовать его смогли бы все муниципалитеты но, с одной оговоркой – с учетом особенностей каждого муниципального образования [17].

Рисунок 5 – Унифицированный механизм управления процессом

стратегического планирования (в разбивке на стадии и этапы)

 

Весь процесс при этом можно разделить на 4 линии деятельности, равно необходимые для успеха стратегического планирования: координация, разработка, экспертиза и продвижение (в дальнейшем КРЭП).

  1. Координация. Этим термином обозначена деятельность по управлению процессом стратегического планирования, включая функции организации и финансирования. Кроме того, в рамках координации происходит фиксация и архивация результатов, а также нормативно-правовое обеспечение, т.е. легитимация результатов каждого этапа и процесса в целом путем оформления документов соответствующего уровня – от протоколов заседаний до нормативных актов. В рамках координации соединяются процессы политического уровня – утверждение документов, методического – обучение и методическое обеспечение работы экспертов и координаторов и рабочего уровня – фиксация результатов. Субъектом данной деятельности становится «координационный центр», создаваемый либо внутри администрации МО, либо с ее участием на базе агентства развития или исследовательской организации.
  2. Разработка. Стратегический план разрабатывается стейкхолдерами при поддержке экспертов. Это принципиально, и это требует специальных усилий по организации творческого процесса выдвижения идей, обсуждения и выработки согласованных решений самими стейкхолдерами. Для этого создаются тематические комиссии, объединяющие стейкхолдеров, представляющих власть, бизнес и общество, в которых и происходит разработка стратегического плана.
  3. Экспертиза. Задача экспертизы – обеспечить условия для продуктивной деятельности стейкхолдеров, предоставить необходимый исходный фактический и статистический материал, создать творческую атмосферу в процессе заседаний, зафиксировать и обработать результаты обсуждений, дать оценку выдвигаемым проектам, формализовать процедуры выбора из имеющихся альтернатив, подготовить проекты итоговых текстов разделов стратегического плана. Субъектом экспертизы являются отдельные эксперты, закрепленные за тематическими комиссиями и экспертные группы, образуемые для оценки проектов.
  4. Продвижение. Этим термином объединяется работа по информированию и вовлечению стейкхолдеров и общественности в процесс разработки и реализации стратегического плана, а также по маркетингу и презентации стратегического плана и стратегических проектов. Без этой деятельности не может быть реализован потенциал стратегического планирования как инструмента формирования гражданского общества и местного патриотизма. Без маркетинга и презентации план останется известным лишь небольшой группе людей, и не станет ориентирующим документом для инвесторов. Поэтому необходимо определить субъекта, который будет специализирован на данной деятельности. Это обычно группа специалистов, называемая, например, группой PR сопровождения.

На каждом этапе стратегического  планирования необходимы согласованные действия по всем направлениям [3].

Исключение составляет нулевой  этап – этап инициации, когда только возникает идея и идет осознание необходимости разработки стратегического плана. Инициатива может исходить как изнутри самой администрации МО, так и извне, например, от представителей деловых кругов, общественности и т.д. В процессе обсуждения этой идеи появляется инициативная группа, состоящая из лиц активно заинтересованных в разработке стратегического плана, готовая принять на себя лидерство в этой деятельности и выполнять координирующую функцию по отношению к другим участникам процесс стратегического планирования. Эта группа выявляет внутри себя ответственных за обозначенные направления деятельности.

Таким образом, стратегический план муниципального образования – это комплексный документ, включающий в себя основные направления деятельности по развитию муниципального образования в соответствии с целями стратегии муниципального образования.

Процесс разработки стратегического  плана включает в себя четыре основных направления деятельности: координация, разработка, экспертиза и продвижение.

 

 

 

 

1.3 Стратегическое планирование ресурсного обеспечения муниципального образования

 

Развитие любой локальной  территории зависит от эффективности  использования ее ресурсной базы, в связи с чем одной из важнейших задач органов местного самоуправления сегодня становится стратегическое планирование ресурсного обеспечения муниципального образования.

Под ресурсами муниципального образования нами понимается совокупность материальных, нематериальных и социально-трудовых возможностей территории муниципального образования, распоряжение которыми отнесено к муниципальной компетенции по Конституции и законодательству Российской Федерации [7].

В связи с новыми подходами к управлению ресурсами муниципальных образований меняется трактовка понятия «муниципальные ресурсы».

«Муниципальные ресурсы» — ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, причем традиционно под муниципальными ресурсами понимают только бюджетные ресурсы, так как они законодательно регламентированы, что не скажешь о других. С учетом этого, на наш взгляд, правильно говорить не «муниципальные ресурсы», а «ресурсный потенциал (ресурсы)», «ресурсное обеспечение территории муниципального образования», или, более упрощенно, «местные ресурсы».

Исходя из этого, под потенциалом муниципального образования понимается совокупность всех имеющихся в его границах ресурсов (совокупность средств и возможностей) — материальных и нематериальных, вовлеченных в процессы общественного производства, в том числе и не вовлеченных, которые используются для социально-экономического развития территории. Совершенно очевидно, что ресурсный потенциал муниципального образования — сложная система, состоящая из взаимосвязанных частей [7].

Управление эффективным использованием ресурсного потенциала муниципального образования должно осуществляться на основе разработки стратегического планирования этого процесса, иметь эволюционный, долгосрочный, равновесный, естественный и устойчивый характер и обязательно учитывать существующий опыт ресурсопользования. Графически этот процесс изображен на рисунке 6.

Рисунок 6 – Модель стратегического  планирования ресурсного обеспечения  муниципального образования

 

Базисом для разработки стратегии  и формирования стратегического управления использованием ресурсного потенциала муниципального образования служат основные положения стратегии социально-экономического развития муниципального образования в целом, в соответствии с которыми разрабатываются и формируются направления использования ресурсного потенциала.

Предлагаемая модель стратегического управления ресурсным потенциалом муниципального образования представляет собой совокупность компонентов, образующих единый, целостный, непрерывный процесс управления использованием ресурсного потенциала в соответствии со стратегическими целями и приоритетами социально-экономического развития муниципального образования.

Таким образом, необходимость использования стратегического планирования на местном уровне подтверждается множеством факторов. Использование этого инструмента управления позволяет местным властям оценить потенциал и резервы муниципального образования, мобилизовать и наиболее эффективно распределить ресурсы в соответствии с целями управления, определить комплекс действий для их достижения.

Далее нами будет проведен анализ стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик.

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ стратегического  планирования муниципального образования  город-курорт Геленджик

2.1 Общая характеристика  муниципального образования город-курорт  Геленджик

 

Муниципальное образование  город-курорт Геленджик – курорт федерального значения, расположен в 186 км от Краснодара. Расположено на юго-западе Краснодарского края, общая протяженность границы города – 251 км. Площадь всего муниципального образования – 122754 га, города Геленджика 1925 га. Протяженность береговой линии вдоль Черного моря (от г. Новороссийск до Туапсинского района) 102 км. Численность населения – около 95,3 тыс. чел. Средняя плотность населения – 77,7 человека на 1 км2. В состав городского округа включены город Геленджик (город краевого подчинения) и 20 сельских населенных пунктов, 7 из которых имеют курортную направленность и имеют выход к морю.

Городской округ город-курорт Геленджик имеет следующее административно-территориальное  устройство:

  • город Геленджик;
  • Архипо-Осиповский сельский округ (село Архипо-Осиповка, село Текос, село Тешебс);
  • Кабардинский сельский округ (село Кабардинка, хутор Афонка, село Виноградное, село Марьина роща);
  • Дивноморский сельский округ (село Дивноморское, село Адербиевка, село Возрождение, хутор      Джанхот, село Прасковеевка, поселок Светлый, хутор Широкая Щель);

Пшадский сельский округ (село Пшада, село Береговое, хутор Бетта, село Криница, село Михайловский Перевал, хутор Широкая Пшадская Щель) [20].

Экономика города характеризуется  динамичным развитием всех ее отраслей. С 1998 года по 2008 год доходы в бюджеты  всех уровней увеличились в 28 раз. Основными отраслями экономики города, формирующими бюджет курорта, являются строительство, курортно-туристский комплекс и транспортная отрасль.

Социально-экономическое  развитие курорта характеризуется  поступательным и динамичным развитием  всех секторов экономики, ростом объема отгруженной продукции (работ, услуг) собственного производства почти во всех отраслях в действующих ценах, повышением доходов населения, ростом уровня занятости трудоспособного населения.

За 2012 год объем отгруженной  продукции, выполненных работ и  оказанных услуг составил порядка 16 690,4 млн. руб., темп роста составил 113,4% к уровню 2011 года, в том числе по отраслям:

  • промышленное производство – 2 163,4 млн. руб., темп роста – 101, 4%;
  • транспорт – 742,7 млн. руб., темп роста – 111,3%;
  • розничная торговля – 5 508,5 млн. руб., темп роста – 121,5%;
  • общественное питание – 484,4 млн. руб., темп роста – 114,8%;
  • платные услуги населению – 2 719,4 млн. руб., темп роста – 118,4%;
  • курортно-туристский комплекс – 4 399,0 млн. руб., темп роста – 107,9%;
  • строительство – 427,7 млн. руб., темп роста  - 107,9%;

связь – 199,5 млн. руб., темп роста  – 101,6% [19].

Экономика муниципального образования  город-курорт Геленджик представлена тремя секторами хозяйственной  деятельности:

  • первичный сектор (сельское хозяйство, добывающая промышленность);
  • вторичный сектор (обрабатывающая промышленность, строительство, энергетика);
  • третичный сектор (транспорт, связь, финансы, торговля, образование, здравоохранение, рекреационная деятельность и другие виды производственных и социальных услуг) – обеспечивает функционирование первичного и вторичного секторов экономики муниципального образования.

Основные показатели социально-экономического развития муниципального образования  город-курорт Геленджик приведены  в таблице 2.

Таблица 2 – Социально-экономические показатели МО г-к Геленджик по состоянию на 01.03.2013 [21].

Показатели

Единица измерения

Январь-февраль 2013 г.

Январь-февраль 2012 г.

Темп роста в %

Территория

км2

1227,5

1227,5

100,0

Плотность населения

чел. на 1 км2

77,7

74,3

104,6

Численность населения

тыс. чел.

95,3

95,3

100,0

Численность населения, занятого в экономике

тыс. чел.

53,8

53,8

100,0

Уровень жизни населения

       

Денежные доходы населения:

       

всего

тыс. руб.

20746782

20269089

102,4

на душу населения

руб.

18133,6

17716

102,4

Среднемесячная зарплата в расчете на 1 работника:

       

Номинальная

руб.

21013

19805

106,1

Общая численность офиц. зарегистрированных безработных

тыс. чел.

0,292

0,337

86,6

Уровень безработицы

%

0,5

0,6

83,3


 

Таким образом, муниципальное  образование город-курорт Геленджик  сохраняет высокую динамику развития за счет мультипликативного эффекта  основной градообразующей отрасли  – санаторно-курортного и туристского  комплекса.

2.2 Оценка  перспектив социально-экономического  развития муниципального образования  город-курорт Геленджик

Информация о работе Анализ стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик