Анализ стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Достижение данной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования муниципального образования;
анализ практической деятельности органов местного самоуправления по стратегическому планированию муниципального образования;
разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы стратегического планирования муниципального образования 5
1.1 Сущность стратегического планирования муниципального образования 5
1.2 Содержание стратегического плана развития муниципального образования 10
1.3 Стратегическое планирование ресурсного обеспечения муниципального образования 15
2 Анализ стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 18
2.1 Общая характеристика муниципального образования город-курорт Геленджик 18
2.2 Оценка перспектив социально-экономического развития муниципального образования город-курорт Геленджик 20
2.3 Характеристика ресурсного потенциала муниципального образования город-курорт Геленджик 25
3 Рекомендации по совершенствованию стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 29
3.1 Пути совершенствования стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик 29
3.2 Инструменты повышения эффективности стратегического управления ресурсным потенциалом муниципального образования город-курорт Геленджик 35
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 44

Файлы: 1 файл

курсовая чесноков.docx

— 305.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

1 Теоретические  основы стратегического планирования  муниципального образования 5

1.1 Сущность  стратегического планирования муниципального  образования 5

1.2 Содержание  стратегического плана развития  муниципального образования 10

1.3 Стратегическое  планирование ресурсного обеспечения  муниципального образования 15

2 Анализ стратегического  планирования муниципального образования  город-курорт Геленджик 18

2.1 Общая характеристика  муниципального образования город-курорт  Геленджик 18

2.2 Оценка  перспектив социально-экономического  развития муниципального образования  город-курорт Геленджик 20

2.3 Характеристика  ресурсного потенциала муниципального  образования город-курорт Геленджик 25

3 Рекомендации  по совершенствованию стратегического  планирования муниципального образования  город-курорт Геленджик 29

3.1 Пути совершенствования  стратегического планирования муниципального  образования город-курорт Геленджик 29

3.2 Инструменты  повышения эффективности стратегического  управления ресурсным потенциалом  муниципального образования город-курорт  Геленджик 35

Заключение 39

Список использованных источников 41

Приложение А 44

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  работы. В современных условиях стратегическое планирование становится одной из ведущих сфер экономических интересов не только организаций различных типов, но и органов государственного и муниципального управления. Несмотря на доказанную эффективность инструментов стратегического планирования на муниципальном уровне в зарубежных странах, в российских условиях многие муниципальные образования лишь начинают задумываться над вопросами разработки жизнеспособных стратегий экономического развития. При этом предложение конкретных стратегических мер нуждается в первоначальном концептуальном обосновании, формирующем общий взгляд на перспективы развития территориального образования, а также определяющем основные направления реализации стратегических целей и задач.

В соответствии с Конституцией РФ, существуют три уровня территориального управления в России: федеральный  — РФ; региональный — субъекты РФ; муниципальный — муниципальные образования (МО). В этих условиях стратегическое планирование становится не только основой других видов планирования, выступающих важнейшим элементом территориального развития, но и ориентирует на комплексный учет конкретных социально-экономических проблем.

Возрождение системы перспективного планирования социально-экономического развития территории страны в современных условиях является актуальной задачей, от решения которой зависят темпы прироста ВВП, повышения конкурентоспособности производства и уровня жизни населения.

Актуальность, недостаточная  теоретическая и практическая разработанность  данной темы в совокупности с проблемами отсутствия комплексного подхода к разработке стратегии социально-экономического развития на муниципальном уровне обусловили выбор темы, цели и задачи исследования.

Цель и задачи работы. Целью данной работы является совершенствование системы стратегического планирования на уровне муниципального образования. Достижение данной цели предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:

  1. изучение теоретических основ стратегического планирования муниципального образования;
  2. анализ практической деятельности органов местного самоуправления по стратегическому планированию муниципального образования;
  3. разработка предложений по совершенствованию системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

Предметом данной работы выступает совокупность организационных, экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе стратегического планирования муниципального образования.

Объектом исследования является деятельность администрации муниципального образования город-курорт Геленджик.

 Теоретической основой для данной работы послужили труды отечественных ученых, посвященные тематике совершенствования стратегического планирования муниципального образования в условиях проводимой административной реформы. Были использованы работы таких исследователей, как Е.А. Балабанова, Л.А. Днепровская, В.Н. Правдюк,  С.И. Родионов, Р.А. Стасишина, Я.С. Тарновский, С.А. Ткачев, А.Е. Ткаченко и др.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

1 Теоретические  основы стратегического планирования  муниципального образования

1.1 Сущность стратегического планирования муниципального образования

 

Муниципальные органы власти имеют возможность самостоятельно определять приоритеты своего развития, поскольку одним из предметов  ведения местного самоуправления является комплексное социально-экономическое  развитие территории муниципального образования. Согласно ст. 17 п.6 Федерального закона «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к числу  полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения отнесено принятие и организация  выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. [3]

Стратегическое планирование муниципального образования – это  выбор целей и ориентиров, выявление  видения желаемого будущего состояния  муниципального образования, определение  стратегий и направлений развития, обеспечивающих конкурентоспособность  муниципального образования в целом  как для места жизни, хозяйственной  деятельности и временного пребывания, а также конкурентоспособность  отдельных отраслей муниципальной  экономики и социальной сферы [6].

По сути, стратегическое планирование социально-экономического развития муниципальных образований – это особый вид плановой работы, состоящий в разработке стратегических решений в виде прогнозов, проектов, программ, предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий развития городов, реализация которых обеспечит их эффективное и устойчивое функционирование в долгосрочной перспективе [13].

Роль и значение стратегического  подхода в управлении на уровне местных органов власти возросла повсеместно в 90-ые годы. Это связано с меняющимися экономическими реалиями, которые ставят перед местной экономической политикой новые задачи. Основными среди них являются [14]:

  1. поддержание экономической эффективности и конкурентных позиций муниципальных образований;
  2. укрепление экономического фундамента местного развития на основе разработки и последовательного проведения в жизнь стратегии мотивации и поддержки предпринимательской деятельности на территории своей юрисдикции. Недостаток средств, поступающих из федерального бюджета для инвестиций в местное хозяйство, несовершенство и негибкость централизованной системы управления долгое время тормозят развитие местного хозяйства. Децентрализация может стать тем условием, которое позволит лучше и плодотворнее подойти к решению социально-экономических проблем на местном уровне;
  3. разработка новых организационных и институциональных подходов для обеспечения местного развития на основе стратегического видения проблемы и взаимодействия множества государственных и частных организаций.

В Российской Федерации по мере проведения рыночных реформ  у  местных властей и городских  сообществ возникла потребность  и появилась возможность перехода от административного иерархического планирования к стратегическому  планированию, как одному из наиболее эффективных методов планирования социально-экономического развития поселений, выражающемуся в отказе от директивности в пользу баланса интересов, установлении партнерских отношений властных структур с различными субъектами хозяйствования, населением, позволяющему муниципальным образованиям наилучшим образом адаптироваться к быстроизменяющимся внешним условиям и наиболее эффективно реализовать заложенный в них потенциал [14].

Использование стратегического планирования в качестве инструмента управления развитием муниципальных образований при этом с одной стороны сближает их с бизнес-организациями, с другой стороны имеет свою специфику, определяемую особенностями самих муниципальных образований как объектов управления, что отражено в таблице 1.

Таблица 1 – Принципиальные различия корпоративного и муниципального стратегического планирования

Параметры стратегического  управления

Корпоративное стратегическое управление

Муниципальное стратегическое управление

Насущность использования

Стандартная функция,

актуализирующаяся в кризисных ситуациях

Необходимый фактор привлечения  инвестиций

Показатели эффективности

Прибыль в долговременном аспекте 

Развитие экономики и  решение социальных проблем населения

Участники процесса стратегического  планирования

Собственники и менеджмент компании

Администрация и представители  институализированных групп местного сообщества


 

Большинство авторов видят  в стратегическом планировании муниципального образования один из главных инструментов стратегического управления социально-экономическим развитием муниципального образования.  «В экономической литературе стратегическое управление определяется как процесс формирования стратегии, ее реализации и контроля соответствия достигнутых результатов запланированным целям» [12].

Основными документами в  сфере комплексного социально-экономического развития муниципального образования являются концепция и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития. Может быть разработан и один обобщающий документ. В зависимости от поставленных задач стратегические планы бывают среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (до 10-15 лет). Чем глубже характер предстоящих перемен, тем на больший срок должен разрабатываться стратегический план, но и в долгосрочных программах важно выделять среднесрочную перспективу [4].

Механизмом реализации задач  социально-экономического развития всего  государства и отдельных территорий являются целевые программы, которые  можно классифицировать по статусу, назначению, срокам, направленности и механизмам реализации.

Стратегическое планирование в схеме развития муниципального образования предполагает разработку последовательности, технологию выполнения намеченных целей и задач, ориентированных  на поддержание жизненного уровня населения, условий его проживания, его совершенствования  и развития.

Исследователь В.Н. Правдюк  приводит методику стратегического  планирования муниципального образования, графическая интерпретация которой  представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 – Методика стратегического  планирования МО

 

Как видно из данного рисунка, методика стратегического планирования муниципального образования опирается  на предварительный анализ сложившейся  экономической ситуации. Данный анализ проводится в виде определенной последовательности действий, которые представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Анализ экономической  ситуации в МО

 

Следующим шагом стратегического  планирования, согласно научному исследованию В.Н. Правдюка, выступает разработка концепции стратегии экономического развития (рисунок 3).

Рисунок 3 – Разработка концепции  стратегии экономического развития

 

Далее следуют разработка непосредственно, самой стратегии  экономического развития и программы  экономического развития вместе с реализацией стратегических мероприятий. Графически последовательность этих направлений деятельности представлена в виде рисунка 4.

Рисунок 4 – Разработка стратегии  и программы экономического развития

 

Таким образом, суть стратегического планирования состоит в определении приоритетной сферы хозяйственной деятельности с учетом факторов внешней среды и имеющихся ресурсов.

1.2 Содержание  стратегического плана развития  муниципального образования

 

История применения стратегического подхода к планированию городского развития связана с растущей необходимостью интеграции разных сфер планирования. Комплексные генеральные планы на уровне городов появились уже в конце XIX века [17].

В России первые стратегические планы и программы развития городов появились в середине 1990-х гг. Первой была Стратегия развития Санкт-Петербурга до 2005 г. (разработана в 1997 г.). По оценкам специалистов Леонтьевского центра (Санкт-Петербург), в начале 2000-х гг. количество российских муниципальных образований, имевших документы стратегического характера или с элементами стратегий, оценивалось в 350. Сегодня это число ощутимо выросло, причем в процесс стратегического планирования «втянуты» практически все муниципалитеты – от крупных городов до районов и отдельных поселений [5].

Информация о работе Анализ стратегического планирования муниципального образования город-курорт Геленджик