Анализ состояния системы управления организации ОАО «Газпром» в рамках организационного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 06:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проанализировать организацию ОАО Газпром» как систему и разобраться, что есть такое организация.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- охарактеризовать организацию как единую систему;
- раскрыть понятие организации её сущность и признаки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Характеристика организации как системы……………………………………………..…….…5
1.1 Понятие и сущность организации…………………………………………………………5
1.2 Признаки и жизненный цикл организации……………………………………….………7
2 Самоорганизация и самоуправление хозяйствующих субъектов……………...…………..…10
2.1 Понятие и условия возникновения самоорганизации……………………….…………10
2.2 Открытость самоорганизующихся систем………………………………………………11
2.3 Внутренняя и внешняя среда организаций………………………………………..….…13
3.Анализ состояния системы управления организации ОАО «Газпром» в рамках организационного взаимодействия…….……………………………………………..………….19
3.1..Характеристика и особенности организационной структуры управления ОАО «Газпром………………………..……………………………………………………….19
3.2..Разработка стратегии организации и планов её реализации с позиции организационного взаимодействия…………………………………………….……………24
Заключение…………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников……...………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ теория упр-ия.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Внутренняя жизнь организации  состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности одни процессы и действия могут занимать в ней ведущее место, другие могут либо отсутствовать, либо осуществляться в небольшом объеме. Однако, несмотря на большое разнообразие действий и процессов, можно выделить пять групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Ими являются:

-   производство,

-   маркетинг,

-   финансы,

-   работа с кадрами,

-   эккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

Менеджмент  осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации, формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации.

Организация в  условиях рыночных отношений является открытой системой, способной взаимодействовать с окружающей ее внешней средой в различных аспектах - информационном, вещественном и т. д[7].

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее жизнедеятельности, внутреннего потенциала на должном уровне. При этом организация, в свою очередь, в качестве компенсации за это должна отдавать результаты своей деятельности во внешнюю среду. Таким образом, организация находится в состоянии постоянного взаимообмена с внешней средой. Как только рвутся связи с ней, организация погибает. Взаимодействие организации с внешней средой обеспечивает возможность существования, жизнедеятельность организации, внутренний потенциал на должном уровне, а также ее устойчивость, т. е. способность устранять возникающие отклонения и достигать поставленных целей после оказываемых на нее возмущающих воздействий.

Организация должна получать из внешней среды необходимое оптимальное количество качественной информации. Стремление не тратить много сил и средств на сбор и обработку информации таит в себе опасность неполного учета важных индикаторов развития, а это, в свою очередь, ограничивает возможности своевременного решения проблем в области политики организации. Чрезмерное же количество информации вызывает увеличение затрат на получение информации, создает трудности в ее обработке.

Внешнюю среду  организации можно характеризовать  различным образом. Так, немецкие ученые используют понятия «сложность» и «динамика» при характеристике внешней среды. Сложность внешней среды целесообразно выражать количеством и разнообразием характеристик, которые должны учитываться в процессе управления организацией. Динамика внешней среды, которую можно выражать изменчивостью ее характеристик. Основными характеристиками, с помощью которых можно оценить изменчивость внешней среды, являются: частота, величина и регулярность изменений ее факторов.

Если сложность  и динамика объединяются между собой в соответствующий континуум «простой-сложный» и «статичный-динамичный», то можно выделить четыре типа внешней среды.

Простая статичная  внешняя среда - среда с незначительной потребностью в гармонизации; большей  частью приводит к созданию бюрократических организационных структур. Простая динамичная внешняя среда - среда с незначительным числом и разнообразием внешних воздействий, которые должны учитываться при формировании организации. Изменчивость требует более органичного и менее децентрализованного руководства.

Сложная статичная  внешняя среда - среда, имеющая большое  количество и разнообразие важных факторов, которые обладают незначительной изменчивостью; приводит к созданию бюрократических структур с децентрализованным руководством. Сложная динамичная внешняя среда - среда, предъявляющая самые строгие требования к форме организации. Ей соответствуют такие формы и модели организации, которые получили название адаптивных и которые сопровождаются децентрализованным руководством[8].

Факторы внешней  среды оказывают влияние на все  элементы и процессы внутри организаций, в то же время они в значительной мере релевантны по отношению к операциям организаций. Все факторы можно разделить на две основные группы.

Первую составляют факторы общего внешнего окружения (макроокружения) организаций, которые не связаны непосредственно с конкретной организацией. Влияние этих факторов является более или менее одинаковым для многих организаций. Основные из таких факторов:

-   состояние  экономики государства;

-   социокультурные  факторы;

-   природно-географические  условия;

-   законодательная  система;

-   кредитно-финансовая политика;

-   уровень  развития техники и технологий;

-   мировой  рынок и т. д.

Ко второй группе относятся факторы непосредственного (делового) окружения организаций, которые непосредственно связаны, взаимодействуют с ними. Это:

-   потребители;

-   конкуренты;

-   поставщики;

-   деловые  партнеры;

-   органы  системы государственного регулирования;

-   источники  «силового давления» на организации;

-   профсоюзы  и т. д.

Следует заметить, что в портфеле любой фирмы  всегда имеется центральное ядро деловых партнеров-заказчиков, приносящих при особом управлении отношениями с ними наибольший коммерческий успех. Это те заказчики, которые выполняют особо важные функции для компании-поставщика и которых поставщик определяет как своих ключевых клиентов.

Многие из факторов непосредственного окружения имеют  вероятностный характер и в определенной мере зависят от организаций. Вместе с тем имеются факторы, которые оказывают воздействие на организации независимо от их желания. Это государственные и местные органы регулирования и криминальные структуры.

Влияние факторов внешней среды на деятельность организаций весьма сложно, неоднозначно и изменчиво. Причем указанные факторы находятся в состоянии тесного взаимовлияния, изменение в одном из них приводит к изменениям в других.

В современных  российских условиях внешняя среда  организаций - хозяйствующих субъектов в целом характеризуется прежде всего следующим:

-   непредсказуемостью;

-   быстрыми  изменениями;

-   значительной  неопределенностью;

-   сложной  структурой;

-   некоторой агрессивностью.

Отечественные организации испытывают влияние  целого ряда неблагоприятных внешних факторов. Проведенные Центром экономической конъюнктуры при Правительстве РФ исследования показали, что в российских условиях существуют следующие важнейшие факторы, препятствующие нормальной работе организаций - хозяйствующих субъектов, это:

- недостаточный  спрос на продукцию предприятия;

- недостаток  финансовых средств;

- изношенность  и отсутствие надлежащего оборудования;

- неопределенность  экономической ситуации;

- конкурирующий  импорт;

- органы государственного управления и местного самоуправления, контролирующие органы;

-   криминальные структуры.

Существенное  препятствие нормальной работе современных организаций - хозяйствующих субъектов создают также недостаточный объем деловой информации, хроническая асимметричность информационного пространства[9].

Последняя состоит  в следующем: разные агенты на рынке  и внутри фирм, участники сделок имеют неодинаковый доступ к информации, в разной мере информированы, что крайне затрудняет формирование сделок на покупку и поставку товаров, повышает хозяйственный риск.

Современная организация  должна быть в состоянии эффективно реагировать, приспосабливаться к изменениям внешнего окружения, чтобы обеспечивать выживание и достижение поставленных целей. Для этого менеджмент организации, прежде всего его верхний уровень, должен снижать неопределенность положения организации в окружении, развивать адаптивность ее к изменениям внешней среды, вырабатывать и проводить политику взаимодействия организации с факторами внешней среды. При этом эффективное взаимодействие с окружением предполагает воздействие как на процессы внутри организации, так и на факторы внешней среды.

 

 

 

 

 

 

3 Анализ системы управления организации ОАО "Газпром" в рамках организационного взаимодействия

3.1 Характеристика и особенности организационной структуры управления ОАО «Газпром»

ОАО «Газпром» является крупнейшим мировым лидером отрасли. Основными направлениями ее деятельности являются: геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии.

Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

"Газпрому" принадлежит 60% российских и 17% мировых запасов газа. По международным  стандартам PRMS вероятные запасы углеводородов Группы «Разпром» оценены в 27,3 млрд т у.т., a их стоимость – в 230,1 млрд.долларов.

ОАО «Газпром»  владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 159,5 тыс. км.

«Газпром» экспортирует газ в страны ближнего и дальнего зарубежья, продолжает укреплять свои позиции на традиционных зарубежных рынках. В 2008 году объем продаж в  страны дальнего зарубежья достиг 184,4 млрд куб. м, в страны СНГ и Балтии — 96,5 млрд куб. м. Стратегической целью ОАО «Газпром» является становление как лидера среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.

Особенность «Газпрома» и одно из его преимуществ заключаются  в том, что он одновременно является и производителем, и поставщиком  энергоресурсов, располагая мощной ресурсной  базой и разветвленной газотранспортной инфраструктурой. Благодаря географическому положению России, у компании есть возможность стать своеобразным энергетическим «мостом» между рынками Европы и Азии, поставляя собственный газ и оказывая услуги по транзиту газа другим производителям. Это предопределяет содержание стратегий компании в ее ключевых областях деятельности.

При планировании и реализации своих проектов «Газпром»  уделяет особое внимание инновационной деятельности. Кроме того, успех работы компании невозможен без развития долгосрочных отношений с субъектами Российской Федерации.

Инновационная деятельность Группы «Газпром» предусматривает разработку перспективных планов и программ для устойчивого развития ТЭК России, развитие сырьевой базы и создание новых технологий для эффективной добычи природного сырья. Все передовые идеи и предлагаемые решения поступают в Научно-технический совет ОАО «Газпром», в состав которого входят высококвалифицированные специалисты. Здесь происходит рассмотрение имеющихся предложений с точки зрения возможности их применения для разработки и обустройства месторождений, модернизации существующих мощностей и т. д. Выдающиеся научно-исследовательские, проектные и опытно-конструкторские разработки по приоритетным направлениям выдвигаются на соискание Премии ОАО «Газпром». С момента вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» в ОАО «Газпром» началась работа по совершенствованию существовавшей системы технического нормирования в Обществе. Функции по организации и координации деятельности в области обеспечения участия специалистов Общества в работах по техническому регулированию возложены на Управление инновационного развития Департамента стратегического развития. Одним из важнейших элементов деятельности ОАО «Газпром» является эффективное управление объектами интеллектуальной собственности. Благодаря этому обеспечивается реализация стратегического курса государственной политики по переходу к инновационному развитию страны и улучшаются экономические и финансовые показатели Общества.

Функции по организации  и координации деятельности в области обеспечения участия специалистов Общества в работах по техническому регулированию возложены на Управление инновационного развития Департамента стратегического развития. Одним из важнейших элементов деятельности ОАО «Газпром» является эффективное управление объектами интеллектуальной собственности. Благодаря этому обеспечивается реализация стратегического курса государственной политики по переходу к инновационному развитию страны и улучшаются экономические и финансовые показатели Общества.

Существуют три уровня управления — оперативный, тактический и стратегический. Оперативный уровень — наиболее детальный, здесь планированию и учету подлежат отдельные операции (транзакции), выполняемые различными подразделениями организации. Горизонт оперативного планирования, как правило, не превышает одного месяца, а планирование ведется в разрезе недель, дней, смен. На тактическом уровне решаются задачи более общего характера, а внимание руководителя сосредоточено в основном на эффективности использования ресурсов. Горизонт планирования, как правило, год, с разбивкой по кварталам и месяцам. А стратегический уровень — наиболее глобальный: на этом уровне решаются задачи формирования стратегических целей, оценки путей их достижения и определения так называемых стратегических инициатив — реальных программ действий по реализации стратегии.

 Можно выделить два основных критерия, которые характеризуют эти различия, — степень детализации и горизонт планирования. По мере перехода от оперативного управления к тактическому и далее к стратегическому информация становится более агрегированной и охватывает все большие временные периоды. И именно это явление привело к тому, что в области информационных технологий исторически сложились два класса систем — транзакционные и аналитические (рисунок).

К транзакционным относятся системы, осуществляющие обработку данных на уровне отдельных операций — транзакций (ERP–системы, автоматизированные банковские системы (АБС), биллинговые системы, учетные системы и некоторые другие). Эти программные продукты иногда называют OLTP–системами (On–Line Transaction Processing — обработка транзакций в режиме реального времени).

К аналитическим приложениям относятся прикладные информационные системы, удовлетворяющие следующим трем критериям:

- поддержка процессов управления — возможности структурирования и автоматизации задач анализа и оптимизации деятельности организации, а также выявления возможностей развития бизнеса;

-   разграничение функций — независимость от ключевых транзакционных систем с возможностью двустороннего обмена данными с транзакционными системами;

Информация о работе Анализ состояния системы управления организации ОАО «Газпром» в рамках организационного взаимодействия