Анализ состояния системы управления организации ОАО «Газпром» в рамках организационного взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2013 в 06:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является проанализировать организацию ОАО Газпром» как систему и разобраться, что есть такое организация.
Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- охарактеризовать организацию как единую систему;
- раскрыть понятие организации её сущность и признаки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1 Характеристика организации как системы……………………………………………..…….…5
1.1 Понятие и сущность организации…………………………………………………………5
1.2 Признаки и жизненный цикл организации……………………………………….………7
2 Самоорганизация и самоуправление хозяйствующих субъектов……………...…………..…10
2.1 Понятие и условия возникновения самоорганизации……………………….…………10
2.2 Открытость самоорганизующихся систем………………………………………………11
2.3 Внутренняя и внешняя среда организаций………………………………………..….…13
3.Анализ состояния системы управления организации ОАО «Газпром» в рамках организационного взаимодействия…….……………………………………………..………….19
3.1..Характеристика и особенности организационной структуры управления ОАО «Газпром………………………..……………………………………………………….19
3.2..Разработка стратегии организации и планов её реализации с позиции организационного взаимодействия…………………………………………….……………24
Заключение…………………………………………………………………………………………26
Список использованных источников……...………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ теория упр-ия.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3

1 Характеристика организации как системы……………………………………………..…….…5

1.1 Понятие и  сущность организации…………………………………………………………5

1.2 Признаки и жизненный  цикл организации……………………………………….………7

2 Самоорганизация и самоуправление хозяйствующих субъектов……………...…………..…10

2.1 Понятие и  условия возникновения самоорганизации……………………….…………10

2.2 Открытость самоорганизующихся  систем………………………………………………11

2.3 Внутренняя и внешняя среда организаций………………………………………..….…13

3.Анализ   состояния системы управления организации ОАО «Газпром»  в рамках организационного взаимодействия…….……………………………………………..………….19

3.1..Характеристика  и   особенности организационной  структуры   управления                ОАО «Газпром………………………..……………………………………………………….19 

3.2..Разработка   стратегии  организации и планов её   реализации с позиции организационного взаимодействия…………………………………………….……………24

Заключение…………………………………………………………………………………………26

Список использованных источников……...…………………………………………...…………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организация в  менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую  программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Организация  в  широком смысле  -  это социально-экономическая система, созданная для достижения коммерческих или некоммерческих целей, а в узком смысле - это объединение людей, реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур.

В условиях хозяйствования организация как основное звено  национальной экономики представляет собой сложную систему, объединяющую в себе взаимосвязанные компоненты социально-экономической, технологической и природной среды. Коммерческие, производственные организации, аккумулируя в своей структуре элементы различного происхождения — общественного, материального, информационного, отображают, по сути, сложную структуру народного хозяйства в целом.

Любая организация может  быть представлена как открытая система, встроенная во внешний мир. На входе организация получает ресурсы из внешней среды, на выходе она отдает ей созданный в организации продукт.

Определяя сущность современного предприятия (организации) с системных позиций управления как сложную, многоаспектную, теория управления рассматривает предприятие как саморазвивающуюся систему, которая может с определенной степенью гибкости реагировать на изменения внешней среды, адекватно изменять свою стратегию, цели, формальные структуры, организационную культуру и поведение персонала.

 Эффективность реагирования  предприятия на изменение окружения  зависит от степени открытости  системы, адекватности механизма управления логике эволюции предприятия и окружения, равновесия в сочетании развития внутренней и внешней среды. Усложнение последней характеризуется ростом дифференциации внешних хозяйственных условий, высокими темпами смены хозяйственных приоритетов, влияющих, в свою очередь, на выбор стратегических целей предприятия, глобализацией экономических отношений, в которые вступает предприятие.

Особое значение в рамках функционирования организации приобретает  организационные взаимодействия: Организационные  взаимодействия  –  это это процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать вместе для достижения его целей.

Целью данной курсовой работы является проанализировать организацию  ОАО Газпром» как систему и  разобраться, что есть такое организация.

Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть  следующие задачи:

- охарактеризовать организацию как единую систему;

- раскрыть понятие организации её сущность и признаки.

На примере всего этого  я рассмотрю такую организацию как ОАО «Газпром». Проанализирую состояние системы управления организации, также раскрою некоторые особенности организационной структуры управления ОАО «Газпром».

Объектом исследования в данной курсовой работе является российская газодобывающая и газораспределительная компания ОАО «Газпром», эволюция ее деятельности, специфика функционирования и особенности организационной структуры управления.

Предмет исследования – система управления организации ОАО «Газпром»  в рамках организационного взаимодействия.

Структура работы представлена: введением, тремя главами, разделенными на параграфы, заключением, списком использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика организации как системы

1.1 Понятие и сущность организации

Общество состоит  из огромного количества различных организаций. Большинство людей всю свою сознательную жизнь связаны с теми или иными организациями, членами которых они являются или с которыми вступают в контакт.

Организацию можно  определить как систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих определенные цели.

Для того чтобы  считаться организацией, некая группа должна отвечать следующим обязательным требованиям:

-   наличие по крайней мере двух человек, которые считают себя членами этой организации;

-   наличие по крайней мере одной цели, которую принимают как общую все члены группы;

-   наличие членов группы, которые работают вместе для достижения цели (целей).

Абстрагируясь от отдельных, частных аспектов, можно  сказать, что основными составляющими  любой организации являются входящие в нее люди, цели, для реализации которых она создана и существует, и управление, формирующее и приводящее в движение потенциал организации.

Каждую организацию  можно представить как открытую систему. На входе она получает ресурсы  из внешнего мира, на выходе - отдает созданный продукт. Поэтому любая организация осуществляет три процесса:

-   получение ресурсов из внешнего окружения;

-   изготовление продукции;

-   передача ее во внешнюю среду[1].

Данные процессы являются жизненно важными для организации. Причем для успешной деятельности организации необходимо поддерживать определенный баланс между ними. Ключевая роль в этом принадлежит управлению.

Управление  организацией в основном определяется ее предназначением, которое она  призвана реализовывать. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Управление формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, и прежде всего ее структуру. Управление осуществляет руководство функциональными процессами, протекающими в организации.

Деятельность любой организации состоит из большого количества различных процессов и подпроцессов. При этом руководство каждой группой процессов и подпроцессов можно рассматривать как определенный вид работы по управлению организацией в целом. Это относительно самостоятельные участки работы, которые выделились в процессе разделения труда в управлении, носящего объективный характер.

Если существуют устоявшиеся границы организации и определено ее место в обществе, она принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института (частные и государственные организации, учреждения, общественные формирования и т. д.).

По мнению одного из крупнейших специалистов в области менеджмента середины XX века Ч. Бернарда, людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности. В организации люди дополняют друг друга, складывают свои способности, что делает их более сильными в борьбе за выживание. Без объединения в организации, самой примитивной из которых было, видимо, первобытное стадо, человеческий род не смог бы выжить и создать цивилизацию.

В основе функционирования организации лежит синергический эффект (В общем виде - вариант реакции системы на комбинированное воздействие двух или более органов, характеризующийся тем, что результат их совокупного, совместного действия превышает простую сумму результатов действий, осуществленных каждым органом в отдельности).

Применительно к организации он состоит в  следующем. Потенциал и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциалов и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и взаимодополнением. Таким образом, существует реальный выигрыш от объединения в организацию для ее членов, который перекрывает потери, связанные с ограничением их самостоятельности.

Синергический эффект при этом образуется прежде всего за счет:

-   разделения труда и специализации работников и подразделений;

-   формирования организационной корпоративной культуры;

- обмена работниками профессиональным опытом и знаниями, лучшего их использования;

- лучшего использования и маневрирования объединенными материальными и финансовыми ресурсами;

-   так называемой групповой компенсации индивидуальных неспособностей;

- подбора для каждого человека места работы и должности, соответствующей его личным и деловым качествам, лучшего использования знаний и профессиональных навыков каждого из них;

- соединения опыта, знаний и квалификации разных людей в одной организации (подразделении) и т. д.

Вместе с  тем объединение людей в организацию  не гарантирует получение положительного синергического эффекта. В ряде случаев образуется отрицательный синергический эффект, когда эффект системы (организации) меньше суммы эффектов элементов, входящих в систему (организацию). Основной причиной отрицательного результата является неорганизованность[2].

Однажды возникнув, организация начинает жить самостоятельной жизнью, в значительной мере, а то и полностью не зависящей от создавших ее людей, вступая с ними в определенные отношения. В ее рамках люди используют организацию для достижения тех целей, ради которых она, собственно говоря, и создавалась. В частности, они надеются, что организация сможет дать им возможность заниматься интересной, важной, престижной деятельностью, обеспечит нужной информацией, предоставит необходимые права, самостоятельность, власть, гарантии безопасности и социальной защищенности.

Организация, в  свою очередь, использует возможности  объединяемых ею людей для своего укрепления и развития. Поэтому она ожидает от своих членов наличия определенного опыта, знаний, квалификации, активного участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся правилам и нормам поведения, разделения своих целей и ценностей.

В идеале взаимоотношения  между человеком и организацией должны быть сбалансированы, но баланс может нарушаться в результате злоупотреблений с той или иной стороны, когда либо организация низводит людей до положения «винтиков», либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случаях результат оказывается одинаковым - организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции.

 

1.2 Признаки  и жизненный цикл организации

Важным признаком  организации считается наличие цели, к достижению которой стремятся ее члены. Цель объединяет и сплачивает их, придает смысл существованию организации, определенность и конкретную направленность ее действиям. Без цели нет и не может быть организации, ибо люди не согласятся просто так терять свободу своей деятельности и подчиняться общим требованиям, с которыми они могут быть внутренне и не согласны. Достижение целей организации возможно только при наличии некоторого "критического" числа участников, объединение сил и способностей которых приносит необходимые плоды.

Другим признаком организации является ее обособленность, выражающаяся в некоторой замкнутости внутренних процессов, которую обеспечивает наличие границ, отделяющих организацию от внешнего окружения. Эти границы могут быть «прозрачными» или «непрозрачными», материальными в виде стен и заборов или «идеальными», основывающимися на различного рода предписаниях и запретах в отношении тех или иных действий.

Важным свойством  организации является саморазвитие, т. е. процесс самопроизвольного, без существенного влияния извне, перехода организации из одного состояния в другое, характеризующийся наличием качественных преобразований ее либо привнесением в нее качественно новых элементов, свойств или характеристик[3].

Можно рассматривать жизненный цикл организации. Наиболее распространенный вариант жизненного цикла организации включает следующие фазы:

Первая фаза - создание организации, становление  ее. Цели организации при этом являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами. Основные задачи - выход на рынок, максимальное увеличение прибыли для дальнейшего развития.

Вторая фаза - рост организации. Развиваются инновационные процессы, формируется миссия организации. Коммуникации и структура организации остаются в значительной мере неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие контактов, демонстрируют высокие обязательства. Главная цель этой фазы жизнедеятельности организации - кратковременная прибыль и ускоренный рост, выживание за счет жесткого руководства. Основная задача - захват части рынка.

Информация о работе Анализ состояния системы управления организации ОАО «Газпром» в рамках организационного взаимодействия